На передовой

Обстановка на юге республики в эти дни продолжает оставаться очень напряженной. В зону боевых действий стянуты подразделения Министерства обороны, внутренних войск, спецподразделения силовых структур и резервисты. Последние все прибывают. Из Балыкчы, Нарына, Таласа...
Над Баткенской долиной поднялось огромное пыльное облако. Оно не рассеивается — круглые сутки напролет по всем направлениям разъезжает военная техника и тяжелогруженые КамАЗы.
Корреспонденты “Вечерки” провели сутки на этой войне...

Хайдарканское направление

Чтобы попасть на передовую за Хайдарканом, нужно пересечь узбекский анклав — село Сох. На въезде и выезде из аула, принадлежащего соседнему государству, стоят хорошо оснащенные блокпосты. На видном месте — фотографии тех, кто 16 февраля участвовал в серии террористических актов в Ташкенте. Некоторые из портретов аккуратно перечеркнуты крест–накрест. Кого–то из них уже нет в живых, другие арестованы.
Узбекские военнослужащие, как, впрочем, и наши, испытывают постоянный информационный голод. Несмотря на то, что район боев совсем близко, о многом они узнают со слов снующих туда и обратно кыргызстанских союзников. Нас просят подойти к “галерее”. Уточняют: так кто же все–таки убит из двух полевых командиров — Абдували Юлдашев или его однофамилец Тахир? “Беспалый”, — отвечаем мы.
Молоденький офицер старательно перечеркивает портрет того, чья кличка Абдулазиз...

Бессонная ночь

Военный штаб Хайдарканского направления разместился высоко в горах, на территории небольшого заводика. В его недостроенных и полуразрушенных помещениях обосновались бойцы. Здесь же в короткие часы передышки отдыхают спецназовцы МВД. Отдыхают — это, пожалуй, громко сказано. Ни комбат, ни начальник штаба, ни тем более рядовые, по сути, не спят — урывают считанные минуты для сна.
Возвращаясь поутру с передовой или из дозора, они почти тут же вновь собираются в путь. То и дело поступает информация: подозрительное передвижение, засечены боевики и тому подобное. Сигнал тревоги — и вперед, в горы.
...Около восьми вечера ближайшие предгорья разнесли эхо стрельбы. Комбат вскакивает на подножку уже двинувшегося УАЗа. Воспользовавшись суетой, мы тоже шмыгаем в машину. Командир матерится, но девать нас некуда — дорога каждая секунда. Минут через пятнадцать солдаты во главе с комбатом рассеиваются в стремительно наступающей темноте.
Один автоматчик остается с нами. “Ложись!” — вдруг кричит он. “Куда?”. “На землю!” — рычит солдат. Шлепаемся рядком в придорожный ров. И тут началось. Грохот перестрелки разрывает уши. Где–то далеко вспыхивают огоньки трассирующих пуль, и вновь — грохот выстрелов.
Очень захотелось домой. И впервые за четыре командировки в Баткен стало ясно, что такое страх смерти.
...Все стихло. Ни звука. Только свист ветра, выдуваемого суровыми ущельями. Наших нет. Когда будут — спрашивать бессмысленно. Может, через минуту, может, под утро. На этот раз обошлось. Комбат вернулся без потерь.
Облегченно вздохнули все. “Не расслабляйся, пресса, — это нам, — все только начинается”, — невесело шутит подполковник.
А под утро, в часа четыре, нас разбудил солдат: “Нападение с тыла. Будьте начеку!” — и исчез в темноте.
Пулеметные очереди и уханье минометов вновь растревожили, казалось бы, мирные горы. Вокруг ни души — все ушли в бой. В углу сиротливо притулился ручной противотанковый гранатомет. “Ты стрелять умеешь?” — тоскливо спрашиваю фотокора. “Дай сигарету”, — слышу в ответ.
С первыми лучами солнца все стихает. Надолго ли?

Вот такие будни

...Из дозора вернулся спецназ. Мужики устали и продрогли. Но все живы–здоровы, это главное. Не раздеваясь, валятся спать — на пол и в обнимку с автоматами.
Через полтора часа команда — “Подъем!”. Спецназ отправляют на “зачистку” территории. Местные аксакалы добрались до штаба и принесли ценную информацию. В одной из пещер хайдарканско–баткенского направления они обнаружили заготовленные дрова, питьевую воду, продукты. Не иначе как запасное лежбище боевиков.
Прошли сутки. Спецназ еще не вернулся. И радует пока только одно — из района “зачистки” не слышно перестрелки.

Изнанка войны

Здесь не любят об этом говорить, но тем не менее время от времени возвращаются к больной теме. Местные жители ведут себя по–разному. Большинство, к счастью, осознают насколько серьезно и опасно происходящее на баткенской земле.
Люди, живущие за чертой бедности уже много лет, помогают военным чем могут. Несут картошку, хлеб, орехи, молоко — у кого что есть.
А другие... Другие регулярно уходят в глубь ущелий, туда, где днями отсиживаются боевики, и тоже щедро делятся. Информацией. О дислокации войск, численности военнослужащих, боевом оснащении. Семеро погибших в районе села Сырт — это дело рук и таких вот осведомителей. Наши военные в этом уверены. Семеро ребят были атакованы сзади, откуда никто не ждал смерти. Им стреляли в спину — об этом говорят ранения.
Хорошо укрепленные накануне позиции правительственных войск были не по зубам бандитам. Они пришли и напали именно с той стороны, где еще не успели выставить блокпост...
Несмотря на то, что местное население предупреждено о начале боевых действий, некоторые, то ли не понимая опасности, то ли по другой причине, постоянно шастают по горам, где проходит линия фронта.
Дневная стрельба поднимает на ноги всех — и военных и сельчан. Потом наша допотопная связь донесет до штаба весть о том, что это, скажем, местные мальчишки отправились “погулять” как раз туда, где земля заминирована. А пока комбату остается лишь молиться, чтобы шальная пуля не задела таких вот беспечных гуляк или чтобы не громыхнул взрыв. Приказ cтрелять без предупреждения действует в условиях войны однозначно.

До победы осталось...

Никто не может сегодня сказать, когда придет конец баткенской заварухе. Но все этого очень хотят.
В штабе Объединенной группировки силовых структур ужесточен режим службы. Ни из кого лишнего слова не вытянешь. Наверное, это правильно. Утечка информации играет на руку только противнику.
Ясно одно. Командование не намерено затягивать баткенский конфликт. Не сегодня завтра здесь начнутся активные боевые действия. Это очевидно.
А рядовые воины, не сговариваясь, твердят одно: мы победим. И еще добавляют, что верят своему генерал–лейтенанту Абдыгулу Чотбаеву.

Если друг оказался вдруг...

...Холеный здоровенный майор сладко потянулся. Посмотрел на часы. Двенадцать дня. Сержант, сидящий рядом, только сплюнул: “Третью неделю смотрю на него и все думаю, что он здесь делает?”. В тот день майор наконец получил приказ: “На передовую”. Он жалко и трусливо отговаривался: “Я гражданин России, не имеете права...”.
Ответ из штаба на запрос по поводу его отговорок был коротким: “Гражданин Кыргызской Республики, призван из...”.
Приказ остался в силе. Было противно. Впрочем, это уже другая история.
А.ОТОРБАЕВА. 
Фото В.ПИРОГОВА. 

На проводе — моджахед

Из столицы республики специалисты–связисты ведут теперь радиоперехват переговоров боевиков.

Современная дорогостоящая аппаратура поступила в республику по линии технической и военной помощи, оказываемой СНГ Кыргызстану в рамках борьбы с бандформированиями в зоне конфликта.
Она установлена в расположении Национальной гвардии. Все поступившие данные тут же передаются в соответствующие службы МНБ и МО.
Соб. инф. 

Снега помогут солдатам

За минувшие сутки оперативная обстановка в зоне военного конфликта на юге республики существенно не изменилась.

Можно считать, что в Баткенском районе завершился первый этап операции по нейтрализации международных террористов. Несмотря на потери, правительственные войска смогли нанести по экстремистам ряд ударов и уничтожить десятки боевиков, среди которых был и один из лидеров ваххабитского движения Абдулазиз Юлдашев.
В актив нашего командования следует отнести и пересмотр самой концепции военных действий — от обороны войска перешли к наступлению.
В число неудач входят безрезультатные переговоры с экстремистами по вопросу освобождения заложников.
Проведенные операции убедительно доказывают, что наибольший успех приходит тогда, когда против врагов действуют объединенные силы союзников. В этом плане большую помощь нашим войскам оказывают военные Узбекистана, Казахстана и России.
По нашим сведениям, руководством Минобороны составлен план второго этапа операции, который должен утвердить Главнокомандующий А.Акаев.
Между тем обстановка в районе конфликта складывается не в пользу террористов. Этому способствуют и холода. Выигрывавшие до сих пор за счет своей мобильности и быстроты передвижения, боевики потеряют эти качества, едва снега занесут горы.
Для наших же солдат сейчас на первый план выходит обеспечение тыловым теплым имуществом. От этого, в частности, будет зависеть успех второго этапа операции.
А.КИМ. 

Содержание номеравперёдНазад