Пятница, 2 ноября 2018 года. №130 (11457) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  После финиша

Парламентарно
Горячий четверг
Народу — беспристрастную информацию
Зеленая экономика
Бизнес экологии не помеха
Антитеррор
Авиабаза «Кант» —гарант безопасности
Интеграция без профанации
Таможни включают зеленый свет
ЕАБР переходит на сомы
Эх, дороги
Провалы на недавно отремонтированной улице называют люками
С белорусами против пробок
Заплати — и кати
В скандальном диапазоне
Продешевили с частотой?
Нива раздора
Сорняки дилетантизма
Хроники рассерженного хомячка
Как рядовой двух офицеров сделал
Пинок домашнего садиста
Чиновники надеются на Бога
чисто поржать
Эра милосердия
Сильная женщина плачет у окна
Точки сбора интернет–форума Diesel.elcat.kg:
Экополис
Заповедники Арсланбоб и Дашман на грани гибели
Спецрепортаж
Счастье есть!
Громкое дело
Пустяк с летальным исходом
Они так любили друг друга
Финансовый сектор
Инвесторам мы нравимся. Почти
В пятерке лучших
Строимся
Ищут драгметаллы
Дороги паспортизировали
Прожиточный минимум
Сколько стоит не умереть с голоду
Авто
Льюис Хэмилтон стал пятикратным чемпионом мира «Формулы–1»
Volkswagen T–Cross: маленький, да удаленький
Kia представила доступный Porsche
Что такое автомобиль для владельцев?
Накачанные губы не позволили девушке дунуть в алкотестер
Стальные шары из грузовика вызвали переполох на дороге
Ford рассекретил маленький и недорогой кросс–седан
Стоп! Снято!
Рваный нерв стервозности против вечной женственности
Отдыхай
куда пойти
Наши за границей
Золотые пески Дубая
Арт-событие
Тихая жизнь натюрморта
Хронометраж
Мобильная крыша
После финиша
Мотогонщица
Первые старты
Акция "ВБ"
Тест на доброту
Россия и мы
Навеки остались в московской земле
Звездный десант
Новый фильм про двух великих
«Кыргызское чудо» на экранах Москвы
«Алга» в нокуате
Они железо превратили в золото
Не зная равных

Метеосводка по Бишкеку
 на 30.12.2022
атмос. давление 705 мм
относит. влажность 69 проц.
радиационный фон 31.12.2022 мкР/час

 на 8.25
восход 17.28 заход -6...-8
ночью -1...+1 днем 1

Учетный курс валют
 на 30.12.2022
85,73
92,10
1,215
0,122
10,10



Мотогонщица
Небывалый случай в истории мотоспорта произошел в конце минувшей недели в Алматы. За большой вклад в развитие этой экстремальной дисциплины кыргызстанская гонщица Татьяна Синусова после завершения чемпионата Казахстана по мотокроссу была награждена памятной медалью Федерации мотоспорта этой страны. Нашу отчаянную спортсменку побаивались многие соперницы из всех республик Советского Союза. На счету Синусовой десятки медалей, завоеванных на республиканских и всесоюзных турнирах. Но на родине о ее достижениях знают лишь поклонники этого вида спорта и друзья.

Вот резкий поворот
    В детстве Татьяна Синусова была вынуждена заниматься волейболом. Да, именно так — вынуждена. Потому что мама Тани — Лидия Синусова — один из самых известных и авторитетных тренеров республики по этому виду спорта. Дома были бесконечные разговоры о волейболе, часто мама брала свою дочку на тренировки, и та с десяти лет уже стала упорно осваивать эту игру.
    Она вошла в юношескую сборную республики и выиграла в 1978 году всесоюзную спартакиаду школьников. В финале наши девчонки встретились со сверстницами из России и уверенно победили их. Об этом успехе кыргызстанских волейболисток даже писали в “Советском спорте”.
    Через пять лет уже в составе взрослой сборной Кыргызстана Татьяна Синусова выступала на спартакиаде народов Советского Союза. Но на этом турнире, заняли только 15–е место. Об этом фиаско Татьяна потом скажет: “Волейбол так и не стал в республике массовым видом спорта, а потому было мало талантливых игроков”.
    И, наверное, младшая Синусова и дальше двигалась бы по волейбольной стезе, но судьба улыбнулась ей, направив по верной дорожке.
    У дедушки Тани в гараже пылился старый мотоцикл, и молодая волейболистка решила научиться ездить на нем. На экзаменах в ГАИ по вождению за ней пристально наблюдали два незнакомых человека. Как потом выяснилось, это были тренеры по мотокроссу Виктор Егоров и Юрий Дьяченко. Уверенное управление Синусовой двухколесной машиной произвело на них сильное впечатление. “Девушка, у вас талант к вождению мотоцикла. Хотите в нашей секции заниматься?” — спросили они Татьяну.
    Синусова сразу согласилась. Она любила быструю езду, преодоление на мотоцикле различных препятствий. И уже через несколько дней в секции ДОСААФ по мотоспорту она получила старенький, но еще пригодный к гонкам чешский мотоцикл.
    Конечно, он нуждался в ремонте, но Татьяна не стала никого звать на помощь, а сама, засучив рукава, принялась доводить его до ума. Ведь она уже несколько лет ездила на повидавшем виды “Запорожце”, научилась разбираться в его капризном моторе. Кроме того, ее самыми любимыми игрушками были всевозможные конструкторы. Она собирала машинки, здания, роботов. Куклы ее не особенно интересовали.
    А через несколько тренировок в мотосекции Татьяна Синусова скажет своей маме: “Наконец–то я нашла свое любимое дело”.

Синяки не в счет
    Уже через три месяца начинающая мотогонщица отлично выступила на турнире, посвященном закрытию сезона 1986 года. Она лихо обгоняла более опытных спортсменок и первой примчалась к финишу. О Синусовой вскоре заговорили как о многообещающей спортсменке.
    А она и рада была стараться. Упорно тренировалась, схватывала на лету все рекомендации наставников, много занималась самостоятельно. Да и физическая закалка, полученная за годы, проведенные в волейболе, помогала ей. По признанию самой Татьяны, больше всего она любила ездить по самым опасным участкам, на которых грязи по колено или лед со снегом. “Другие гонщицы искали обходные пути или гасили скорость, а я всегда врезалась в опасный грунт и преодолевала его”, — вспоминает Татьяна.
    На первом для нее чемпионате республики Синусова заняла третье место. Турнир проходил в Кызыл–Кие. Трасса там — красивейшая, из красной глины, а кругом — горы. Гонщикам приходилось совершать прыжки вместе со своими “стальными конями” на 25 — 30 метров. Многие спортсменки падали, но дебютантка соревнований Татьяна Синусова успешно прошла всю дистанцию.
    А вскоре Татьяна Синусова стала выступать и на всесоюзных соревнованиях. На чемпионате страны в Полтаве, к примеру, она заняла девятое место. Вроде бы это достижение не ахти какое, но нужно учесть тот факт, что в Советском Союзе мотоспорт среди технических дисциплин был одним из самых популярных. Существовало в те времена даже жесткое правило, согласно которому ни одна
    команда не допускалась к соревнованиям, если в ее составе не было женщин. Поэтому и представительницы прекрасного пола успешно осваивали мотоспорт. В 70 — 80–е годы в Советском Союзе были десятки гонщиц международного уровня, обогнать которых было совсем не просто.
    А тогда, на чемпионате СССР в Полтаве по мотокроссу в первом заезде она стала шестой. Казалось, во втором заезде она обязательно домчит до пьедестала почета. Но соперницы были уж очень сильны. К тому же гонщики из России, Украины и некоторых других республик имели своих механиков, которые подводили машины спортсменов перед соревнованиями к идеальному техническому состоянию. Кыргызстанские мотоциклисты полагались только на свои знания и сноровку. Да и тренеры у соперников были более квалифицированными, первыми знакомились со всеми тактическими новинками в мотоциклетном спорте.
    Но однажды Татьяне Синусовой все же удалось завоевать медаль на чемпионате Советского Союза, пусть бронзовую, но все равно это был огромный успех.
    Дело было на Бишкекском ипподроме в 1991 году. К нам в город прибыли ведущие спортсмены огромной страны, среди них москвичка Куракина, представительница Барнаула Фесенко. Хозяйке чемпионата удалось обогнать именитых соперниц, но все же она вынуждена была уступить спортсменкам из Азербайджана и Таджикистана. В итоге — третье место, за которое Татьяна Синусова получила звание мастера спорта СССР.
    Конечно, были в карьере гонщицы из Кыргызстана и жесткие падения. Так, на одном из турниров под Алматы переднее колесо ее мотоцикла врезалось в песчаный грунт, спортсменка перелетела через руль, а потом стальная машина грохнулась на нее. “Ерунда. Только ключицу сломала, — вспоминает те невеселые мгновения Татьяна Синусова, — а так всегда обходилась без тяжелых травм. Синяки и шишки не в счет”.
    Муж Татьяны Александр никогда не был гонщиком, но постоянно ездил с ней на соревнования. Помогал там ей чем мог. И волновался за свою единственную больше, чем она сама.

Эту яму не преодолеть
    В 1992 году Синусова ушла из большого спорта. “Вовремя, — говорит она. — Ведь такая разруха наступила, что многие гонщики были вынуждены оставить спорт. Раньше мотоциклы в республику поступали из Москвы, экипировка тоже. Теперь все это кыргызстанским экстремалам предстояло приобретать самим. А как купить японский мотоцикл, если он стоит 5 — 6 тысяч долларов, а обмундирование для гонщиков — долларов 500 — 600”.
    Но энтузиазм искоренить невозможно. И сейчас в нашей стране есть спортсмены, которые, не считаясь с семейным бюджетом, покупают на свои кровные дорогостоящие машины и участвуют в международных соревнованиях. Один из них — Вячеслав Дудник стал в 2013 году чемпионом Казахстана. А 17–летний Кирилл Гаврилов недавно завоевал в суперкроссе под Алматы серебряную медаль. И таких фанатов мотоциклетного спорта у нас человек 30 — 40. Правда, далеко не все из них могут выезжать даже в Казахстан, просто организовывают дома свои междусобойчики и наслаждаются скоростью и экстримом.
    О помощи государства мотогонщикам говорить бессмысленно. Наши спортивные власти за все годы независимости смогли купить всего лишь один велосипед знаменитому мастеру шоссейных дорог Евгению Ваккеру. Развитие мотоспорта в их планы не входит.
    Татьяна Синусова сейчас работает мастером на станции технического обслуживания. Сначала хозяева роскошных иномарок шарахались от этого механика, но теперь уже заранее записываются к ней на ремонт своих авто. Работу на СТО она совмещает с туристическим бизнесом. Неспроста! Все надеется на приезд богатого дяденьки, который вложит свои деньги в развитие мотоциклетного спорта в Кыргызстане. Но пока такой благодетель не нашелся.
    А в редкие дни отдыха Татьяна выводит старенький мотоцикл из гаража и отправляется на своем стальном друге в горы. Красота кругом. Свободная дорога, высокие горы. А главное — скорость, которой посвящены были ее лучшие годы и без которой жизнь бессмысленна...
Вячеслав АНИКИН.
Фото автора
и из архива Татьяны СИНУСОВОЙ.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”