навязло в зубах
Пир во время чумы, или Все мы там будем
Как показывает практика, действительно оптимизму и стремлению к праздникам кыргызского народа мало что может помешать. И хотя тесты на экономическое развитие, благоприятный инвестиционный климат и другие важные государственные проблемы мы проходим с большим трудом, красиво жить нам не может помешать даже откровенная бедность большинства населения страны.
Одним из главных показателей такого удивительного положения стало пристрастие кыргызстанцев к торжественным тоям, связанным с древними народными традициями и религиозными обрядами. Рождение детей, обрезание пут, свадьбы, похороны, поминки ложатся порой тяжелым бременем на плечи и кошельки родственников. Но люди, несмотря ни на что, все равно тянутся из последних сил, занимают деньги, берут кредиты, чтобы, не приведи Аллах, не нарушить обычай, не обидеть соплеменников.
Полемика на разных уровнях по этому поводу ведется давно. В последнее время самым громким скандалом в парламенте сопровождалось выдвижение Аидой Саляновой (в бытность депутатом ЖК) законопроекта об ограничении проведения пышных семейных торжеств.
Создатели документа, прекрасно зная ситуацию, понимали, что в одиночку неимущим гражданам республики трудно справиться с традиционными требованиями, и поддержка государства необходима. Но менталитет оказался превыше практических соображений. И хотя закон вовсе не отменял застолий по важным семейным событиям, а лишь призывал к разумным ограничениям, парламентское большинство вскинулось, как кони на дыбу. “Так что же, — возмущался Кожобек Рыспаев, — мы уже и рождение детей не можем отметить? У нас у всех большие семьи, кланы, собственные сваты, надо всех приглашать и потчевать!”
Действительно, семьи у всех большие, что у нардепов, что у скромных сельчан. Вот только доходы разные. В общем, тот законопроект затоптали на корню.
Сейчас, к примеру, в Бишкеке по разным подсчетам активно действует от 74 до 85 огромных банкетных залов. И по ценам, которые там бытуют, стоимость празднеств колеблется от 90 тысяч сомов до 750 тысяч (это в лучшем случае). Общеизвестны поражающие своим размахом всенародные тои, которые устраивают люди, чьи доходы не может подтвердить ГНС. Проводятся народные состязания, в качестве призов выставляются машины, золотые слитки. К чему эта роскошь и размах? Самый лучший ответ — из благородного желания просто накормить голодных односельчан. Но есть другие варианты, и каждый из них хуже другого.
Один известный кыргызский экономист, понимая, что с таким явлением справиться трудно, подсказал альтернативу: “Я не против, пусть тои проводят, но вместе с тем я предлагаю государству создать нашим людям условия для открытия производства стоимостью до миллиона долларов, чтобы они содействовали развитию экономики”. Он же поведал, что ему известны многочисленные факты о том, что в некоторые современные тои вкладывается от 500 тысяч до миллиона долларов.
О том, что тема не исчерпана, говорит недавнее выступление в парламенте депутата ЖК Акылбека Жаманкулова. Его поразила информация, что с начала 2018 года за счет государства провели 105 тоев, на каждый из которых потрачено не менее 2 миллионов сомов. К примеру, 120–летие Балыкчы, 150–летие Нарына, 90–летие Лейлека... Нардеп призвал в связи с усложнившейся экономическо–финансовой ситуацией в стране объявить мораторий на такие празднества. Но, судя по всему, шансов пропихнуть запрет — никаких.
Кто же захочет печалиться о выплате госдолга, когда завтра очередной той, и не важно за чей счет...
Александр ГОЛЬД.
Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
|
|
|
|