Пятница, 19 октября 2018 года. №124 (11451) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Клинический диагноз

Парламентарно
Кадры решают всЁ
Зри в недра
Трагедия Джеруя: владелец лицензии планирует заложить месторождение российскому банку
Зеленый форум
Под нашим солнцем все растет. Но...
Клинический диагноз
Таблетка в законе
Черный вопрос
Кара–Кече — путешествие длиною в день
От производителя до потребителя: из чего складывается цена на топливо?
Миграция
Когда за рубежом и стол, и дом
Недетский вопрос
Пенсионеру в три раза сократили срок за сексуальные домогательства к девочке
Наташу развращал отец ее подруги
Как защитить ребенка от насильника?
Особый случай
Готовьте пациента. Мы прилетим
Хроника расследований
Машина с отметиной на боку
Откупились
Международное заключение
Эра милосердия
Только через боль
Нигяр еще может выжить
Точки сбора интернет–форума Diesel.elcat.kg:
Громкое дело
Рэкет против своих
Большие беды от крупной наличности
Наши за границей
В Афинах не хватает снега, а в Мельбурне — солнца
Стоп, снято!
Соблазнительная «Аврора»
Финансовый сектор
Золотого цеха не будет. Пока
Жилье мое
Ипотека дешевеет: ждать или брать?
Почти как в СССР
Авто
«Ред Булл» хочет вернуть Квята. А стоит ли ему возвращаться?
«Феррари» проиграли титул
Болид Turbinator–2 установил новый мировой рекорд скорости
Audi изменит логотип
Skoda готовит маленький кроссовер
Названа дата дебюта самого быстрого McLaren
PORSCHE пустит в серию 911 SPEEDSTER
Отдыхай
куда пойти
Ваш выход
В Belcanto запоет любой
Залкара ждут в Милане
Бусинки, на сцену!
Непрошедшее прошлое
Музыка слова Ирины Кузнецовой
Хронометраж
Горе без ума
Огни премьеры
Когда нас не будет, нас будут играть на Земле
Вызов горе
Наши идут на великую Чогори!
Акция "ВБ"
Тест на доброту
Не подливать алкоголя в огонь

Метеосводка по Бишкеку
 на 30.12.2022
атмос. давление 705 мм
относит. влажность 69 проц.
радиационный фон 31.12.2022 мкР/час

 на 8.25
восход 17.28 заход -6...-8
ночью -1...+1 днем 1

Учетный курс валют
 на 30.12.2022
85,73
92,10
1,215
0,122
10,10



Таблетка в законе
Даже в аптеках сегодня можно нарваться на контрабандные лекарства. И это ни для кого не секрет. Контрабандный фармацевтический рынок действует во многих странах. Разве что отличается своим размахом. По данным Всемирной организации здравоохранения, в такие страны, как наша, завозится 30–40 процентов контрабандного товара.

— Что делать, чтобы пресечь беспредел?
    С этого больного для Кыргызстана вопроса началось наше интервью с директором департамента лекарственного обеспечения и медицинской техники Минздрава Гульмирой ШАКИРОВОЙ.
    — Сделать надо многое. Но для начала нужно понять, из–за чего сложилась такая обстановка. То, что мы сейчас имеем, копилось на протяжении многих лет. К примеру, законодательство в области лекарственного обеспечения было от 2003 года. За 15 лет было пять изменений, и то они носили адресный характер. Или, к примеру, положение о департаменте утверждено в 1997 году. За 20 лет было шесть изменений адресного характера. Тем временем во всем мире фармрынок и правила игры, как и другие аспекты нашей жизни, стремительно менялись. В этой связи необходимо было на каждое проявление своевременно принимать системные решения, которые должны были обеспечить пресечение контрабанды.
    За полтора года нашей деятельности силы были направлены как раз таки на создание новой правовой базы. Приняты три новых закона в области обращения лекарственных средств и медицинских изделий. Мы наладили тесную связь со Всемирной организацией здравоохранения, и она также оказывала содействие в этом вопросе. Кроме этого, в этом году уже вышло восемь постановлений правительства по реализации законов, прописываются новые правила регистрации лекарственных средств, экспертизы и другие правила и для бизнеса, и для регуляторного органа. Все эти механизмы улучшают обеспечение фармрынка в стране.
    То есть мы постарались системно подойти к решению текущих задач.
    Есть другая необходимая часть работы, которая относится к компетенции правоохранительных органов. Ведь на самом деле пресечение контрабанды — это их работа. Очевидно, что необходимы мероприятия по усилению контроля на границах.
    Так, с вхождением в ЕАЭС мы включились в работу по формированию единого рынка лекарств. Надо отметить, что единый рынок существует только для лекарств, которые зарегистрированы по правилам ЕАЭС. То что убрали таможенное администрирование ввоза лекарств, привело к бесконтрольному ввозу лекарств с территории стран ЕАЭС. Граница с Казахстаном практически не контролируется. Администрирование между странами ЕАЭС осуществляет налоговая инспекция, куда подаются документы по перемещаемым товарам. К нам никакой информации о перемещении лекарств не поступает. Но если поставщик обращается к нам за сертификацией своего товара, тогда мы можем узнать о факте ввоза лекарства в страну. Поэтому в данном направлении много предстоит сделать, так как единый рынок должен полностью заработать только к 2026 году. А до этого времени надо решать проблему контрабандного ввоза лекарств.
    Главным инструментом в борьбе с контрабандой, на наш взгляд, должны стать наши инициативы по внедрению системы электронного отслеживания лекарственных средств.

— Что это за система?
    — Каждая упаковка лекарств имеет свои коды. Чтобы отследить ее продвижение, надо ввести кюар–код — это такая матрица, в которой содержатся все сведения о производителе, самом лекарстве, есть ли оно в наличии, когда было продано и так далее. Маркируется каждая коробка лекарств определенной серии. Поступили, например, 150 упаковок лекарства, и все они должны быть пронумерованы, в кюар–коде будет указан номер каждой. Когда кюар–код считывается, то можно получить информацию, что упаковку, например, под номером один продали в такой–то аптеке вчера днем. Таким образом, если в страну завезена партия препарата определенной серии, то можно отследить, где и когда он был продан. И если препарат этой серии продан, то система оповестит, что его в стране больше нет.
    То есть если препарат завезен легально, зарегистрирован, то вся база о нем выйдет. Но если товар будет нелегальным, то информация о нем не будет прочитываться, поскольку ее нет. К этой системе будет и мобильное приложение, когда каждый из нас будет участвовать в контроле. Это только начало внедрения системы. Мы предполагаем ввести ее в течение пяти лет, поскольку для этого нужно техническое оснащение. Очень долго мы искали источники финансирования. И, слава богу, Всемирный банк поддержал пока первый и второй ее этапы. А в ней их несколько.

— Насколько я знаю идею введения электронного мониторинга лекарств предложил еще предыдущий министр Минздрава?
    — Да, все верно. И здесь было много разных мнений и недопонимания, дескать, почему Кыргызстан берет программу Турции, и так далее. Мы съездили в Турцию, в которой, по оценкам ВОЗ, работает одна из лучших программ по электронной базе данных лекарств. И спрашивается, зачем изобретать велосипед, если он есть. В Турции наши сотрудники воочию увидели, как четко отслеживается движение каждой упаковки лекарств. Наш переводчик, например, купил две упаковки лекарств, отсканировал на своем мобильном телефоне кюар–код, и мы увидели все данные о препарате, даже то, какую сумму за него вносит ОМС, сколько он сам должен заплатить. Эта система внедряется во всех странах мира, она помогает защитить рынок от подделок, контрабанды. Таким образом, мы стараемся подтянуть действующее положение под суровые реалии и работать в ногу со временем.

— Лекарств наша страна по–прежнему не производит?
    — Только три процента зарегистрированных лекарственных средств выпускается у нас. 97 процентов — это импорт, и он растет, в 2010 году было завезено в страну лекарств на пять миллиардов сомов, в 2011–м — уже на семь, в прошлом году — на четырнадцать. За девять месяцев этого года было завезено лекарств на двенадцать с лишним миллиардов. Это только официальные данные, которые проходят через департамент, которые зарегистрированы. Я не говорю о препаратах и об их стоимости, которые завозятся контрабандой. По данным ВОЗ, как уже говорилось, в такие страны, как наша, завозится 30–40 процентов контрабандного товара.

— Чем объясняется такой рост?
    — Мы связываем это с тем, что принимается новая нормативная база, все больше фирм начинает легально работать. Население у нас шесть с небольшим миллионов, и не могу сказать, что население стало больше употреблять препаратов или больше болеть. Идет реальная легализация. Кроме этого, фармацевтический мир развивается и не стоит на месте, это также отражается на количестве регистрации лекарственных средств.

— В новом законе о лекарственных средствах говорилось, что правительство может регулировать ценообразование. Почему тогда в аптеках разные цены на один и тот же препарат?
    — Да, закон предусматривает за правительством такое право. Но тут надо действовать очень тонко. Иначе фирмы могут войти в сговор, и есть риск, что могут не привезти жизненно важные лекарства. Поэтому создана межведомственная рабочая группа по ценорегулированию, в которую вошли представители разных министерств и ведомств, правительства, фонда ОМС, нашего департамента. Кстати, только в Таджикистане и в Кыргызстане из всех постсоветских республик цены на лекарства не регулируются. Мы как минимум отстаем лет на пять от многих регуляторных органов, которые развиваются в нужном направлении. Но хочу сказать, что Кыргызстан сейчас является членом сети по мониторингу цен. Мы можем видеть благодаря этому, сколько стоит то или иное лекарство в той или иной стране: Казахстане, Азербайджане и так далее.
    Известно, что чем больше государство финансирует лекарственный сектор, тем больше может диктовать свои правила. А так как наша страна не является сильным игроком на фармрынке, денег у нас немного, то ценорегулирование будем вводить осторожно и постепенно. Сначала на те препараты, которые входят в дополнительный лекарственный пакет фонда ОМС.
    Будут выставлены предельные оптовые цены, по которым их станут продавать в аптеке. Пациент будет знать, что на препарат этого производителя цена не должна быть выше. А пока население жалуется, что в аптеках разные цены на один и тот же препарат, потому что каждый поставщик накручивает на упаковку ту надбавку, которую считает нужной.
    Но политика ценорегулирования должна быть сбалансированной: не в ущерб и бизнесу, который одновременно должен работать по законам государства. С нового года эти механизмы будут внедряться пока в качестве пилотных в трех районах Иссык–Кульской области, где уже подготовлен Центр семейной медицины для выпуска еще и электронных рецептов. Чтобы посмотреть, как работают механизмы ценорегулирования, нужна электронная система. То есть мы решили идти поэтапно, чтобы не наломать дров, не ухудшить ситуацию с доступностью лекарств.

— У нас не всегда можно купить нужный препарат, поскольку, дескать, рынок маленький и фирмы не идут к нам. А как их привлечь?
    — Нельзя сказать, что фирмы к нам не идут. При той политике обеспечения лекарственными средствами, которая была при прежнем законодательстве, на наш рынок действительно неохотно шли. Но, когда были приняты новые законы, которые предусматривают механизмы быстрого доступа на рынок, он оживился. Сейчас идет перестройка системы допуска препаратов в страну.

— Что она подразумевает?
    — Есть национальная процедура регистрации лекарств, которую проходят все фирмы. Но если у фирмы есть подтверждение, что препарат зарегистрирован в сильном регуляторном органе, то тогда закон предусматривает более быструю его регистрацию у нас. Например, если препарат прошел контроль Европейского бюро медицинских препаратов, то зачем нам дублировать его работу. Это глобальная тенденция во всем мире, и мы используем наработки того органа. Поэтому допуск таких препаратов на наш рынок будет производиться в течение 45 дней. Это улучшает обеспеченность страны надежными качественными препаратами.
    Это одна из особенностей нового закона. Вторая: есть перечень лекарственных средств, разрешенных к ввозу в страну без регистрации. Этот перечень будет соответствовать четким критериям, установленным правительством, а именно: эти препараты из надежного источника крайне необходимы для лечения больных и так далее. Комиссия Минздрава будет принимать решение, можно ли их завозить в страну. Но контроль за качеством и безопасностью обеспечиваем, разумеется, мы.
    Минздрав работает еще над тем, чтобы включить и международный механизм закупок. Но это требует внесения изменений в законодательство. Государство, на мой взгляд, делает все, чтобы хорошие препараты более легким образом приходили к нам.

— Вы имеете в виду внесение изменений и в Закон “О госзакупках”?
    — Да. Здесь надо бы понять, что лекарства и изделия медназначения — это особый товар. К сожалению, у нас вопросы регулирования ими разбросаны по разным законам. И положения одного противоречат, бывает, другому. И подстроиться под регулирование общих товаров сложно, поскольку в нашем случае вопрос касается безопасности лекарств. Во многих странах все, что касается лекарственных средств и изделий медицинского назначения, собрано в одном законе. У нас, кстати, тоже. Например, все, что касается банковской сферы, выведено в отдельное законодательство. И в нашей системе должно быть так же.
    В Казахстане, например, из госзакупок выведена процедура закупок лекарств и медизделий. Действует постановление правительства о правилах закупок этих товаров. Возможно, мы должны идти по такому же пути либо предусмотреть в законодательстве какие–то исключения, касающиеся этой группы продукции. Конечно, при закупке лекарств и оборудования должен все–таки играть главную роль не ценовой параметр, а надо использовать и другие критерии. Это сфера, которая требует еще доработки.
    Есть схожие проблемы и в сфере фарминспекции. Как мы отметили, лекарство — это особый товар, а потому к нему должно быть особое отношение. Оно должно быть выведено из разрешительной системы. А то ведь что получается? Прежде чем пойти в аптеку с проверкой, наши инспекторы идут в Минэкономразвития, где им дают разрешение, причем уведомить о своем приходе они должны владельцев аптек за десять дней. И даже если в аптеке есть незарегистрированные, то есть контрабандные, лекарства, то их запросто можно спрятать. И борьба с контрабандой соответственно теряет эффект неожиданности.
    В среднесрочной перспективе мы будем стараться внедрить у себя в стране опыт соседей. Мы должны прививать и у нас мысль о том, что лекарство — особый вид товара.
    От редакции. Разговор об одной из самых важных сфер — обеспечении населения лекарствами — мы намерены продолжить. И если у вас, уважаемые читатели, есть вопросы к Гульмире Шакировой, пишите на электронный адрес: nichiporova@vb.kg
Нина НИЧИПОРОВА.
Фото предоставлено ДЛО при Минздраве.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”