на 05.08.2022
 | атмос. давление 692
мм |
 | относит. влажность 41
проц. |
 | радиационный фон 06.08.2022
мкР/час |
на 5.56
 | восход 20.18
заход +20...+22
|
 | ночью +28...+30
днем 1
|
|
на 05.08.2022
 | 82,96 |
|
 | 85,14 |
|
 | 1,339 |
|
 | 0,1175 |
|
 | 9,00 |
|
|
|
в чем дело?
В противостоянии между президентом и парламентом совет встал на сторону президента
Это четвертое заседание Совета по отбору судей уже изначально ожидалось проблемным. Ситуация сложилась беспрецедентная. Парламент и президент страны вступили в прямую конфронтацию друг с другом. Роза Отунбаева настаивала на том, что существуют противоречия в законодательстве, которые не позволяют продолжить назначение нового состава Верховного суда и Конституционной палаты. При этом она отозвала те 15 кандидатур, которые вернула на повторное рассмотрение совета.
Жогорку Кенеш тут же выдал постановление, обязывающее совет к совершенно противоположным действиям, — до 7 октября все–таки принять решение по кандидатурам на должности судей.
Сразу после этого постановления президент Роза Отунбаева направила письмо председателю Совета по отбору судей Шамаралу Майчиеву, в котором призвала его “следовать интересам законности и не поддаваться неправомерному давлению”.
Это обращение — довольно жесткое декларирование своей позиции и нескрываемое неприятие действий ЖК. Другое дело — форма заявления. Все так обставлено, что это личное письмо Розы Отунбаевой Шамаралу Майчиеву. Значит ли это, что оно не имеет всей силы президентского слова?
Из письма президента:
“Мной были отозваны из Жогорку Кенеша ранее внесенные представления об избрании 15 претендентов на должность судей Верховного суда по основаниям, препятствующим их рассмотрению парламентом. При этом я полагала, что Жогорку Кенеш, комитеты которого установили недопустимость дальнейшего продолжения отбора до устранения коллизий, в короткие сроки разработает и примет необходимые поправки в законы. Однако этот процесс затянулся. Ряд других событий и фактов показывают в сумме, что судебная реформа забуксовала.
Неустраненность правовых коллизий повлечет впоследствии признание итогов судебной реформы юридически недействительными. По предложению лидеров фракций мною подписано распоряжение о создании рабочей комиссии при президенте. Комиссия под руководством Омурбека Текебаева начала свою работу и подготовила ряд законодательных предложений, подлежащих рассмотрению в соответствующих комитетах Жогорку Кенеша.
Однако, пренебрегая работой этой комиссии с участием лидеров фракций Жогорку Кенеша, 30 сентября 2011 года Жогорку Кенеш по инициативе депутата Садыра Жапарова принял постановление, в котором дается указание Совету по отбору судей незамедлительно рассмотреть возвращенные президентом кандидатуры. Создается впечатление, что сами комитеты и палата игнорируют и не хотят исправления ими же разработанных и принятых законов, которые содержат правовые коллизии. На самом деле прошедшее 30 сентября 2011 года обсуждение на пленарном заседании красноречиво свидетельствует о расколе внутри депутатского корпуса по дальнейшему ходу судебной реформы.
Обращает на себя внимание настойчивость и решимость председателя комитета по судебно–правовым вопросам Садыра Жапарова и торага палаты Ахматбека Келдибекова в стремлении во что бы то ни стало добиться избрания судьями как представленных, так и отклоненных президентом претендентов. Очевидно, что это постановление нарушает главный принцип Закона “О Совете по отбору судей” — принцип его независимости.
Безапелляционный, приказной тон письма, подписанного заместителем торага Жогорку Кенеша Б. Мамыровой, сопровождающий постановление Жогорку Кенеша в Совет по отбору судей, является лишним свидетельством открытого нажима на работу Совета по отбору судей со стороны Жогорку Кенеша.
В связи с изложенным, отзываю из Совета по отбору судей и прошу возвратить письма от 19 августа 2011 года, а также материалы на 15 кандидатов на должности судей Верховного суда и 8 кандидатов на должности судей Конституционной палаты Верховного суда”.
Письмо написано четко и конкретно. Имена противников названы, диагноз поставлен: неправомерное давление.
Несмотря на то что повестка судьбоносного заседания совета была объявлена заранее, иного выхода, как поддержать президента, у Шамарала Майчиева не было. Все это понимали, возможно, поэтому на заседание не пришли сразу несколько членов совета, многие без объяснений — было полно пустых стульев, а значит, и нет кворума.
Это обстоятельство и еще, конечно, ворвавшиеся пикетчики дали основание для прекращения заседания. Дата, как и повестка заседания следующего совета, естественно, не назначены.
Как заявил Шамарал Майчиев журналистам, совет вовсе не “самораспускается”, а временно прекращает свою работу до устранения тех самых правовых коллизий парламентом. А это значит, отказывается выполнять постановление Жогорку Кенеша.
Чем закончится эта “коллизия” — большой вопрос. От разрешения которого будет зависеть легитимность судебного корпуса республики, которая почему–то совсем не нужна Жогорку Кенешу.
Ольга ДЯДЮЧЕНКО.
Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
|
|
|
|
|