Вторник, 10 января 2012 года. №3 (10367) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Госбезопасность

Энерджайзер: золотое кольцо
С соседями надо дружить. Но не зависеть от них
ТВЕА — мировой лидер
Банки нам помогут
Психофактор
«Мне очень плохо»
И к гадалке не ходи
При необходимости к кому вы обратитесь за помощью — к психотерапевту или целителю?
КАДРиль
Оптимизация без оптимизма
Подробности
Депутат хочет сделать своего зятя главой ГСИН?
Новый спикер не летал в Дубай
И контрольный в голову
Судный день
Эх, Фемида: кому сказать спасибо, что уже почти не жива?
Быть иои добыть
Алтын на ветер
ВАКцина против плагиата
Госбезопасность
ОДКБ раскрывает свои тайны
Диаспора
Мы увлеклись культурой в ущерб экономике
Местная власть
Есть ли жизнь в регионах?
Социум
Оптимистка
Из Криенса в Петровку — с любовью и добром
Спорт-ракурс
Футзал объединяющий
Уроки чемпиона
Зона беды
Венец — банде конец
Огонь без пощады
Так убивали старушку
Стоп, снято!
Что наша жизнь? Игра!
Культурный слой
«Байчечекей» справляет юбилей! Лишь бы не последний
«Щелкунчик» возвращается
ЗаШУГАли
Снова взялись за Ошский рынок

Метеосводка по Бишкеку
 на 03.09.2021
атмос. давление 693 мм
относит. влажность 30 проц.
радиационный фон 04.09.2021 мкР/час

 на 6.28
восход 19.33 заход +17...+19
ночью +31...+33 днем 1

Учетный курс валют
 на 03.09.2021
84,55
98,69
1,157
0,1881
10,50



ОДКБ раскрывает свои тайны
Рядом событий, резонансных для постсоветского пространства, были отмечены последние дни ушедшего 2011 года. В этом перечне и состоявшаяся в Москве сессия Совета коллективной безопасности (СКБ). Об итогах и перспективах деятельности Организации Договора о коллективной безопасности “Вечернему Бишкеку”рассказал полномочный представитель Кыргызстана в ОДКБ Нурбек ИльЯзов.

— В этой сессии, равно как и в прошедших тогда же заседании Межгоссовета ЕврАзЭС, неформальном саммите глав СНГ, впервые принял участие в качестве президента Кыргызстана Алмазбек Атамбаев. Что можно сказать об основных решениях, принятых СКБ?
    — В плане реагирования на внешние угрозы продолжилась работа по развитию договоренностей, достигнутых главами наших государств на неформальном саммите ОДКБ в Ереване в 2010 году. Также речь идет о выверенных коллективных шагах в случае осложнения общественно–политической ситуации в самих странах–участницах. В первую очередь это рассматривалось через призму событий в Кыргызстане в 2010 году.
    Такие договоренности, закрепленные в Ереване, предполагают и использование Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) при попытках насильственного свержения или изменения конституционного строя. Данная проблематика долго обсуждалась и на заседаниях постоянного совета ОДКБ. Высказываются различные мнения, но в силу расхождений между законодательствами стран–участниц согласованный подход на данный момент еще не выработан.

— А в чем конкретно здесь причины?
    — В частности, Беларусь настаивает на раскрытии сути понятия “конституционный строй”. Это довольно емкое понятие, которое включает в себя много компонентов, и белорусская сторона высказывается за конкретизацию того, по каким элементам мы будем вместе работать. Узбекистан же полагает, что защита конституционного строя — сугубо внутреннее дело, что предполагает и сугубо национальные механизмы решения проблемы. В итоге вопрос было решено отложить на постсессионный период, это задача номер один на 2012 год.

— Какова позиция нашей стороны?
    — В соответствии с Конституцией Кыргызстана все вопросы уже не решаются единолично президентом, но — по согласованию с правительством и парламентом. В данном случае оно тоже необходимо, в силу чего и мы пока не можем подписаться под реализацией соответствующей программы. Точнее, соглашения об использовании ОДКБ при предупреждении или локализации насильственного свержения конституционного строя.

— А о чем все–таки удалось договориться на сессии СКБ?
    — Прежде всего отмечу, что в минувшем году работа ОДКБ в целом строилась на основании документов, принятых на декабрьской 2010 года сессии СКБ в Москве и исходя из тех поручений, что были даны главами наших государств в ходе нефоромального саммита в Астане в августе 2011 года. На нынешней, также декабрьской, сессии рассматривались различные вопросы: политического, военного, военно–политического, военно–технического сотрудничества, и были достигнуты весомые результаты. Один из главных — договоренность о размещении военных баз, военной инфраструктуры третьих государств на территории стран — участниц ОДКБ. Отныне такие решения в отношении каждой из стран организации будут приниматься коллективно, по официальному согласованию.

— Американского Центра транзитных перевозок в аэропорту “Манас” это как–то касается?
    — Надо помнить, что это именно Центр транзитных перевозок, а не военная база. И данный объект был размещен в республике задолго до появления нынешней договоренности. Так что к ней ЦТП, преобразованный из авиабазы в рамках международных сил содействия безопасности в Афганистане, никакого отношения не имеет. Срок соглашения по нему истекает в 2014 году. Вот тогда и будет приниматься окончательное решение.

— Многие уже сегодня гадают, каким оно будет.
    — Как известно, один из возможных вариантов — трансформация ЦТП в гражданский центр. Собственно, он уже во многом в таком качестве и действует, но в будущем может окончательно превратиться в центр невоенного транзита. 2014 год покажет. Пока же данный объект функционирует в рамках ранее достигнутых договоренностей.

— Другой вопрос на засыпку: в отношении учебно–тренировочного центра, который предполагалось в свое время открыть при поддержке американской стороны на юге Кыргызстана.
    — Действительно, о такой возможности в свое время велись разговоры, потом тема потеряла актуальность, сейчас к ней вновь иногда возвращаются. Здесь Кыргызстан будет действовать прежде всего в рамках национального законодательства, на основании, повторю, согласованной позиции трех ветвей власти.

— Ну а согласие других партнеров по ОДКБ понадобится?
    — Если объект будет носить военный характер, то да.

— Однако подходит ли такая характеристика к учебно–тренировочному центру, пусть и ориентированному на военные нужды?
    — Сейчас в рамках ОДКБ идет много дебатов по различным аспектам сотрудничества, в том числе и внешнеполитическому. К примеру, очень активно обсуждается реализация антинаркотической программы США в Центральной Азии. Предложения поступают и по другим направлениям партнерства, находятся на различных стадиях изучения. Но все моменты будут обязательно конкретизированы, утверждены в официальном порядке. Если те или иные объекты инфраструктуры станут носить военный характер, то, как прописано в соглашении ОДКБ, потребуется согласование со всеми членами организации. Если гуманитарный, невоенный характер, тогда необходимости в этом не возникнет.

— На нынешней сессии также гворилось в целом о развитии КСОР. Каковы их перспективы?
    — Наша республика изначально была представлена в Коллективных силах горнострелковым батальоном. Но в августе 2011 года в Астане была достигнута договоренность об усилении численного и боевого состава КСОР, в соответствии с которой от Кыргызстана дополнительно введено подразделение специального назначения — от нашей Государственной службы по контролю наркотиков. Аналогичные подразделения антинаркотических структур включены в КСОР и от России,Таджикистана.

— Тем самым процесс формирования Коллективных сил завершился?
    — Нет, вопрос дальнейшего усиления КСОР по–прежнему стоит в повестке дня. И следующим шагом станет, очевидно, укрепление этих сил аэромобильными частями — авиацией, вертолетами, бронетехникой быстрого реагирования. Также в рамках ОДКБ разворачивается программа дальнейшего оснащения КСОР, создания в каждой из республик однотипной военной инфраструктуры. Это необходимо для придания данным силам большей эффективности, возможности адекватно действовать в любой критической ситуации.

— Поможет ли реализации такой программы прошедшее в сентябре 2011 года в Бишкеке очередное заседание Совета по военно–экономическому сотрудничеству ОДКБ?
    — Конечно, ведь и на нем рассматривались дальнейшие шаги в этой области. Тогда были определены и конкретные предприятия, которые станут участвовать в таком сотрудничестве, комплекс мер для каждой страны и для организации в целом. Программа предусматривает и выработку единых подходов к взаимодействию в данной сфере, прежде всего при оснащении Вооруженных сил государств–участников, производстве техники, боеприпасов, снаряжения. Решения, принятые в Бишкеке, легли в основу соглашения, подписанного на нынешней сессии СКБ.

— А Кыргызстан как способен участвовать в подобном партнерстве? Известно, что в ходе бишкекского заседания в упомянутый перечень предприятий было включено и несколько объектов, расположенных на территории нашей республики. Имеются в виду ранее существовавшие предприятия или новые, которые предполагается образовать?
    — Пока о создании новых производств в области военно–технической промышленности в нашей республике речь не идет. Активизируется деятельность тех, которые в свое время входили в состав союзного ВПК.

— И что это за производства?
    — К примеру, Бишкекский машиностроительный завод. Или, скажем, ТНК “Дастан”.

— Они могут получить какую–то предметную помощь от ОДКБ в развитии или даже возрождении отдельных направлений?
    — Да, это предусмотрено в рамках ОДКБ. Но опять же будет решаться согласованно, с учетом их специализации при выпуске определенных образцов техники или боеприпасов.

— Один из элементов КСОР — по–прежнему Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) в Центральной Азии, образованные вскоре после создания самой ОДКБ. Учения их проходили в минувшем году и в Кыргызстане. Каким видится их будущее?
    — При создании КСОР, соглашение о которых было подписано в 2009 году, предполагалось постепенное упразднение КСБР. Но в Кавказском регионе в рамках ОДКБ существуют кавказско–российские коллективные силы, такими совместными силами располагают и Россия с Беларусью. А в Центральноазиатском регионе каких–либо объединенных вооруженных группировок ОДКБ сейчас нет. И эту нишу в настоящее время занимают КСБР. Они будут существовать до тех пор, пока в полную силу не развернутся КСОР.

— В свое время штаб КСБР, помнится, располагался в Бишкеке.
    — Он и сегодня там. Хотя в перспективе, как уже говорилось, тоже будет расформирован.

— На нынешней сессии СКБ в Москве много внимания уделялось задачам информационной безопасности.
    — Да, это тоже очень актуальная проблема. И главами государств принят план, включающий меры организационного, нормативно–правового характера. Идеология, как и в других случаях, заключается в выработке и осуществлении единых подходов к обеспечению информационной безопасности в зоне ответственности ОДКБ. В первую очередь — при пресечении деятельности деструктивных СМИ, в том числе печатных, электронных, в Интернете, социальных сетях, при распространении деструктивных информационных материалов. Последние события на севере Африки, на Ближнем Востоке показывают, в какой степени эти факторы могут способствовать дестабилизации общественно–политической ситуации. Учитывая международные тенденции в этой сфере, в ОДКБ вырабатываются упреждающие меры. План подписан, и Кыргызстан активно включится в исполнение.

— Что представляет из себя этот план?
    — Он состоит из согласованных пошаговых мероприятий. К слову, и Казахстан, к которому в 2012 году переходит председательство в ОДКБ, провозгласил в качестве национального приоритета как раз обеспечение информбезопасности.

— Предусматривается в данном случае какое–то ограничение интернет–пространства?
    — Тотальный контроль за ним по сути невозможен с учетом последних достижений, технологий в этой области. Имеется в виду прежде всего его мониторинг, выявление деструктивных источников, влияние на них во избежание осложнения ситуации.

— В Кыргызстане в минувшем году такие источники выявлялись?
    — Да, в том числе и в ходе операции “Прокси”, осуществляемой в рамках всей ОДКБ с целью пресечения киберпреступности. Правда, есть пока определенные проблемы в плане ограничения их деятельности. Ведь такие интернет–сайты расположены на разных доменах, и в силу разных нацзаконодательств не всегда удается сайты прикрыть. К тому же они могут и закрывшись зарегистрироваться на другом домене, заняться той же деятельностью. И все же в рамках “Прокси” достигуты неплохие результаты, на их базе разработан ряд новых действенных мер.

— Нельзя обойти вниманием еще один выработанный на сессии план — по противодействию вызовам и угрозам, исходящим с территории Афганистана.
    — Этот документ включает мероприятия разной направленности: и обеспечение той же информбезопасности, и противодействие терроризму и экстремизму, трансграничной преступности, наркобизнесу, нелегальной миграции, и экономическое содействие развитию Афганистана. Кыргызстан на себе испытывает все эти вызовы и угрозы. Но наиболее актуально для нас, как и для Таджикистана, обеспечение надежного прикрытия госграницы. Добиваться этого возможно именно коллективными усилиями, и соответствующие мероприятия, в том числе и путем предоставления технической помощи нашим пограничным войскам, также заложены в план. Помимо прочего, он предусматривает создание совместных рабочих групп по противодействию терроризму, экстремизму, иным преступным действиям.

— Что еще в планах ОДКБ на ближайшие месяцы 2012–го?
    — Учения на территории Кыргызстана пока не предусмотрены. Но республика станет, как и раньше, активно участвовать во всех мероприятиях организации. А основные усилия в рамках ОДКБ будут направлены на поиск точек соприкосновения по тем вопросам, по которым еще не достигнут необходимый консенсус. Сейчас стороны стремятся внести назревшие изменения в порядок принятия решений, в устав организации.

— Но можно ли говорить о желаемой консолидации, учитывая довольно серьезные расхождения по некоторым вопросам участнииков ОДКБ, ту довольно отстраненную позицию, которую традиционно занимает Узбекистан?
    — В мае и декабре 2011 года прошли две деловые игры, в ходе которых предпринимались попытки смоделировать некоторые кризисные ситуации и механизмы реагирования на них. По ходу каждый полномочный представитель своей страны в ОДКБ выступал в различных ипостасях — в качестве министра иностранных дел, секретаря Совета безопасности и так далее. Мы, на мой взгляд, еще более оптимизировали порядок принятия решений. И если, не дай бог, какая–то нештатная ситуация возникнет в реальности, то, как представляется, реагирование со стороны организации будет более эффективным, осуществляться в более короткие сроки.

— Сделаны ли какие–то выводы из теперь уже позапрошлогодних событий в Кыргызстане?
    — Безусловно. И развитие ОДКБ в минувшем году свидетельствовало о ее стремлении идти в ногу со временем, в соответствии с постоянно меняющейся ситуацией. Понимание этого демонстрируют все наши государства. И даже если внешнеполитические векторы их иногда не сходятся, в целом стремление к формированию единой политики присуще всем. В том числе Узбекистану и, конечно же, Кыргызстану. Процесс консолидации в рамках ОДКБ неизбежен, объективно предопределен.
Евгений ДЕНИСЕНКО.
Фото автора.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”