№3 (10367)
Вторник, 10 января 2012 года


ОДКБ раскрывает свои тайны
Рядом событий, резонансных для постсоветского пространства, были отмечены последние дни ушедшего 2011 года. В этом перечне и состоявшаяся в Москве сессия Совета коллективной безопасности (СКБ). Об итогах и перспективах деятельности Организации Договора о коллективной безопасности “Вечернему Бишкеку”рассказал полномочный представитель Кыргызстана в ОДКБ Нурбек ИльЯзов.

— В этой сессии, равно как и в прошедших тогда же заседании Межгоссовета ЕврАзЭС, неформальном саммите глав СНГ, впервые принял участие в качестве президента Кыргызстана Алмазбек Атамбаев. Что можно сказать об основных решениях, принятых СКБ?
    — В плане реагирования на внешние угрозы продолжилась работа по развитию договоренностей, достигнутых главами наших государств на неформальном саммите ОДКБ в Ереване в 2010 году. Также речь идет о выверенных коллективных шагах в случае осложнения общественно–политической ситуации в самих странах–участницах. В первую очередь это рассматривалось через призму событий в Кыргызстане в 2010 году.
    Такие договоренности, закрепленные в Ереване, предполагают и использование Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) при попытках насильственного свержения или изменения конституционного строя. Данная проблематика долго обсуждалась и на заседаниях постоянного совета ОДКБ. Высказываются различные мнения, но в силу расхождений между законодательствами стран–участниц согласованный подход на данный момент еще не выработан.

— А в чем конкретно здесь причины?
    — В частности, Беларусь настаивает на раскрытии сути понятия “конституционный строй”. Это довольно емкое понятие, которое включает в себя много компонентов, и белорусская сторона высказывается за конкретизацию того, по каким элементам мы будем вместе работать. Узбекистан же полагает, что защита конституционного строя — сугубо внутреннее дело, что предполагает и сугубо национальные механизмы решения проблемы. В итоге вопрос было решено отложить на постсессионный период, это задача номер один на 2012 год.

— Какова позиция нашей стороны?
    — В соответствии с Конституцией Кыргызстана все вопросы уже не решаются единолично президентом, но — по согласованию с правительством и парламентом. В данном случае оно тоже необходимо, в силу чего и мы пока не можем подписаться под реализацией соответствующей программы. Точнее, соглашения об использовании ОДКБ при предупреждении или локализации насильственного свержения конституционного строя.

— А о чем все–таки удалось договориться на сессии СКБ?
    — Прежде всего отмечу, что в минувшем году работа ОДКБ в целом строилась на основании документов, принятых на декабрьской 2010 года сессии СКБ в Москве и исходя из тех поручений, что были даны главами наших государств в ходе нефоромального саммита в Астане в августе 2011 года. На нынешней, также декабрьской, сессии рассматривались различные вопросы: политического, военного, военно–политического, военно–технического сотрудничества, и были достигнуты весомые результаты. Один из главных — договоренность о размещении военных баз, военной инфраструктуры третьих государств на территории стран — участниц ОДКБ. Отныне такие решения в отношении каждой из стран организации будут приниматься коллективно, по официальному согласованию.

— Американского Центра транзитных перевозок в аэропорту “Манас” это как–то касается?
    — Надо помнить, что это именно Центр транзитных перевозок, а не военная база. И данный объект был размещен в республике задолго до появления нынешней договоренности. Так что к ней ЦТП, преобразованный из авиабазы в рамках международных сил содействия безопасности в Афганистане, никакого отношения не имеет. Срок соглашения по нему истекает в 2014 году. Вот тогда и будет приниматься окончательное решение.

— Многие уже сегодня гадают, каким оно будет.
    — Как известно, один из возможных вариантов — трансформация ЦТП в гражданский центр. Собственно, он уже во многом в таком качестве и действует, но в будущем может окончательно превратиться в центр невоенного транзита. 2014 год покажет. Пока же данный объект функционирует в рамках ранее достигнутых договоренностей.

— Другой вопрос на засыпку: в отношении учебно–тренировочного центра, который предполагалось в свое время открыть при поддержке американской стороны на юге Кыргызстана.
    — Действительно, о такой возможности в свое время велись разговоры, потом тема потеряла актуальность, сейчас к ней вновь иногда возвращаются. Здесь Кыргызстан будет действовать прежде всего в рамках национального законодательства, на основании, повторю, согласованной позиции трех ветвей власти.

— Ну а согласие других партнеров по ОДКБ понадобится?
    — Если объект будет носить военный характер, то да.

— Однако подходит ли такая характеристика к учебно–тренировочному центру, пусть и ориентированному на военные нужды?
    — Сейчас в рамках ОДКБ идет много дебатов по различным аспектам сотрудничества, в том числе и внешнеполитическому. К примеру, очень активно обсуждается реализация антинаркотической программы США в Центральной Азии. Предложения поступают и по другим направлениям партнерства, находятся на различных стадиях изучения. Но все моменты будут обязательно конкретизированы, утверждены в официальном порядке. Если те или иные объекты инфраструктуры станут носить военный характер, то, как прописано в соглашении ОДКБ, потребуется согласование со всеми членами организации. Если гуманитарный, невоенный характер, тогда необходимости в этом не возникнет.

— На нынешней сессии также гворилось в целом о развитии КСОР. Каковы их перспективы?
    — Наша республика изначально была представлена в Коллективных силах горнострелковым батальоном. Но в августе 2011 года в Астане была достигнута договоренность об усилении численного и боевого состава КСОР, в соответствии с которой от Кыргызстана дополнительно введено подразделение специального назначения — от нашей Государственной службы по контролю наркотиков. Аналогичные подразделения антинаркотических структур включены в КСОР и от России,Таджикистана.

— Тем самым процесс формирования Коллективных сил завершился?
    — Нет, вопрос дальнейшего усиления КСОР по–прежнему стоит в повестке дня. И следующим шагом станет, очевидно, укрепление этих сил аэромобильными частями — авиацией, вертолетами, бронетехникой быстрого реагирования. Также в рамках ОДКБ разворачивается программа дальнейшего оснащения КСОР, создания в каждой из республик однотипной военной инфраструктуры. Это необходимо для придания данным силам большей эффективности, возможности адекватно действовать в любой критической ситуации.

— Поможет ли реализации такой программы прошедшее в сентябре 2011 года в Бишкеке очередное заседание Совета по военно–экономическому сотрудничеству ОДКБ?
    — Конечно, ведь и на нем рассматривались дальнейшие шаги в этой области. Тогда были определены и конкретные предприятия, которые станут участвовать в таком сотрудничестве, комплекс мер для каждой страны и для организации в целом. Программа предусматривает и выработку единых подходов к взаимодействию в данной сфере, прежде всего при оснащении Вооруженных сил государств–участников, производстве техники, боеприпасов, снаряжения. Решения, принятые в Бишкеке, легли в основу соглашения, подписанного на нынешней сессии СКБ.

— А Кыргызстан как способен участвовать в подобном партнерстве? Известно, что в ходе бишкекского заседания в упомянутый перечень предприятий было включено и несколько объектов, расположенных на территории нашей республики. Имеются в виду ранее существовавшие предприятия или новые, которые предполагается образовать?
    — Пока о создании новых производств в области военно–технической промышленности в нашей республике речь не идет. Активизируется деятельность тех, которые в свое время входили в состав союзного ВПК.

— И что это за производства?
    — К примеру, Бишкекский машиностроительный завод. Или, скажем, ТНК “Дастан”.

— Они могут получить какую–то предметную помощь от ОДКБ в развитии или даже возрождении отдельных направлений?
    — Да, это предусмотрено в рамках ОДКБ. Но опять же будет решаться согласованно, с учетом их специализации при выпуске определенных образцов техники или боеприпасов.

— Один из элементов КСОР — по–прежнему Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) в Центральной Азии, образованные вскоре после создания самой ОДКБ. Учения их проходили в минувшем году и в Кыргызстане. Каким видится их будущее?
    — При создании КСОР, соглашение о которых было подписано в 2009 году, предполагалось постепенное упразднение КСБР. Но в Кавказском регионе в рамках ОДКБ существуют кавказско–российские коллективные силы, такими совместными силами располагают и Россия с Беларусью. А в Центральноазиатском регионе каких–либо объединенных вооруженных группировок ОДКБ сейчас нет. И эту нишу в настоящее время занимают КСБР. Они будут существовать до тех пор, пока в полную силу не развернутся КСОР.

— В свое время штаб КСБР, помнится, располагался в Бишкеке.
    — Он и сегодня там. Хотя в перспективе, как уже говорилось, тоже будет расформирован.

— На нынешней сессии СКБ в Москве много внимания уделялось задачам информационной безопасности.
    — Да, это тоже очень актуальная проблема. И главами государств принят план, включающий меры организационного, нормативно–правового характера. Идеология, как и в других случаях, заключается в выработке и осуществлении единых подходов к обеспечению информационной безопасности в зоне ответственности ОДКБ. В первую очередь — при пресечении деятельности деструктивных СМИ, в том числе печатных, электронных, в Интернете, социальных сетях, при распространении деструктивных информационных материалов. Последние события на севере Африки, на Ближнем Востоке показывают, в какой степени эти факторы могут способствовать дестабилизации общественно–политической ситуации. Учитывая международные тенденции в этой сфере, в ОДКБ вырабатываются упреждающие меры. План подписан, и Кыргызстан активно включится в исполнение.

— Что представляет из себя этот план?
    — Он состоит из согласованных пошаговых мероприятий. К слову, и Казахстан, к которому в 2012 году переходит председательство в ОДКБ, провозгласил в качестве национального приоритета как раз обеспечение информбезопасности.

— Предусматривается в данном случае какое–то ограничение интернет–пространства?
    — Тотальный контроль за ним по сути невозможен с учетом последних достижений, технологий в этой области. Имеется в виду прежде всего его мониторинг, выявление деструктивных источников, влияние на них во избежание осложнения ситуации.

— В Кыргызстане в минувшем году такие источники выявлялись?
    — Да, в том числе и в ходе операции “Прокси”, осуществляемой в рамках всей ОДКБ с целью пресечения киберпреступности. Правда, есть пока определенные проблемы в плане ограничения их деятельности. Ведь такие интернет–сайты расположены на разных доменах, и в силу разных нацзаконодательств не всегда удается сайты прикрыть. К тому же они могут и закрывшись зарегистрироваться на другом домене, заняться той же деятельностью. И все же в рамках “Прокси” достигуты неплохие результаты, на их базе разработан ряд новых действенных мер.

— Нельзя обойти вниманием еще один выработанный на сессии план — по противодействию вызовам и угрозам, исходящим с территории Афганистана.
    — Этот документ включает мероприятия разной направленности: и обеспечение той же информбезопасности, и противодействие терроризму и экстремизму, трансграничной преступности, наркобизнесу, нелегальной миграции, и экономическое содействие развитию Афганистана. Кыргызстан на себе испытывает все эти вызовы и угрозы. Но наиболее актуально для нас, как и для Таджикистана, обеспечение надежного прикрытия госграницы. Добиваться этого возможно именно коллективными усилиями, и соответствующие мероприятия, в том числе и путем предоставления технической помощи нашим пограничным войскам, также заложены в план. Помимо прочего, он предусматривает создание совместных рабочих групп по противодействию терроризму, экстремизму, иным преступным действиям.

— Что еще в планах ОДКБ на ближайшие месяцы 2012–го?
    — Учения на территории Кыргызстана пока не предусмотрены. Но республика станет, как и раньше, активно участвовать во всех мероприятиях организации. А основные усилия в рамках ОДКБ будут направлены на поиск точек соприкосновения по тем вопросам, по которым еще не достигнут необходимый консенсус. Сейчас стороны стремятся внести назревшие изменения в порядок принятия решений, в устав организации.

— Но можно ли говорить о желаемой консолидации, учитывая довольно серьезные расхождения по некоторым вопросам участнииков ОДКБ, ту довольно отстраненную позицию, которую традиционно занимает Узбекистан?
    — В мае и декабре 2011 года прошли две деловые игры, в ходе которых предпринимались попытки смоделировать некоторые кризисные ситуации и механизмы реагирования на них. По ходу каждый полномочный представитель своей страны в ОДКБ выступал в различных ипостасях — в качестве министра иностранных дел, секретаря Совета безопасности и так далее. Мы, на мой взгляд, еще более оптимизировали порядок принятия решений. И если, не дай бог, какая–то нештатная ситуация возникнет в реальности, то, как представляется, реагирование со стороны организации будет более эффективным, осуществляться в более короткие сроки.

— Сделаны ли какие–то выводы из теперь уже позапрошлогодних событий в Кыргызстане?
    — Безусловно. И развитие ОДКБ в минувшем году свидетельствовало о ее стремлении идти в ногу со временем, в соответствии с постоянно меняющейся ситуацией. Понимание этого демонстрируют все наши государства. И даже если внешнеполитические векторы их иногда не сходятся, в целом стремление к формированию единой политики присуще всем. В том числе Узбекистану и, конечно же, Кыргызстану. Процесс консолидации в рамках ОДКБ неизбежен, объективно предопределен.

Евгений ДЕНИСЕНКО.
Фото автора.