Секреты больших панд
Принято считать, что в мире есть только три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: бегущая вода, огонь и звездное небо. Корреспондент “Вечерки” уверена, что в этот список нужно включить еще один замечательный объект для наблюдения — большую панду. В Центре разведения больших панд в китайской провинции Сычуань можно лично убедиться в том, что любоваться бамбуковыми мишками можно круглые сутки.
Когда я собиралась на стажировку в Китай, то представить не могла, что уже на второй неделе моего пребывания в Поднебесной исполнится одно из самых заветных моих желаний — увидеть вживую большую панду. С большим теплом отношусь ко всем братьям нашим меньшим, но бамбуковые медведи занимают в моем сердце особое место. Впрочем, думаю, этих черно–белых мишек обожают абсолютно все, ведь просто невозможно не любить столь очаровательное в своей неуклюжести животное.
В провинцию Сычуань, где обитает 80 процентов всех панд, живущих на нашей планете, делегация журналистов из стран СНГ добиралась по воздуху. Путешествие из Пекина в столицу региона — Чэнду — заняло около трех часов.
Большинству людей этот город известен только потому, что в десяти километрах от него располагается Центр по разведению больших панд. Впрочем, этот питомник можно, без преувеличения, назвать одной из главных достопримечательностей не только этого городского округа, но и всей КНР.
Некоммерческая научно–исследовательская организация для изучения и разведения панд была организована в 1987 году. Сначала в центре содержали всего шесть особей большой панды. Их спасли, обнаружив в дикой природе, где они на тот момент непременно погибли бы. Со временем центр вырос, и сейчас там живет 152 бамбуковых медведя.
В питомник наша группа приехала в начале девятого утра. Это лучшее время для свидания с пандами. Если не успеть к ним до завтрака, то, скорее всего, останется только любоваться черно–белыми спинами крепко спящих животных.
Территория базы — почти 100 гектаров, или 1500 китайских му. В лабиринте из густых зарослей бамбука, деревьев и цветов спрятаны дома панд — огороженные вольеры, инкубатор, реабилитационный центр для пострадавших животных, музей, лебединое озеро, а также сувенирные магазины.
Кроме больших и малых панд, в парке живут павлины, которые свободно ходят по территории, летают и сидят на ветках деревьев. В здешнем озере обретаются лебеди и цветные карпы.
Также здесь можно увидеть красных или малых панд. Не все знают, что именно они являются настоящими представителями семейства пандовых, а большие панды относятся к семейству медвежьих. Однако оба вида животных имеют общего предка и в природе обитают на одинаковых участках в высокогорных лесах Китая.
Хозяин первого панда–дома, который мы увидели, к нашему приезду уже закончил трапезу. И, скорее всего, даже успел поупражняться в лазании по деревьям, поскольку мы застали медвежонка спящим прямо между ветвей. Панды, как человеческие дети, засыпают там, где их сморила усталость.
Почивают бамбуковые медведи, иначе и не скажешь, профессионально. Они не отвлекаются на посторонние звуки и другие раздражители. Одна из посетительниц центра — четырехлетняя девочка — довольно громко пыталась разбудить черно–белого зверя, убеждая его, что самое время проснуться. Ответом на призывы малышки стал ленивый зевок и демонстративное возвращение панды в сонную нирвану.
Жители остальных вольеров были в основном бодры. Настолько, насколько это определение вообще применимо к пандам — они очень ленивы. Все остальные панды, которых мне довелось увидеть, сосредоточенно занимались тем, что, наверное, можно считать делом жизни этих замечательных животных, — поеданием бамбука.
Специалист центра Вэнвэн Тан рассказала “ВБ”, что за сутки взрослый бамбуковый медведь съедает не менее 40 килограммов этой травы. Причем панды не жуют стебли нечищенными. Они деловито снимают с них верхний слой, как с бананов, и только потом отправляют любимое лакомство в рот. Наблюдать за этим процессом очень увлекательно.
— Панды отнюдь не веганы, как принято считать. Их предки были мясоедами, потому и современные бамбуковые медведи технически остаются хищниками. В дикой природе они иногда едят яйца, мелких птиц, зверьков, насекомых, а также падаль, — объяснила специалист.
Разводить панд в неволе, по словам Вэнвэн Тан, непросто. Отчасти из–за их природной склонности к ничегонеделанию. Взрослые бамбуковые медведи настолько пассивны, что проявляют друг к другу интерес только в период брачных игр, да и то довольно вялый. Из–за нежелания напрягаться они даже к процессу размножения относятся довольно прохладно. Как следствие — низкий темп роста популяции даже при благоприятных условиях.
Кроме того, самка большой панды рождает одного детеныша раз в два года — больше она просто не может выкормить, а новорожденные пандята очень уязвимы. Иногда случается, что причиной гибели потомства становятся неуклюжие мамаши — они могут случайно сесть на чадо. В Центре по разведению панд в Чэнду принимают все меры предосторожности, чтобы не допустить подобного. До определенного возраста малышей приносят матери только на кормежку.
— Семейство воссоединяется только после того, как детенышу исполнится два месяца. Тогда ему уже ничего не грозит. До этого времени за крохой ухаживают специалисты центра, — рассказала Вэнвэн Тан.
Она отметила, что новорожденные панды ничем не напоминают гигантских черно–белых медведей. Они размером всего лишь с ладонь человека и похожи на крыс. Характерный окрас у пандят появляется только по достижении двухмесячного возраста.
Несмотря на все эти сложности, китайским властям все–таки удалось остановить сокращение численности бамбуковых медведей и даже получилось увеличить их количество. Сегодня панды, к счастью, уже не считаются вымирающим видом.
Несмотря на комфорт, созданный для панд в центре в Чэнду, условия все же далеки от натуральных. Но здесь животные остаются не навсегда. Здоровых взрослых особей в определенном возрасте переводят в другие заповедники, расположенные также в Сычуани, гораздо дальше от столицы провинции. Там зверей плавно адаптируют к последующей жизни в дикой природе. В таких центрах больше диких территорий, и по сути они отличаются от естественной среды обитания лишь высоким уровнем защиты редких животных. У них даже нет специальных мест кормления, однако дистанционно специалисты наблюдают за своими подопечными и, если видят, что растерянная панда долго не может найти еду, ей подкладывают бамбук.
Всего в мире живет около 2 тысяч черно–белых мишек — в питомниках и в живой природе.
самые дипломатичные
Милейшие панды не просто так едят свой бамбук. Они работают дипломатами. Черно–белых мишек считают атрибутом мягкой силы КНР. Ею Поднебесная пользуется еще со времен династии Тан. В VII веке императрица У Цзэтянь подарила двух панд японскому императору.
После 1949 года Мао Цзэдун закрепил эту практику: панд подарили коммунистическим странам–союзницам СССР и КНДР. В период “холодной войны” бамбуковые медведи стали послами в Японии, США, Великобритании, Франции, Германии, Испании и Мексике. А в 1961 году гигантская панда стала эмблемой Всемирного фонда дикой природы.
В середине 80–х годов прошлого века Китай перестал дарить панд и начал сдавать их зоопаркам в аренду. Обычно панд отдают на 10 лет, принимающая сторона выплачивает миллион долларов в год и соглашается, что все детеныши, рожденные за границей, также остаются в собственности КНР. Сегодня единственный способ получить панду — это согласие на совместные исследования.
С 1941 года Китай отправил за границу 64 панды (не считая детенышей, родившихся в заграничных зоопарках) в 18 стран (США, Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Канада, КНДР, Республика Корея, Франция, Германия, Израиль, Япония, Малайзия, Мексика, Сингапур, бывший СССР, Испания и Таиланд).
Большая панда, как национальный символ, олицетворяет искренность, дружелюбие, терпимость и доброту. Так что, когда Китай командирует куда–либо одного из своих бамбуковых медведей, это можно считать знаком того, что в отношениях между странами наступил новый, более доверительный период.
Александра ВАСИЛЬКОВА, спецкор “ВБ”. Чэнду. Фото Алексея КОВАЛЯ.
Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
|
|
|
|