Пятница, 4 апреля 2008 года. №62 (9482) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Вольная тема

От противного
Если завтра кризис...
Прямая линия
Любовь к городу рождается в семье
Громкий процесс
Адилет, мы тебя не забыли
26 лет спустя...
Сладострастие
Привкус горького сахара
Свекловоды ищут брода
Гастрбайтер
Фирма «вяжет» простаков. И не только
Один груз и 200 проблем
Бог в помощь
Красная книга
Барская охота
Профи
Излучая энергию румбы
Хронометраж
666
Вольная тема
Учиться или «разводиться»
Лабиринты души
Долой хандру
Не лги!
Прибор против коррупции
Дружба народа
Озеро Мелитты
Дежурный по апрелю
Водная тема

Метеосводка по Бишкеку
 на 30.12.2022
атмос. давление 705 мм
относит. влажность 69 проц.
радиационный фон 31.12.2022 мкР/час

 на 8.25
восход 17.28 заход -6...-8
ночью -1...+1 днем 1

Учетный курс валют
 на 30.12.2022
85,73
92,10
1,215
0,122
10,10



Учиться или «разводиться»
Нынешняя молодежь отлично знает цену знаниям. Она состоит не только из стоимости контракта и упорного труда, но и суммы взяток, которую нужно заплатить в течение пяти лет, чтобы получить заветный диплом.

Все знают...
    Недавно один знакомый, работающий в крупном госведомстве, полушутя предложил мне: “Хочешь, оформим тебе диплом любого вуза на выбор за приемлемую цену?”. Сказать, что я был в шоке, значит, ничего не сказать. Дожили! Такие предложения теперь делаются совершенно спокойно, да еще и с уточнениями: если в течение пяти лет числиться в альма–матер — цена одна, хочешь “корочку” сразу — плати больше.
    Колледжа и двух университетов, где я учился, мне хватило, чтобы понять: система образования в Кыргызстане переживает глубокий кризис. В первую очередь из–за низкой зарплаты работников высшей школы и такого уровня коррупции, что обнародование ее масштабов моментально вывело бы страну на первые места весьма нелестных международных списков. Чего только стоят случаи из моей собственной студенческой жизни!
    Когда я был первокурсником, у нас целый семестр не вели информатику. В деканате объясняли, что преподаватель ушла в декрет, заменить ее некем. Что доставит больше радости 18–летним пацанам, чем несостоявшаяся лекция? Гулять пришлось аж до зимней сессии, пока не пришла пора получать зачет. Нам было сообщено, что за аттестацию нужно выложить... по 50 сомов с человека. Первашам деваться некуда.
    На журфаке ходила поговорка: “Студент по определению ленив. Если в вузе вам попался не ленивый человек, это — декан”. Высшую математику, или, как ее прозвали в студенческой среде, “вышку”, очень не любят на гуманитарных факультетах. Хотя преподается там она в очень облегченном варианте и сдать ее для мало–мальски усидчивого студента проблемы не составляет. Алгебра большей половине моего курса обошлась... в пачку сигарет с каждого нежелающего ее сдать честно. Говорят, по этой цене педагог выпускал “математиков” со спокойной душой не один год.
    Вчерашняя аспирантка, преподаватель английского языка, не стала мудрствовать лукаво, чтобы обеспечить себе прибавку к мизерной зарплате. Войдя в аудиторию на экзаменационной неделе, мы увидели на доске прейскурант: “отлично” — 200 сомов, “хорошо” — 150 сомов, “удовлетворительно” — 100 сомов. Вот уж действительно, чем богаты...
    Еще один типичный случай. Одногруппник прогулял целый семестр. Во время редких посещений вуза на вопрос: “Как оправдываться будешь?” — лишь ухмылялся. За пару дней до сессии выяснилось: замдекана взялся за определенную сумму проставить ему в зачетную книжку все нужные росписи. Выпрашивал он автографы или делился с учителями, для нас осталось загадкой.
    Более распространена практика вымогательского “завала”. Студента грузят уймой рефератов, лабораторных работ и лишних заданий и заставляют каждую работу защищать, придираясь к мелочам. Когда бедняга понимает, что ему всего не успеть да еще поджимают сроки сдачи других предметов, предупредительный педагог тонко намекает, что головной боли можно избежать. Стоит заплатить энную сумму — закроются все задолженности.
    Обиднее всего, когда взятки вымогаются руководством вуза. Делается это обычно перед госэкзаменами или защитой дипломной работы в довольно циничной форме. Студента ставят перед фактом: не сдашь деньги — завалишься. И не факт, что на будущий год повезет больше. В этом случае желающих отказать практически не находится. Кому охота в шаге от долгожданного диплома идти на принцип ради пары тысяч сомов?

...все делают...
    Сегодня уже не секрет, что принципиальные педагоги, ставящие оценку за знания, скорее исключение, нежели правило. Таких очень уважают студенты, молва о них передается со старших курсов младшим. Составляют сие небольшое исключение обычно мэтры с огромным стажем, воспитанные еще при Союзе и ненавидящие взятки в любом виде. И через много лет после получения диплома вспоминаются именно те преподы, которые заставляли учиться. Любители же продать отметку остаются лишь на групповых фото.
    Поколение гениев в образовании сменяют мелочные любители наживы. Последних с каждым годом становится все больше. Им неплохо живется во вновь сложившейся системе, где студент не проявляет особого рвения к учебе. Ведь больше всего распространено в наших вузах все же не вымогательство, а предложение взятки.
    Говорю как студент со стажем: если раньше собратья по альма–матер узнавали у старшекурсников, сильно ли “валит” тот или иной препод, то ныне вопрос звучит иначе: “разводится” ли он и сколько просит? В итоге весь процесс обучения сводится к тому, чтобы вызубрить во время всей сессии 1–2 предмета — для неподкупных. Все остальное делают деньги. Зачем напрягаться и учить ночи напролет, если 200–400 сомов гарантируют отличную оценку?
    Механизм предложения дачи взятки ничем не отличается от схем, с которыми люди сталкиваются в других госучреждениях. Из компании желающих “подмазать” выбирается парламентер, обсуждающий с преподом условия “за закрытыми дверями”. После тот же активист собирает деньги и зачетные книжки у товарищей, в пустой аудитории проходит торжественная передача купюр и раздача автографов. Обе стороны довольны удачной сделкой.
    Существуют и вариации. К примеру, преподаватель заявляет: “Есть замечательная книга, из которой даже самые нерадивые учащиеся почерпнут уйму знаний и станут гениями в будущей профессии”. Объяснять, что за этим стоит, нужно лишь первокурсникам. Любой второкурсник отлично понимает: стоит купить у преподавателя сию расчудесную брошюру — и аттестация по его предмету гарантирована. На поверку шедевр оказывается ненужной монографией на отвлеченную тему или бездарным опусом самого педагога, ни одного экземпляра которого иначе никогда не продастся.

...и молчат
    Даже на допросе преподаватель ни за что не признается, что вымогал или согласился взять предложенные деньги. Студент, вопреки расхожему мнению, тоже не сознается — нынешняя молодежь юридически подкована и знает, что давший “на лапу” тоже может быть наказан. Мизерный процент все же решившихся написать “заяву”, составляют те, у кого попросту нет денег на “разводы”. Самых принципиальных, решившихся противостоять вымогательству, можно пересчитать по пальцам — обычно из–за 200–500 сомов идти в милицию не решаются.
    Ценовая политика в кыргызских вузах зависит от меркантильности препода, его запросов и уровня жизни. Кто–то дорожит своим местом так, что пойдет на нарушение закона лишь за сумму с тремя нулями в долларах. Другому, как показала моя студенческая практика, достаточно и пачки сигарет или бутылки коньяка.
    О том, что в вузах страны берут практически сплошь и рядом, знают с детского сада. Об этом информированы деканы и ректоры, часто они сами входят в долю или инициируют разные “сборы в пользу университета”. Вот только такие благотворительные взносы собираются каждый год, а техника и учебные пособия почему–то закупаются лишь на гранты иностранцев.
    Глупо думать, что в Министерстве образования не знают о сложившейся ситуации. Большинство тамошних чиновников раньше работали или подрабатывали в вузах. А значит, в курсе положения дел. О порочной системе узнает и все больше родителей — студентам сложно объяснить, почему на каждой сессии им нужны деньги. Лишь совсем недогадливые мамы–папы не устанавливают причинно–следственных связей. И все молчат. Нет разговора — нет проблемы.
    Силовики же объясняют сложившуюся ситуацию просто: не пойман — не вор. Чтобы привлечь взяточника к ответственности, ему нужно передать помеченные купюры, застать его с ними, изъять деньги в присутствии понятых — процедура довольно сложная. Ведь к каждому педагогу милиционера не приставишь, дабы день и ночь следить за соблюдением законности. Ящики доверия, находящиеся в вестибюле всех вузов, куда, по идее, должны сыпаться сотнями жалобы на коррумпированных педагогов, пустуют годами.

Червоточина
    Успешно взращиваемая коррупционная система дает свои плоды. Кыргызстанские школьники недавно заняли самое последнее, 57–е, место в мировом интеллектуальном тестировании. А международные эксперты заявляют, что оценки, проставленные в аттестатах и дипломах, абсолютно не соответствуют знаниям выпускников. Тут недолго и до признания нашей системы образования и вовсе негодной!
    Кое–кто нынче всерьез считает, что поднятие зарплат педагогам на должный уровень может в одночасье исправить ситуацию. Легко ли поверить, что за пару лет перевоспитаются сотни людей, привыкших два раза в год — на сессиях — получать солидную прибавку к зарплате? Да еще если ее чуть ли не на блюдечке приносят!
    Сторонники кардинальных мер предлагают устроить тотальную чистку и с позором выгнать всех мздоимцев с работы. Однако все упирается в ту же проблему — как найти и доказать. Да и где взять новые честные, квалифицированные и опытные кадры? Ведь нынешнее поколение молодых специалистов уже знает, как даются взятки в университетах, и в курсе всех хитростей вымогательства. Что помешает вновь назначенным учителям тянуть деньги со студентов? Похоже, провозглашаемая уже не первый год с высоких трибун реформа системы образования грозит разбиться о коррупцию и наплевательское отношение.
    Большинство работодателей уже сегодня, нанимая нового сотрудника, вбивают ему основы профессиональной деятельности с азов. Рассказывают то, чего не удосужились объяснить в универе. По–настоящему ценятся ныне дипломы всего пары–тройки кыргызских вузов, где собрали именно принципиальных людей, не желающих менять будущее страны на взятку.
    Большинство видных госмужей, утверждая, что в кыргызской системе образования нет проблем, почему–то отправляют своих детей учиться за рубеж. Это лучший показатель, что отечественная система высшего образования глубоко и безнадежно больна. Хватит ли у кого–нибудь решимости и сил справиться с коррупцией? Сегодня это весьма сомнительно.
Андрей ОРЕШКИН.
Рисунок Романа БЯХОВА.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”