Пятница, 19 октября 2018 года. №124 (11451) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Непрошедшее прошлое

Парламентарно
Кадры решают всЁ
Зри в недра
Трагедия Джеруя: владелец лицензии планирует заложить месторождение российскому банку
Зеленый форум
Под нашим солнцем все растет. Но...
Клинический диагноз
Таблетка в законе
Черный вопрос
Кара–Кече — путешествие длиною в день
От производителя до потребителя: из чего складывается цена на топливо?
Миграция
Когда за рубежом и стол, и дом
Недетский вопрос
Пенсионеру в три раза сократили срок за сексуальные домогательства к девочке
Наташу развращал отец ее подруги
Как защитить ребенка от насильника?
Особый случай
Готовьте пациента. Мы прилетим
Хроника расследований
Машина с отметиной на боку
Откупились
Международное заключение
Эра милосердия
Только через боль
Нигяр еще может выжить
Точки сбора интернет–форума Diesel.elcat.kg:
Громкое дело
Рэкет против своих
Большие беды от крупной наличности
Наши за границей
В Афинах не хватает снега, а в Мельбурне — солнца
Стоп, снято!
Соблазнительная «Аврора»
Финансовый сектор
Золотого цеха не будет. Пока
Жилье мое
Ипотека дешевеет: ждать или брать?
Почти как в СССР
Авто
«Ред Булл» хочет вернуть Квята. А стоит ли ему возвращаться?
«Феррари» проиграли титул
Болид Turbinator–2 установил новый мировой рекорд скорости
Audi изменит логотип
Skoda готовит маленький кроссовер
Названа дата дебюта самого быстрого McLaren
PORSCHE пустит в серию 911 SPEEDSTER
Отдыхай
куда пойти
Ваш выход
В Belcanto запоет любой
Залкара ждут в Милане
Бусинки, на сцену!
Непрошедшее прошлое
Музыка слова Ирины Кузнецовой
Хронометраж
Горе без ума
Огни премьеры
Когда нас не будет, нас будут играть на Земле
Вызов горе
Наши идут на великую Чогори!
Акция "ВБ"
Тест на доброту
Не подливать алкоголя в огонь

Метеосводка по Бишкеку
 на 13.12.2019
атмос. давление 694 мм
относит. влажность 82 проц.
радиационный фон 14.12.2019 мкР/час

 на 8.23
восход 17.27 заход 0...-2
ночью +4...+6 днем 1

Учетный курс валют
 на 13.12.2019
69,79
76,65
1,084
0,1637
9,60

 Средневзвешенный курс сома
на
объем торгов


Музыка слова Ирины Кузнецовой
Нехорошо, обидно, неправильно накануне 90–летнего айтматовского юбилея забывать о тех, кто стоял у истоков айтматоведения. Увы, только на сайте http://www.literatura.kg да в картотеке отдела национальной библиографии Национальной библиотеки имени Алыкула Осмонова сохранена память о по–настоящему новаторских работах замечательного бишкекского музыковеда–айтматоведа Ирины Андреевны КУЗНЕЦОВОЙ (1962 — 1993). Она была именно первой, кто занялся темой–проблемой переложений айтматовских повестей на язык музыки, для оперной и балетной сцены. И еще она была автором популярных у читателей музыковедческих статей в “Вечернем Фрунзе” — “Вечернем Бишкеке”, с тогдашним 100–тысячным тиражом “Вечерки”.

Обыкновенная гениальность
    Да, на днях исполнилось ровно 25 лет внезапного трагического ухода Иры–Ирины в мир иной. При жизни ее никто по отчеству не называл, зато сразу после того, как ее сразила жестокая болезнь, все изменилось.
    Родственники, друзья, просто разные поклонники и ценители музыковедческого творчества Ирины Андреевны, так ее теперь стали величать, поспешили уже в 1994–м издать мгновенно ставший библиографической редкостью сборник ее музыковедческих трудов.
    Как водится, главным трудом молодого музыковеда Кузнецовой была ее оставшаяся совсем чуть–чуть недописанной из–за трагической гибели автора кандидатская диссертация на тему “Поэтика Чингиза Айтматова и музыкальный театр Кыргызстана 1960 — 1980–х годов”. Речь шла о взаимодействии художественных принципов литературы и музыки. И написаны сотни страниц не сухо–наукообразно, а живо и ярко.
    Научным руководителем диссертации Иры Кузнецовой была замечательный музыковед мирового уровня — Елена Долинская, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, заслуженный деятель искусств России.
    Елена Борисовна назвала “нашу Ирочку” человеком необычной судьбы — счастливой совокупностью человеческой и музыкантской одаренности и трагической в своей ранней завершенности.
    — Представить себе столь ранний уход Ирины Кузнецовой было абсолютно невозможно: столько было в ней жизни, энергии, разнообразных интересов и устремлений. В моем классе она появилась осенью 1989 года и сразу привлекла серьезностью намерений, нешаблонностью диссертационной темы и явной литературной одаренностью. Подкупало в Ирочке и человеческое обаяние, а также непохожесть на других: она была очень женственна, иногда казалась незащищенной, вместе с тем всегда оказывалась самостоятельной, твердой в своих позициях. И еще запомнилась ее внешность. Она была наделена красиво посаженной очаровательной головкой, осененной гривой роскошных вьющихся, чуть рыжеватых волос. Но главное — это огромные Ирочкины глаза: в них светились ум, одаренность, воля и одновременно кокетство. Последнее было особенно привлекательным своей ненавязчивостью и благородством, — отмечала профессор Долинская. Она рассказывала, что “Ирочку любили. Педагоги, соученики по классу аспирантуры в Московской консерватории, коллеги по работе. Исполнительная, неизменно доброжелательная, да и просто по–человечески отзывчивая и душевно щедрая, она не могла не притягивать к себе людей разных возрастов и профессий. И кто мог думать, что это, непоправимое, случится именно с ней и произойдет столь трагически преждевременно!”. Профессор Долинская отмечала, что у Кузнецовой начиналось все, как у многих одаренных людей, призванных к культуре с детства. Ира родилась 20 января 1962 года во Фрунзе. Родители Ирины — музыканты–профессионалы. Отец — известный в республике музыковед, мать — пианистка–педагог. В шесть лет Ира поступила учиться в общеобразовательную школу и десять лет спустя окончила ее почти со всеми отличными оценками. Далее — теоретическое отделение музыкального училища (1976–1981), учебу на котором она начала, еще занимаясь в школе; попытка, правда, неудачная, поступления на отделение романской филологии Московского университета. В 16 лет Ирина начала свою трудовую деятельность: вела уроки сольфеджио в детской музыкальной школе и параллельно училась. На подобную трудовую и учебную “полифонию” ее толкнула тяга к материальной независимости, к чему она всегда стремилась. Институт искусств (ныне получивший статус консерватории) окончила в 1986 году с отличием. Почти все время Ирина получала повышенную стипендию, неизменно принимала участие в различных студенческих конференциях и олимпиадах, а на Всесоюзной олимпиаде по искусству “Студент и научно–технический прогресс”, проходившей в 1986 году в Ленинграде, завоевала одно из призовых мест. После окончания института Ирина была оставлена в нем и в течение ряда лет работала преподавателем теоретических дисциплин — гармония, сольфеджио, анализ. К занятиям она готовилась очень даже добросовестно, а вела их нестандартно и интересно, чем снискала заслуженное уважение студентов.
    Ирина рано проявила интерес и к научной работе. Возможно, стимулом к этому послужила любовь к чтению, возникшая еще в детстве, и вдумчивое, критическое отношение к прочитанному. Еще в студенческие годы ее курсовые работы заслуживали высоких оценок преподавателей.
    Вот лишь некоторые интересовавшие Ирину темы: драматургия кыргызской одночастной фортепианной сонаты, вопросы ладотональной организации пьес Равеля, трагическое в творчестве Малера и Шостаковича, музыкальный театр Кыргызстана.
    Научную работу Ирина вела во время преподавания во фрунзенском Институте искусств. В частности, она написала реферат, который был успешно защищен и использован затем при поступлении в аспирантуру.
    Ирине помогало знание иностранных языков. Она неплохо владела английским и итальянским языками, причем последний выучила практически самостоятельно.
    Кстати, итальянским блестяще владел ее дед, известный во Фрунзе математик, профессор Кыргосуниверситета Георгий Кузнецов.
    Осенью 1989–го Ира была направлена на учебу в аспирантуру Московской государственной консерватории имени Чайковского.
    Темой диссертационной работы Ирина избрала творчество Чингиза Айтматова и его воздействие на музыкальную культуру региона.

Наша она, вечеркинская!
    — Сама тема “литература и музыка” во многом была новой для музыкознания Средней Азии. О том, как много интересного было наработано Ирой, позволяет судить читателю по содержанию двух ее статей, опубликованных в научных сборниках кафедры истории отечественной музыкальной культуры Московской консерватории. Ирине удалось сформулировать многие “механизмы” анализа прозы Айтматова. Однако диссертационной рукописи не суждено было стать оконченной. Она обрывается там, где Ирочкой была поставлена точка, но ни она, ни я тогда не догадывались, что эта точка может оказаться последней, — с горечью пишет профессор Елена Долинская.
    По ее словам, Ирина Кузнецова была исключительно доброй, отзывчивой, незлопамятной, никому не завидовала и, вообще, считала зависть чувством, недостойным человека. Она была очень обязательной, честной, принципиальной, во всем полагалась на себя и свои силы. Только силы эти трагически таяли...
    Еще она была прекрасным журналистом, внештатным корреспондентом “Вечерки”.
    Свою журналистскую деятельность Ирина начала с первого курса института. Она выступала со статьями на музыкальные темы на страницах ведущих республиканских газет, готовила теле– и радиопередачи. Тематика публикаций Иры Кузнецовой была очень многообразной. Всего музыковед написала ровно 90 статей. И это практически за десять лет.
    — Согласитесь, цифра весьма внушительная даже для опытного музыковеда, но ведь Ира была еще дебютантом, а вместе с тем налицо энергичное и стремительное развитие. Не сомневаюсь — это уже знак таланта, — отмечала профессор Елена Долинская.
    А мы отметим, что почти все эти статьи Ирины Кузнецовой были опубликованы в нашей “Вечерке”!
    Молодого автора интересовали проблемы музыкального образования и композиторского творчества, вопросы пропаганды классического наследия и исполнительства, музыка для молодежи. Среди крупных публикаций музыковеда, вызвавших в свое время неподдельный интерес в республике, можно назвать цикл статей о Большом театре, который гастролировал в Кыргызстане летом 1986 года, рецензии и интервью, посвященные творчеству видных деятелей культуры Кыргызстана. Это Молдобасанов, Токтахунова, Токомбаева, Малдыбаева, Салиева.
    И не только о мэтрах и мэтрессах, а еще и о только–только вышедшей из–под запрета молодежной рок–музыке Ирина Кузнецова рассказывала на страницах “Вечерки” тоже.
    5 февраля 1990–го Ира опубликовала в “Вечерке” обширную статью–исследование на совсем недавно запретную тему “На гребне рОковой волны”.
    Уж да, тогда только–только ушли в прошлое те недавние времена, когда существовали некие полусекретные списки для служебного пользования, в которых настоятельно рекомендовалось запрещать по идеологическим соображениям пропаганду творчества многих и многих рок–групп. Если вспомнить, каких, то ничего, кроме горькой усмешки, это не вызовет.
    Так и хочется сказать довольно по–дурацки, “с чувством глубокого удовлетворения Ирина констатирует”:
    — Сегодня очевидна бессмысленность рассуждений на тему: быть или не быть року. Рок–музыка вступила в свое четвертое десятилетие, она имеет свою историю, запечатленную в звуке и слове. Серьезные искусствоведы исследуют генезис, теорию, культурологию рока. Рок был, есть и будет существовать, пока не достигнет, согласно диалектической логике, критической точки развития. И до этого времени нам придется если уж не полюбить его, то по крайней мере научиться воспринимать как явление объективной реальности, имеющей право на существование. Плюрализм так плюрализм! — восклицает Ирина.
    Однако плюрализм плюрализмом, а музыковедение музыковедением.
    — Другое дело — точно определить место этого явления в укладе нашей жизни, связать пристрастие к рок–музыке одних с эстетическими и возрастными интересами многих других. Если долгое время рок у нас запрещали, то теперь с его “реабилитацией” средства массовой информации и некоторые организаторы культурной жизни явно перестарались: рок с утра пораньше, рок перед сном. Ныне сложнее купить пластинки классической музыки, чем последний эстрадный шлягер. Забываем часто золотую середину, — переживала Ирина Кузнецова и вместе с ней вся наша “Вечерка”.
    Это было недавно, это было давно. Но мы продолжаем помнить и любить вас, Ирина Кузнецова!

  • авторитетно
        Нусрет МАМЕДОВ, президент Фонда поддержки политики тюркоязычных государств:
        — Наш фонд рассматривает сейчас возможность переиздания посвященной теме “Чингиз Айтматов и музыка” книги Ирины Кузнецовой — не только на русском языке, но и в переводах на кыргызский, азербайджанский и турецкий. Недавно, в дни Международного Иссык–Кульского форума, я лично вручил президенту Сооронбаю Жээнбекову изданные нашим фондом книги об Айтматове и сотрудничестве Кыргызстана и Азербайджана. Всего таких книг Фонд поддержки политики тюркоязычных государств издал более 110, мы распространяем их бесплатно. Напомню, что деятельность нашего фонда активно поддерживал Чингиз Айтматов, об этом говорилось, когда в феврале 2008–го в моем присутствии президент Азербайджана Ильхам Алиев вручил великому писателю орден “Дружба” с номером один!
    Александр ТУЗОВ.
    Фото из Интернета.

    Версия для печати
    К содержанию номера
    На главную страницу
  • О нас
    Контакты
    Обратная связь
    Гороскоп
    Реклама

    Архив ВБ
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 31        

    Реклама
    Рейтинг
    Реклама
    Designed by: Axenov Vyacheslav
    Programmed by: Voevodin Ilya
    © 1974-2017 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”
    По любым вопросам пишите на: webmaster@vb.kg
    По вопросам регистрации пишите на: subscriber@vb.kg