Вторник, 12 марта 2019 года. №28 (11509) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Панорама дня

Подробности
Время прощать и поститься
На уровне закона...
...объединим усилия
Правопорядок
Бишкек жестокий
Малышка на миллион
Зона беды
Спалились на взятке
Жену убил, а сам повесился
Следователи–оборотни
Резня в Балыкчы
Больничный вор
Спорт-ракурс
В бой идут одни старики
Мы — первые в боксе и беге
Синема
«Айка»: оглушающий набат
маленькая сильная женщина
Внимание: розыск!
Золотые бишкекчанки

Метеосводка по Бишкеку
 на 21.08.2019
атмос. давление 695 мм
относит. влажность 22 проц.
радиационный фон 22.08.2019 мкР/час

 на 6.13
восход 19.55 заход +18...+20
ночью +28...+30 днем 1

Учетный курс валют
 на 21.08.2019
69,51
78,17
1,101
0,1767
10,05

 Средневзвешенный курс сома
на
объем торгов

быть или не быть?
Следующая станция метро — «Дордой»
Бишкек растет не по дням, а по часам. По крайней мере, его население. В столице, по разным оценкам, проживает от миллиона до полутора миллионов человек. Это видно по нескончаемым стройкам. Но самое главное, горожане ощущают это по загруженности дорог: машин становится все больше, в столице зарегистрировано 420 тысяч автомобилей, еще 90 тысяч ежедневно въезжают в город.
    Раньше слово “пробка” означало что–то вроде небольшого затора, в котором водители проводили максимум до 10 минут. Сегодня же после 16 часов город каждый день превращается в одну большую пробку. Транспорт практически парализован примерно до 20 часов. И это стало неотъемлемой частью столичной жизни.
    Понятно, что дальше так продолжаться не может, и муниципалитет должен принять меры по разгрузке улиц. Вот только локальные меры, такие, как приобретение 100 автобусов, не изменят ситуацию. Это понимают и рядовые бишкекчане, и горкенеш. В конце 2018 года депутаты его решили вернуться к давно уже забытой теме — строительству метро в Бишкеке.
    Впервые о мегапроекте заговорили в 2006 году. (Тогда строительство метро было отражено в генеральном плане развития города.) Планировалось, что его строительство завершится в 2025–м. По задумке мэтро должно было быть подземным, но неглубоким. Тогда проект широкой общественности представил член городского кенеша Геннадий Шилов. Правда, позже документ признали неготовым и после изменений опять представили общественности.
    Согласно проекту, линии должны разгрузить наиболее проблемные в плане пассажиропотока городские районы. Первая линия должна была связать южные микрорайоны с центром и севером, вторая — восток с западом через центр, где предусматривалась пересадка на первую линию. Строительство метро в Бишкеке оценили в $450 миллионов. Понятно, что таких денег у города не было, инвестора, желающего вложить полмиллиарда в стройку, тогда тоже не нашлось.
    В 2014 году проект было поручено доработать Агентству развития города. Там немного поколдовали и решили, что наиболее подходящим для Бишкека решением в сфере скоростного транспорта будет монорельс. План оказался более экономичным, его оценили в $100 миллионов. Правда, несмотря на то, что сумма сильно отличалась от первоначальной, инвесторов все равно привлечь не удалось.
    После неудачи проекта монорельса в мэрии и городском кенеше четыре года молчали. А в 2018 году заговорили о строительстве надземного метро.
    — В Бишкеке есть железнодорожный путь восток–запад, от него можно протянуть надземное метро, построить несколько станций. Маршрутки, которые едут с “Дордоя”, к примеру, проезжают под железнодорожным мостом, многим приходится стоять в пробках. Если появится надземное метро, то пробки исчезнут, — заявил депутат Бишкекского городского кенеша Жусупбек Коргонбай уулу в ноябре прошлого года.
    Он предложил, чтобы у всех маршрутных такси, которые едут с севера, к примеру с “Дордоя”, конечная остановка была у железной дороги, то есть у станций метро. Такая же система должна быть с южной стороны железной дороги. Горожанам придется пересесть на метро, чтобы поехать, к примеру, в Кызыл–Аскер.
    Тогда идею парламентария поддержал экс–главный архитектор столицы Сапар Султанов. Он подчеркнул, что вопрос строительства метро назрел давно.
    — В отличие от подземного надземное метро Бишкеку вполне подходит. В первом варианте препятствовала сейсмически опасная зона и большое количество подземных коммуникаций, построенных еще в 50–х годах, с надземным выйдет проще в инженерном смысле и дешевле. Хотя тоже совсем недешево, конечно, — прокомментировал предложение депутатов Сапар Султанов.
    В Бишкекском городском кенеше предложение Жусупбека Коргонбай уулу приняли, но на этом все и закончилось. Понятно, что в бюджете денег на реализацию подобного мегапроекта все равно нет. И это прекрасно понимают все. А инвестор все не идет и не идет.
    Несмотря на это, отказываться от идеи разгрузить улицы и улучшить экологическую ситуацию в столице муниципалитет, судя по всему, не намерен. Так, в декабре 2018 года, выступая на круглом столе по теме загруженности дорог, советник мэра по информационным вопросам Гуля Алмамбетова проговорилась, что в Бишкеке в скором времени может появиться альтернатива привычному общественному транспорту. А именно: в столице планируется внедрить систему скоростных автобусов.
    — Линии метробусов пролягут через весь город и соединят южную часть столицы с рынком “Дордой”. Интервал движения составит всего 2–3 минуты. Пассажиры будут входить и выходить через отдельный турникет. Скорость движения — 40–60 километров в час, — пояснила пресс–секретарь.
    Но, видимо, как и в прошлый раз, инициатива мэрии рискует остаться на бумаге и пылиться в дальнем ящике стола. Да, идей борьбы с пробками и за экологию много, а вот реализовывать их, к сожалению или к счастью, не на что.

  • за....

    Денис БЕРДАКОВ, политолог:
        — Метро нужно. Подземное, скорее всего, не удастся построить из–за особенностей строения почвы, сейсмичности. Точнее, можно, но обойдется крайне дорого. Надземное метро в виде монорельса — это, пожалуй, наиболее подходящий вариант. Но бюджет города в ближайшие десятилетия не потянет такой стройки. Так что транспортный коллапс будет только нарастать. Власти и особенно мэрия, к сожалению, пошли по пути столетней давности — они расширяют дороги, чтобы было удобно машинам. Бишкек изначально планировался на 60 тысяч авто, сейчас же в городе их от 300 до 400 тысяч. В итоге во всех дворах парковка, обочины улиц — тоже парковка. В городе стоит смрад от некачественного бензина, растет количество раковых больных. А пешеходы становятся маргиналами в городе. Как показал опыт Москвы, Нью–Йорка, Лондона — современный город тот, в котором искореняют транспорт на бензине, это очень вредный вид транспорта. Трассы, наоборот, сужают, делают более массовым общественный транспорт, повышают в разы налоги на владение авто. (В Сингапуре это могут быть десятки тысяч долларов в год.)

  • ...и против

    Иван ДОНИС, медиаэксперт:
        — К появлению метро в Бишкеке отношусь скептически. Безусловно, в городах–миллионниках такой вид подземного транспорта нужен. Однако наши городские власти, на мой взгляд, еще не готовы к реализации столь масштабного проекта. Причин несколько. Во–первых, финансовая сторона. Строительство метро потребует немалых инвестиций. Между тем есть масса других направлений, требующих финансовых вложений, — строительство школ и детсадов, новых больниц, реабилитация автодорог. Во–вторых, муниципалитету пока не хватает сил правильно организовать работу уже имеющихся транспортных систем. Да, внедрили “Безопасный город”, но трафик остался прежним. Годами муссируется вопрос о замене маршрутных такси муниципальным транспортом, но и тут мэрия сталкивается с постоянными проблемами. Убрать с дорог хотя бы 1000 бусов и пустить вместо них 150–200 автобусов и троллейбусов, обустроить город гостевыми парковками возле школ и вузов, рынков, и необходимости в строительстве метро не будет.
    Мария ИНДИНА,
    Анастасия КАРЕЛИНА.
    Фото из Интернета.

    Версия для печати
    К содержанию номера
    На главную страницу
  • О нас
    Контакты
    Обратная связь
    Гороскоп
    Реклама

    Архив ВБ
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 31        

    Реклама
    Рейтинг
    Реклама
    Designed by: Axenov Vyacheslav
    Programmed by: Voevodin Ilya
    © 1974-2017 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”
    По любым вопросам пишите на: webmaster@vb.kg
    По вопросам регистрации пишите на: subscriber@vb.kg