на 30.12.2022
| атмос. давление 705
мм |
| относит. влажность 69
проц. |
| радиационный фон 31.12.2022
мкР/час |
на 8.25
| восход 17.28
заход -6...-8
|
| ночью -1...+1
днем 1
|
|
на 30.12.2022
| 85,73 |
|
| 92,10 |
|
| 1,215 |
|
| 0,122 |
|
| 10,10 |
|
|
|
стоп! снято!
Алиса в стране киночудес
Мы родом из детства. Наверное, еще и поэтому знакомство с выдающимся режиссером анимационного кино Юрием Норштейном стало для меня таким ярким событием. Это случилось во время Московского МКФ, в программе которого была ретроспектива его фильмов. После творческой встречи с мастером всем зрителям он подарил свою книгу “Ежик в тумане”. Издание рекомендовано “взрослым детям”, богато иллюстрировано, а вот текста мало — только тот, что за кадром в одноименном мультфильме читает Алексей Баталов.
...Как–то родственники попросили меня посидеть с их дочкой Алисой, которой три с половиной года. Я знала, что девочка, как и все современные дети, любит смотреть сериальные мультики про семейство Барбоскиных, свинку Пепу и тому подобное, а вот удастся ли мне заинтересовать Алису “Ежиком в тумане”? Поначалу мультфильм она смотреть не захотела. Тогда я показала ей книгу. Девочка стала ее листать и по ходу комментировать картинки. Потом попросила почитать ей вслух.
Я решила еще раз попробовать показать Алисе мультфильм. Алиса осторожно стала смотреть мультфильм и постепенно втянулась. Затем она стала просить читать ей книгу во время просмотра. Это странно, подумала я. Но она настаивала. С тех пор, когда Алису привозят ко мне, первым делом она пролистывает книгу Норштейна, затем смотрит мультфильм.
После общения с Алисой я стала вспоминать свое детство. Как вспышки, возникли несколько образов. Это олениха в зимних сумерках во дворе “Кыргызфильма”, танцы Нурдина Тугелова на песке Иссык–Куля, разводные мосты в Ленинграде, сцены с бегущей девочкой Анарой с яблоком в руках из фильма “Красное яблоко”...
Олениху привезли для съемок в фильме Болота Шамшиева “Белый пароход”. Я почему–то в тот момент оказалась на попечении сотрудницы монтажного цеха Галины Тараскиной. Видимо, мама была занята на работе. Тетя Гала подвела меня к окну и говорит: “Посмотри туда! Видишь оленя? Он будет сниматься в кино!”.
А однажды мама взяла меня с собой в командировку в Ленинград, где на “Ленфильме” шел монтажно–тонировочный период и печать цветной копии полнометражного фильма Геннадия Базарова “Сказ об искусстве”. Артист балета, педагог и балетмейстер Нурдин Тугелов танцевал, конечно, не на песке: для него создали твердую основу. Это происходило на Иссык–Куле. Сам же фильм был приурочен к пятидесятилетию образования Киргизской ССР и рассказывал о достижениях нашего искусства за годы советской власти. Там же, на Иссык–Куле, я впервые увидела Самару Токтакунову, солировавшую в ансамбле комузистов на фоне озера. Музыканты тогда виртуозно исполняли пьесу Атая Огонбаева “Маш ботой”. А в тот день, когда во дворе “Кыргызфильма” появилась олениха, я несколько раз вместе с ответственными работниками студии смотрела отснятые сцены с девочкой Анарой из фильма Толомуша Океева “Красное яблоко”, и не где–нибудь, а в директорском кинозале. Кстати, я была на премьерах всех трех фильмов — “Белого парохода”, “Красного яблока” и “Сказа об искусстве” и до сегодняшнего дня они остаются в моем личном топ–листе любимых картин.
Гульбара ТОЛОМУШОВА, киновед, член Международной федерации кинопрессы.
Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
|
|
|
|
|