Пятница, 2 ноября 2018 года. №130 (11457) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Экополис

Парламентарно
Горячий четверг
Народу — беспристрастную информацию
Зеленая экономика
Бизнес экологии не помеха
Антитеррор
Авиабаза «Кант» —гарант безопасности
Интеграция без профанации
Таможни включают зеленый свет
ЕАБР переходит на сомы
Эх, дороги
Провалы на недавно отремонтированной улице называют люками
С белорусами против пробок
Заплати — и кати
В скандальном диапазоне
Продешевили с частотой?
Нива раздора
Сорняки дилетантизма
Хроники рассерженного хомячка
Как рядовой двух офицеров сделал
Пинок домашнего садиста
Чиновники надеются на Бога
чисто поржать
Эра милосердия
Сильная женщина плачет у окна
Точки сбора интернет–форума Diesel.elcat.kg:
Экополис
Заповедники Арсланбоб и Дашман на грани гибели
Спецрепортаж
Счастье есть!
Громкое дело
Пустяк с летальным исходом
Они так любили друг друга
Финансовый сектор
Инвесторам мы нравимся. Почти
В пятерке лучших
Строимся
Ищут драгметаллы
Дороги паспортизировали
Прожиточный минимум
Сколько стоит не умереть с голоду
Авто
Льюис Хэмилтон стал пятикратным чемпионом мира «Формулы–1»
Volkswagen T–Cross: маленький, да удаленький
Kia представила доступный Porsche
Что такое автомобиль для владельцев?
Накачанные губы не позволили девушке дунуть в алкотестер
Стальные шары из грузовика вызвали переполох на дороге
Ford рассекретил маленький и недорогой кросс–седан
Стоп! Снято!
Рваный нерв стервозности против вечной женственности
Отдыхай
куда пойти
Наши за границей
Золотые пески Дубая
Арт-событие
Тихая жизнь натюрморта
Хронометраж
Мобильная крыша
После финиша
Мотогонщица
Первые старты
Акция "ВБ"
Тест на доброту
Россия и мы
Навеки остались в московской земле
Звездный десант
Новый фильм про двух великих
«Кыргызское чудо» на экранах Москвы
«Алга» в нокуате
Они железо превратили в золото
Не зная равных

Метеосводка по Бишкеку
 на 30.12.2022
атмос. давление 705 мм
относит. влажность 69 проц.
радиационный фон 31.12.2022 мкР/час

 на 8.25
восход 17.28 заход -6...-8
ночью -1...+1 днем 1

Учетный курс валют
 на 30.12.2022
85,73
92,10
1,215
0,122
10,10



Заповедники Арсланбоб и Дашман на грани гибели
В последнее время все чаще поднимается вопрос о будущем существующих на юге республики реликтовых орехоплодных лесов. Их территории в настоящее время относятся к заповедным зонам, особо охраняемым государством. Согласно этому статусу, на них полностью запрещена какая–либо хозяйственная деятельность и выпас скота. Таким положением дел крайне недовольны местные жители, которые получают свои доходы именно от сбора орехов и ягод, возмущаются уменьшением пастбищных земель.
    Возможно, именно это послужило поводом для вице–спикера Жогорку Кенеша Мирлана Бакирова лишить заповедник Дашман и реликтовые ореховые леса Арсланбоба, находящиеся в Джалал–Абадской области, статуса природного заповедника. Парламентарий предлагает перевести их территорию из разряда заповедных зон в статус национального природного парка. Экологи уверены, что такой шаг приведет леса к неминуемой гибели.
    Стоит отметить, что, согласно закону КР, “государственные природные заповедники — особо охраняемая природная территория со статусом научного учреждения, целью деятельности которого является сохранение растительного и животного мира, уникальных экологических систем и их восстановление”. В заповедниках сложное зонирование. Обязательно выделяется зона ядра (основная зона) — участок, составляющий не менее 75 процентов от общей площади, необходимый для воспроизводства экосистемы, ну и вспомогательные буферная и охранная зоны.
    При этом в государственных природных заповедниках запрещается: создание новых поселений; предоставление территории под охотничьи угодья, организация охотничьих хозяйств; строительство, размещение и эксплуатация производственных объектов; разведка и разработка полезных ископаемых; все виды рубок, кроме выборочно–санитарных по согласованию с научными учреждениями; вселение (акклиматизация) новых видов растений и животных; действия, изменяющие гидрологический режим ядра заповедника, и другая деятельность, способная оказать вредное воздействие на экосистему в целом. Уж тем более хозяйствование человека.
    А вот режим национального парка более мягкий. Там могут быть территории туристической и рекреационной, хозяйственной деятельности. Вот поэтому каждый год и возникают инициативы “перезагрузки” ореховых лесов.
    Эти попытки лоббисты объясняют просто — режим заповедников мешает местному населению, которое имеет доход только от сбора орехов и плодово–ягодных культур.
    — В статье 6 Закона “Об особо охраняемых природных территориях” прописано, что потерянный доход правительство должно компенсировать. Это немалые суммы, которые вряд ли удастся вернуть. В связи с чем было предложено прийти к компромиссному варианту — изменить статус заповедника на национальный природный парк. Данный вопрос поднимается уже третий год. В заповедном статусе нет никакого экономического эффекта. Это невыгодно ни правительству, ни местному населению, — объяснил Мирлан Бакиров.
    Орехоплодных лесов в Кыргызстане не больше 10 процентов. И одной из визитных карточек юга страны как раз и является самый известный в Центральной Азии Арсланбобский заповедник, занимающий более 608 тысяч гектаров. Там растет более 120 видов древесных и кустарниковых пород. Из них около 40 — лесообразующие. Богат он алычой, фисташками, грецкими орехами.
    Дашманский природный заповедник был официально создан в 2012 году с целью сохранения генетического фонда грецкого ореха как реликта и особо ценной древесной породы. Он располагается в Базар–Коргонском районе Джалал–Абадской области. Общая территория заповедника почти 8 тысяч гектаров. Здесь берут свои истоки множество родников и водопадов, впадающих в реки Кызыл–Ункур и Ак–Коргон.
    После предложения депутатов открыть их для хозяйственной и прочей деятельности тревогу забили и независимые экологи. Они уверены, случись смена статуса, страна в кратчайшие сроки потеряет свои неповторимые природных достопримечательности.
    — Это все очень серьезно. Если раньше там надо было просто ограничить хозяйственную деятельность, то сейчас этого будет недостаточно, — объясняет “Вечернему Бишкеку” эколог Эмиль Шукуров. — Специалисты неоднократно предлагали причислить к заповедникам и памятникам мирового природного наследия не только ореховые леса. Но вопрос так и не решился.
    По словам эколога, заповедники Арсланбоб и Дашман давно превратились в национальные парки де–факто — местные жители продолжают незаконный выпас скота и сбор орехов. От этого в реликтовых ореховых лесах практически сведены на нет все существующие экосистемы без перспектив их восстановления.
    — Еще в советское время я посещал эти природные заповедники в составе правительственной комиссии. Уже тогда было установлено, что там не происходит естественного обновления. А все потому, что местное население в немереном количестве выпасает там скот, который поедает молодые отростки. Затем я побывал там уже, когда эти плодовые леса были переданы под управление местной власти. И констатировал, что ситуация только ухудшилась, — отметил Шукуров.
    Хотя на момент приезда эколога в лесах не было скота, он понял, что выпас на территории заповедной зоны идет полным ходом — не было ни одного кустика смородины. Именно она и зимой, и летом — самое любимое лакомство коров. Это был сигнал о том, что идет самое разрушительное использование заповедных мест.
    — Могу откровенно сказать, что лесов уже нет. Деревья есть, но все необходимые компоненты экосистемы леса уже утрачены, — признается Шукуров.
    Изменить ситуацию и сохранить природное богатство республики может лишь ужесточение ответственности, а никак не ее ослабление, как предлагают парламентарии. В 90–х годах в Кыргызстане около половины территорий было занято естественными биосферами. А через четверть века осталось лишь 5–10 процентов.
    — Но никто не понимает, что речь идет о начинающейся катастрофе. Ведь только естественные экосистемы создают нормальную среду обитания. При этом обсуждается таяние ледников и глобальное потепление. Однако по сравнению с тем, что происходит в реликтовых лесах, это мышиная возня, — заключил Эмиль Джапарович.
    Вторит его позиции и экоактивист Влад Ушаков. Он напомнил, что подобную инициативу Мирлан Бакиров выдвигает не впервые. Хотя именно депутаты должны ратовать за сохранение ореховых лесов и экологии всей страны. Вместо этого они пытаются из разряда особо охраняемых превратить лес в обычную парковую зону. После принятия такой нормы гибель визитной карточки юга Кыргызстана пойдет ускоренными темпами. Ушаков считает, что на сегодняшний день практически не существует ни одного заповедника в стране, который бы находился вне досягаемости человека и не испытывал угроз, связанных с его хозяйственной деятельностью.
    — Лишь в несколько заповедников доступ людей затруднен: к примеру, в районе Энильчека и Сарычат–Ээрташский. В других также нужно делать охранные буферные зоны, огораживать определенные участки, чтобы хоть что–то осталось от первозданной природы. То, что сейчас происходит, — абсолютное варварство. Ранее Дашман экологам удалось отстоять. Сейчас в ЖК вновь пытаются провести этот опасный для республики закон, — заключил Ушаков.
    По сравнению с 1930 годом в Кыргызстане площадь, покрытая лесом, сократилась на треть, как и количество краснокнижных животных. И если не умерить аппетиты и не задуматься сейчас, будущее может быть очень печальным и далеко не зеленым.
Виктория ГРИГОРЕНКО.
Фото из Интернета.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”