Пятница, 19 октября 2018 года. №124 (11451) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Черный вопрос

Парламентарно
Кадры решают всЁ
Зри в недра
Трагедия Джеруя: владелец лицензии планирует заложить месторождение российскому банку
Зеленый форум
Под нашим солнцем все растет. Но...
Клинический диагноз
Таблетка в законе
Черный вопрос
Кара–Кече — путешествие длиною в день
От производителя до потребителя: из чего складывается цена на топливо?
Миграция
Когда за рубежом и стол, и дом
Недетский вопрос
Пенсионеру в три раза сократили срок за сексуальные домогательства к девочке
Наташу развращал отец ее подруги
Как защитить ребенка от насильника?
Особый случай
Готовьте пациента. Мы прилетим
Хроника расследований
Машина с отметиной на боку
Откупились
Международное заключение
Эра милосердия
Только через боль
Нигяр еще может выжить
Точки сбора интернет–форума Diesel.elcat.kg:
Громкое дело
Рэкет против своих
Большие беды от крупной наличности
Наши за границей
В Афинах не хватает снега, а в Мельбурне — солнца
Стоп, снято!
Соблазнительная «Аврора»
Финансовый сектор
Золотого цеха не будет. Пока
Жилье мое
Ипотека дешевеет: ждать или брать?
Почти как в СССР
Авто
«Ред Булл» хочет вернуть Квята. А стоит ли ему возвращаться?
«Феррари» проиграли титул
Болид Turbinator–2 установил новый мировой рекорд скорости
Audi изменит логотип
Skoda готовит маленький кроссовер
Названа дата дебюта самого быстрого McLaren
PORSCHE пустит в серию 911 SPEEDSTER
Отдыхай
куда пойти
Ваш выход
В Belcanto запоет любой
Залкара ждут в Милане
Бусинки, на сцену!
Непрошедшее прошлое
Музыка слова Ирины Кузнецовой
Хронометраж
Горе без ума
Огни премьеры
Когда нас не будет, нас будут играть на Земле
Вызов горе
Наши идут на великую Чогори!
Акция "ВБ"
Тест на доброту
Не подливать алкоголя в огонь

Метеосводка по Бишкеку
 на 13.12.2019
атмос. давление 694 мм
относит. влажность 82 проц.
радиационный фон 14.12.2019 мкР/час

 на 8.23
восход 17.27 заход 0...-2
ночью +4...+6 днем 1

Учетный курс валют
 на 13.12.2019
69,79
76,65
1,084
0,1637
9,60

 Средневзвешенный курс сома
на
объем торгов


Кара–Кече — путешествие длиною в день
Можем ли мы в связи с постоянными топливными проблемами рассчитывать на собственные запасы? Корреспонденты vb.kg решили получить ответ на этот вопрос, отправившись в Нарынскую область, где в Джумгальском районе расположено знаменитое угольное месторождение Кара–Кече.
    Нарынская область встретила нас бесконечными серпантинами, блеском новых высоковольтных линий и гладью Орто–Токойского водохранилища. Машин, проезжающих в этом направлении, было мало — лишь редкие автобусы да вереницы грузовиков с углем.
    Через несколько часов тряски по бездорожью мы попали наконец в Джумгальский район. В советские годы этот высокогорный регион был одним из передовых по производству животноводческой продукции. Да и сейчас мясо из Нарына считается одним из самых лучших в мире. Одна треть пастбищ республики приходится именно на этот регион.
    Однако к осени большая часть зеленки бывает практически “съедена” скотом. Но и тот, что пасется в предгорьях, не может похвастаться избыточным весом. Основную ставку нарынчане делают не на овец и крупный рогатый скот, а на лошадей. Правда, их табуны в последние годы тоже стали менее впечатляющими. При этом многие сельчане и вовсе вместо скота перешли на выращивание птицы. На огромных площадях свободно разгуливают стада разноцветных индюков и цесарок.
    Основными проблемами остаются дороги, питьевая вода, безработица. Многие из населенных пунктов давно превратились в призраки. Те, где еще теплится жизнь, пестрят саманными домиками, вдоль и поперек изрезанными многочисленными трещинами — результат морозов и частых землетрясений.
    И вот после часа езды по бездорожью наконец показалось Кара–Кече. Земля здесь усыпана слоем угольного щебня. По мере приближения к самому разрезу нам все чаще встречались “плачущие” черной смолой и дымящиеся горы.
    На центральном разрезе корреспондентов vb.kg встретил директор ГП “Кыргызкомур” Канатбек Аширбаев. Он сразу повел нас к главным виновникам многочисленных транспортных заторов — весам, которые показывают груз фуры с топливом.
    — В пик сезона через них проходит в сутки до 400 машин. Поэтому, чтобы избежать застоя фур, мы сейчас устанавливаем вторые весы. Под них уже построена площадка. На данный момент особого ажиотажа не наблюдается. В среднем в день отгружается по 100–120 машин, а ожидание для перевозчиков составляет сутки–двое. Раньше этот срок доходил до четырех дней, — пояснил Аширбаев.
    Учет угля ведется строго. Никто не имеет возможности что–то “подтасовать”. А вот раньше, признаются рабочие, нелегально уходило до 90 процентов машин с углем, фиксировалось лишь 10.
    — Добыча шла варварски. Неудивительно, что этот бизнес породил немало “угольных королей”, включая действующих депутатов ЖК, — поделились сотрудники.
    Сейчас добывают уголь открытым способом — экскаваторы соскребают пустые породы с угольных гор и вынимают из них уголь. Это называется “вскрышными работами”.
    — Уголь здесь повсюду. Например, сейчас мы в прямом смысле стоим на нем, — рассказывает директор “Кыргызкомура”. — По данным еще советских ученых, его количества хватит не на один век. Посмотрите, как он блестит на солнце. Это значит, что уголь “теплый” — хорошего качества. Обилие машин на участке тоже показывает, что перевозчики стараются приобретать именно наш, хотя добычу ведут еще четыре компании. В этом году для полноценного прохождения осенне–зимнего сезона республике необходимо заготовить 2 миллиона 329 тысяч 883 тонны угля. Доля бюджетных организаций — 246 тысяч 409 тонн, населения — 1 миллион 83 тысячи 474 тонны, ТЭЦ — 1 тысяча тонн. Мы планируем добыть около 450 тысяч тонн. И план почти выполнен, — подчеркнул Аширбаев.
    Отпускные цены на месторождении четко фиксированы Антимонопольным комитетом. Из–за этого часто возникают споры с перевозчиками, требующими сделать скидку. Но добытчики не вправе менять установленную сумму — для населения она составляет 1300 сомов за тонну, в Бишкеке уголь Кара–Кече продают с учетом доставки от 3,5 тысячи сомов. На сегодняшний день по республике открыто 630 топливных баз и пунктов реализации угля.
    За последние два года претерпела немалые изменения и база для рабочих “Кыргызкомура”. Старенький вагончик, который выполнял функции совещательной комнаты и столовой, превратился в комфортную зону с комнатами отдыха, оборудованными центральным отоплением. Питание сотрудников формируется с учетом вредного производства и условий высокогорья.
    Единственное, что реально усложняет отгрузку твердого топлива, — непогода. Размытые дороги опасны для груженых фур и техники. Поэтому на время дождей работы приходится приостанавливать и обустройство цивильных трасс для Кара–Кече становится задачей №1.
    Уехали мы из Нарынской области поздно вечером. За окном мелькали огоньки одиноких домов, кое–где разбросанных у подножия гор. Стада медленно возвращались в загоны, управляемые пастухами на лошадях. Было невыносимо тоскливо видеть этот богатый природными сокровищами и обойденный вниманием государства край, чьи возможности для развития и достижения благосостояния вообще не реализованы.
Виктория ГРИГОРЕНКО.
Фото из Интернета.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2017 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”
По любым вопросам пишите на: webmaster@vb.kg
По вопросам регистрации пишите на: subscriber@vb.kg