№124 (11451)
Пятница, 19 октября 2018 года

шок
Откупились
Первомайский суд вынес решение о взыскании с государства двухсот тысяч сомов в счет моральной компенсации за смерть Турдубека Акматова, который был зверски избит сотрудниками милиции и умер в результате побоев. Такое решение приняла судья Первомайского суда Жаныбек кызы Венера.
    Трагедия произошла 13 лет назад. В мае 2005 года Турдубека Акматова вызвали по повестке сотрудники отделения милиции села Мирза–Аки Узгенского района на допрос по подозрению в совершении кражи. Акматова допрашивали 10 часов, шесть ментов периодически избивали его, требуя признаться в преступлении, которого он не совершал. Избивали его, хотя, наверное, уместнее сказать, забивали. В тот же вечер — 3 мая — мужчину отпустили домой. Похоже, сами истязатели поняли, что перестарались, и испугались, что он может скончаться от побоев в пресс–хате — в отделении милиции. Уж очень тяжелым было состояние изувеченного мужчины. Он едва добрался до дома и рассказал своему отцу, что шесть милиционеров избивали его во время допроса. Вскоре после этого у него пошла кровь из ушей, рта и носа. Спасти мужчину было невозможно из–за травм, не совместимых с жизнью. В тот же вечер Турдубек умер.
    По факту смерти сына отец Турдубека обратился в органы прокуратуры. Как показало вскрытие, у Турдубека Акматова были обнаружены тяжелые травмы головы, груди и брюшной полости вследствие ударов тупыми тяжелыми предметами. Это подтвердили многие судебно–медицинские эксперты. Следователь Узгенской прокуратуры возбудил уголовное дело по статье 97 УК КР (“Убийство”).
    Группа медицинских экспертов пришла к выводу, что телесные повреждения Турдубеку были нанесены за несколько часов до его смерти, что соответствует времени, когда он в качестве задержанного находился в отделении милиции. Кроме этого, милиционер, дежуривший в отделении милиции в то время, когда там находился Турдубек, подтвердил, что во время допроса милиционеры его избивали.
    Несмотря на эти очевидные доказательства, следствие по факту смерти Акматова длилось безрезультатно шесть лет — до 2011 года — и за этот период шесть раз приостанавливалось. Виновные сотрудники милиции не были привлечены к уголовной ответственности. Хотя их вину подтвердили многочисленные независимые комплексные экспертизы и даже проведенная эксгумация тела.
    В связи с тем, что прокуратура объективно не расследовала факт пыток, вследствие которых умер Турдубек, отчаявшийся отец обратился в комитет ООН по правам человека, где вынесли решение еще в 2015 году, что Турдубек был подвергнут пыткам, вследствие чего и умер. Глава комитета ООН обратился с заявлением к нашим властям провести новое оперативное, беспристрастное расследование и привлечь к ответственности виновных, а также предоставить семье жертвы надлежащую компенсацию.
    После решения комитета отец подал исковое заявление о возмещении компенсации по случаю смерти его сына. И получил... двести тысяч сомов, которые можно расценить как откупные за горе и унижения родных. Стыдно должно быть и верхам, и Фемиде.
    Что же касается уголовного дела, то его прикрыли, якобы по истечении стольких лет не могли найти тех сотрудников милиции, хотя известно о них все.
    — К сожалению, сотрудникам не предъявили в свое время статью “Пытка”. Хотя их действия подпадают именно под нее, — говорит Индира Саутова из Коалиции против пыток в Кыргызстане. Эта организация помогала родным отстаивать их права и интересы.

Нина НИЧИПОРОВА.