№4 (11331)
Пятница, 12 января 2018 года


И коронную отпразднуем!
Рассказывать о парах, проживших вместе много лет, стало доброй традицией «Вечерки». Сегодня мы хотим познакомить своих читателей с Антониной Васильевной и Евгением Ивановичем Степановыми, отметившими вчера, 11 января, 60–летие совместной семейной жизни. Такую свадьбу принято называть бриллиантовой, а в 75–летие — коронной.
    Не всем супругам выпадает счастье дожить в мире и согласии до золотой свадьбы, а уж до бриллиантовой — такая редкость, как и сам драгоценный камень, в честь которого это торжество и получило название.
    Накануне знаменательной даты корреспонденты “ВБ” побывали в гостях у Евгения Ивановича и Антонины Васильевны.
    60 лет — долгая дорога жизни, которую юбиляры прошли рука об руку, сумев сберечь любовь, сохранить взаимоуважение. Делили горе и радость, растили детей, а сейчас радуются внукам и правнукам. Забегая вперед скажу, внуков у Степановых четверо: Сергей, Дарья, Евгения и Роман. И столько же правнуков: Злата, Виктория, Андрей и Артем.
    Евгений Иванович и Антонина Васильевна знают друг друга с детства. Отец Жени был директором совхоза “Жанги–Пахта”, куда на лето отправляли Тоню на каникулы. Там и познакомились, а встречаться начали уже студентами.
    — Он учился в Москве в энергетическом институте, а я у нас, во Фрунзе, в мединституте на санитарного врача. Когда он приезжал на каникулы, встречались, гуляли, в кино ходили. Женя очень хорошо играл на аккордеоне. Пойдем с ним в клуб, он играет, а все танцуют... — вспоминает Антонина Васильевна.
    — Я диплом получил с отличием, и отец по этому поводу устроил праздник. А через пару дней я ему заявил, что хочу жениться на Тоне, племяннице нашего агронома. Помню, отец удивился: вот чудак, что же раньше–то не сказал?
    В день свадьбы Антонина сдавала госэкзамен по глазным болезням. Всю ночь готовилась, но, когда взяла билет, от волнения не смогла ответить на все вопросы. Преподаватель хотел поставить девушке тройку, но за подругу вступилась вся группа: да у нее же сегодня свадьба! У Тони из глаз потекли слезы... Тогда преподаватель спросил: “А как на латыни будет “слезы”?” И, получив верный ответ, поздравил.
    Этот день и Евгению запомнился — в ночь перед свадьбой у него разболелся зуб, а наутро опухла щека.
    — По специальности я инженер–теплофизик. После окончания института по распределению поехал в Сибирь на монтаж атомной электростанции. Супруга поехала за мной, — продолжает Евгений Иванович. — В 60–м году родилась долгожданная дочь Марина. В тот год после тяжелой болезни не стало моего отца, и мы переехали в Кыргызстан, к матери. Устроился в Академию наук, но через год понял, что мне больше нравится практика. Перешел работать на ТЭЦ, стал начальником ремонтно–технического отдела, где и проработал до выхода на пенсию — больше 40 лет.
    — Ну а я работала на санэпидстанции. Заведовала отделением гигиены питания, вместе с коллегами открывала хлебзавод, молокозавод, булочно–кондитерский комбинат, молочную кухню, которые и по сей день функционируют, — добавляет супруга.
    Перелистывая семейный альбом, старики вспоминают, как уже во Фрунзе родилась вторая дочь — Алена. О том, что в семье ожидается пополнение, они узнали после отпуска на болгарском морском курорте и сейчас шутят, что привезли дочь из–за границы.
    — Мы часто ностальгируем по прежним временам — ведь ни один свой отпуск не сидели дома, постоянно путешествовали. Плавали по Енисею, летали в Сочи. Да и у нас в республике были замечательные курорты и дома отдыха. Часто бывали на Иссык–Куле. А дочки всегда отдыхали в пионерских лагерях, — вспоминает дедушка. — Однако пару лет назад дочери подарили нам путевку на Иссык–Куль, в один из пансионатов. Но все уже не так, как раньше...
    — Столько лет вместе! В чем секрет? — выпытываю у собеседников.
    — Секрета нет, видно, так Богу было угодно, — отвечает Евгений Иванович. — Мы счастливые, потому что есть друг у друга. Многие разводятся, столкнувшись с первыми сложностями. У нас, конечно же, тоже были и ссоры и примирения, все, как у всех, но это мелочи жизни. Недаром же говорят, что самый счастливый брак — это первый брак, каким бы несчастным он ни был.
    — А можно я открою их секрет? — вступает в разговор внучка Степановых Евгения, которая слышала нашу беседу. — У дедушки и бабушки настоящая любовь, которая из года в год только крепче становится. У дедули больные руки, а у нашей бабушки было два серьезных перелома, и ей сложно ходить. Так вот, бабушка у деда руки, а дедушка у бабушки ноги, он водит ее из комнаты в комнату, поддерживает, чтобы не упала. Ни разу не видела, чтобы они друг к другу неуважительно относились, не слышала, чтоб говорили обидные слова. Мы берем с них пример, и, если спросят, есть ли у меня кумиры, не задумываясь отвечу, что это мои бабушка и дедушка.
    Кстати, Евгению назвали в честь деда. В судьбе внучки старики сыграли немаловажную роль. Женя тоже врач по профессии, а когда училась в вузе, у нее родились сыновья — Андрей и Артем.
    — Учебу бросать нельзя! — сказали тогда старики. — Будем помогать с правнуками.
    Обещание сдержали: оставались с мальчишками на весь день, кормили, укладывали спать, купали, играли.
    — Дедушка у нас главный кулинар в семье. На все застолья он готовил главное блюдо. Сейчас, когда дед уже не может сам готовить, я делаю лагман, плов, варю борщ по его рецептам, — рассказывает Женя.
    Пока беседуем, к дедушке и бабушке после института заглянул младший внук — Роман. В свободное время парень часто спешит к старикам. Помогает с уборкой, бегает за продуктами, покупает лекарства в аптеке.
    Каждый раз в день свадьбы родные поздравляют своих бабушку и дедушку. И в этот особенный год тоже собрались за праздничным столом, чтобы пожелать им еще много–много счастливых моментов в семейной жизни.
    — Вы к нам и на коронную свадьбу приходите, — на прощание говорит Евгений Иванович. — Всего–то 15 лет до нее осталось.

  • семейное торжество
        Дочери виновников торжества Марина и Алена говорят, что в их семье принято отмечать все праздники и дни рождения, а юбилеи родителей — вообще любимое всеми торжество. Вот и вчера после работы и учебы все члены большого семейства собрались за праздничным столом, чтобы сказать юбилярам самые теплые слова.
        — У родителей всегда были друзья разных национальностей, они и научили готовить блюда многих народов. В этот раз предпочтение отдали национальной кухне и основным блюдом сделали куурдак, — говорит Алена. — Мы пожелали маме и папе самое главное — крепкого здоровья.
        Внуки Степановых говорят, что бабушка с дедушкой для них — настоящие кумиры, на которых они все хотят быть похожими. Четвертое поколение семьи (правнуки) тоже не осталось в стороне. Вика для такого значимого вечера подготовила танец, а Андрей выучил любимый дедушкин стих.
        — Хочется сказать спасибо и коллегам родителей. Маму каждый год приглашают в Центр Госсанэпиднадзора и дарят подарки. Папа созванивается с некоторыми коллегами и узнает о делах на предприятии. Когда он уходил на пенсию, директор подарил ему философскую книгу Конфуция, которую отец до сих пор с удовольствием перечитывает, — добавляют дочери. — Очень приятно, что наших родителей помнят и уважают.

  • и в горе, и в радости
        1960–й год, по словам супругов Евгения и Антонины Степановых, выдался для их молодой семьи самым сложным. Но именно он стал проверкой на прочность их любви. И эту проверку молодая пара с честью прошла.
        Тоня и Женя радовались рождению первенца — дочки Марины. Но этот трогательный и счастливый миг омрачился в одночасье — сразу из роддома малышку перевели в больницу с заражением крови. В этот период и у Евгения Ивановича, возможно, из–за переживаний за ребенка открылась язва желудка, и ему пришлось лечь на операцию. Так вышло, что дочь и отец лечились в разных отделениях одной больницы.
        Антонине приходилось буквально разрываться, бегая от дочки к мужу, обоим был нужен уход. С тех пор прошло много лет, но старики с особой теплотой и сейчас вспоминают, как помогали им в этот период сотрудники больницы — врачи и медсестры. Они даже не выписывали маму с дочкой, чтобы Тоня смогла еще побыть рядом с мужем, которому так необходимо было ее внимание.

    Айжан МАМБЕТАЛИЕВА.
    Фото Владимира ПИРОГОВА.