на 30.12.2022
| атмос. давление 705
мм |
| относит. влажность 69
проц. |
| радиационный фон 31.12.2022
мкР/час |
на 8.25
| восход 17.28
заход -6...-8
|
| ночью -1...+1
днем 1
|
|
на 30.12.2022
| 85,73 |
|
| 92,10 |
|
| 1,215 |
|
| 0,122 |
|
| 10,10 |
|
|
|
perpetuum mobile
О королях и инфантах
Когда выхода нет, он все равно есть: строить туннель. Это к тому, что лидер партии “Ата Мекен” Омурбек Текебаев сейчас достаточно серьезно ставит вопрос о необходимости реализации проекта железнодорожной дороги из Китая (Кашгар) в узбекистанский Андижан. Разговор о дороге Кашгар — Андижан — это неправильная трактовка, поскольку путь не может проходить по территории Узбекистана, минуя Кыргызстан. Стоит вопрос о том, что железнодорожные пути должны быть проложены до Оша или Джалал–Абада. Вопрос лишь в одном: где дешевле будет пробить тоннель через Ферганский хребет, там и пройдет трасса. Вопрос о необходимости строительства этой дороги встал сразу же через несколько лет после обретения независимости Кыргызстаном и с переменным успехом обсуждается почти 15 лет. Но дело так и не сдвигается с мертвой точки. Первоначально были причины объективные: Китай закончил прокладку своей новой ветки в Кашгаре в 1999 году. Еще 12 лет назад уже можно было начинать строительство дальше, к Кыргызстану. Но, как указывает Текебаев, помешали и разные типы стандартов железной дороги, и другие причины. На постсоветской части проектируемого маршрута, в ближайших к Китаю регионах, сохраняется довольно нестабильная обстановка. Были угрозы проникновения групп боевиков на границе Таджикистана и Узбекистана, баткенский конфликт. Андижанские события и две наши революции последних лет не могут не настораживать соседей.
Однако не только три наши среднеазиатские страны, но и Туркмения заинтересована в этом проекте. И если мы все хотим его реализации, то нужно серьезно думать о регулировании конфликтной ситуации.
Чтобы понять значимость проекта и значимость инициативы Текебаева, нужно вспомнить историю. Где–то 500 лет имелись аналогичные проблемы в отсутствии удобных путей для торгово–экономических связей у Португалии, находившейся на отшибе Европы. В начале XV века поиск морского пути в Индию был весьма важен для Португалии. Страна, расположенная в стороне от главных торговых маршрутов того времени, не могла с большой выгодой для себя участвовать в мировой торговле. Экспорт был невелик, а ценные товары Востока, такие, как пряности, португальцам приходилось покупать по очень высоким ценам. И вот нашелся герой — инфант (принц) Генрих (1394–1460), пятый сын короля Жуана I. Инфант основал обсерваторию и навигационную школу, где преподавали лучшие математики и картографы. Генрих одну за другой снаряжал экспедиции, которые открыли ряд островов у западного побережья Африки. Продвигаясь все дальше и дальше, они создавали на открытых землях опорные пункты. Его деятельность во многом заложила основы морского и колониального могущества Португалии.
При его жизни цель достигнута не была, но была заложена основа для путешествий того же Васко да Гаммы. Они пробили маршруты, значимые для средневековой эпохи. В результате некогда третьеразрядная Португалия очень быстро стала первой морской мировой державой.
Инфант Генрих так и не стал королем. Но для соотечественников он навсегда остался в благодарной памяти с почетным прозвищем Мореплаватель. В истории Португалии было с полсотни королей, абсолютное большинство из них никто не помнит. Но Генрих Мореплаватель навсегда остался в истории. Значит, чтобы принести пользу своему народу (а это, наверное, и есть предназначение политика), вовсе не обязательно становиться королем.
И если инфант кыргызской политики Омурбек Текебаев возьмется за путейское дело, оно будет важнее и для страны, и него самого, чем банальные претензии на место спикера.
Мурат СУЮНБАЕВ, независимый эксперт.
Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
|
|
|
|
|