№124 (11451)
Пятница, 19 октября 2018 года


Соблазнительная «Аврора»
Фильм Бекзата Пирматова не стал лауреатом XXIII МКФ в южнокорейском городе Пусане. Однако по окончании церемонии закрытия Бекзат написал в социальных сетях искренний пост об итогах и уроках фестиваля: “Нас уже официально пригласили на несколько других кинофестивалей. Не знаю, хватит ли мне нервов, чтобы еще раз испытать волнение от ожидания результата. А сейчас нет времени расстраиваться, пора начинать другой фильм. Спасибо тебе, Корея! Спасибо, Пусан! Ты прекрасен!”.
    Победителями основного конкурса Пусанского фестиваля “Новые веяния в кино” стали китайская картина “Дикарь” и корейская “Уборка”. Бекзат Пирматов искренне поздравил режиссеров–лауреатов, ибо независимо от оценки жюри сам уже вошел в элитный список “новейших кинематографических драгоценных камней азиатского континента” (об авторе высказывания скажу ниже), творчество которого будет отслеживаться самыми авторитетными кинокритиками планеты. Корейский профессор киноведения Хонг Санг–Ву уже собирается посвятить “Авроре” выступление на киноведческой конференции в Сеуле.
    На крупнейшем в Азии кинофестивале “Аврора” была показана трижды. Каждый раз зал был полон. Мы замечали, что некоторые люди приходили дважды, трижды. В их числе студенты французской школы киноискусства, которые старались понять сложный эпизодно–структурированный формат фильма. Тем ценней для нас оказалась блестящая рецензия Жуо–Нинг Су — доктора юриспруденции и в то же время авторитетного зарубежного кинокритика. Этот человек живет в Берлине, постоянно бывает на самых престижных кинофестивалях — Каннском, Берлинском, и пишет гениальные рецензии. Он способен с первого просмотра понять и оценить самый сложный в концептуальном плане фильм. Жуо–Нинг Су прекрасно ориентируется в постсоветском кино, знает творчество всех значительных режиссеров бывшего СССР, понимает контекст политической, социальной и общественной ситуации в странах СНГ. Вот почему он смог понять и оценить “Аврору”, назвав “глубокой постмодернистской притчей”, отметив при этом своеобразие фильма.
    Мировая кинокритика высшим приоритетом ставит оригинальность замысла, своеобразие видения режиссера, способного создать уникальное произведение, аналогов которому нет в истории кино своей страны и всего мира. С гордостью можно сказать, “Аврора” заняла достойное место среди других картин современников — молодых режиссеров Азии, соревновавшихся в конкурсе “Новые веяния в кино”.
    Ежегодно отборщики фестиваля получают немыслимое количество заявок из таких густонаселенных стран континента, как Китай, Индия, Бангладеш, Индонезия, Иран, Япония. В последнее время стал отлично развиваться кинематограф в экзотических Бутане и Мьянме. При этом Пусан всегда заинтересован в поиске новых имен и фильмов в Центральной Азии. Кыргызские ленты — постоянные участники престижной внеконкурсной программы “Окно в мир кино Азии”. Но в 2018–м наше кино впервые в истории было представлено в главной конкурсной программе феста, ставящего приоритетной целью открытие новых режиссерских имен. Для смотра важно, чтобы киноязык постоянно обновлялся, задавались новые тренды, развивались стилевые особенности, способные делать кино настоящим искусством.
    В заключение приведу фрагмент рецензии Жуо–Нинг Су: “Пирматов демонстрирует замечательный талант в нелинейном, экспрессионистском рассказе. Независимо от того, насколько бессмысленна сцена, появляется постоянная соблазнительная тяга ко всему фильму. Этот человек не только знает, как сделать вещи по–настоящему странными, но и как заставить вас просто смутиться, поддаться своим прихотям. Его сильно поддерживает группа прекрасных операторов–постановщиков и оригинальная музыка Александра Юртаева. Если операторы представляют ясный, но тревожный взгляд на вечность, который погружает вас в центр сказочной действительности, то композитор использует самые успокаивающие и известные музыкальные темы мировых классиков, чтобы еще больше укрепить ощущение нереальности того, что происходит”.

Гульбара ТОЛОМУШОВА, киновед, член Международной федерации кинопрессы.