Вторник, 10 января 2012 года. №3 (10367) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Местная власть

Энерджайзер: золотое кольцо
С соседями надо дружить. Но не зависеть от них
ТВЕА — мировой лидер
Банки нам помогут
Психофактор
«Мне очень плохо»
И к гадалке не ходи
При необходимости к кому вы обратитесь за помощью — к психотерапевту или целителю?
КАДРиль
Оптимизация без оптимизма
Подробности
Депутат хочет сделать своего зятя главой ГСИН?
Новый спикер не летал в Дубай
И контрольный в голову
Судный день
Эх, Фемида: кому сказать спасибо, что уже почти не жива?
Быть иои добыть
Алтын на ветер
ВАКцина против плагиата
Госбезопасность
ОДКБ раскрывает свои тайны
Диаспора
Мы увлеклись культурой в ущерб экономике
Местная власть
Есть ли жизнь в регионах?
Социум
Оптимистка
Из Криенса в Петровку — с любовью и добром
Спорт-ракурс
Футзал объединяющий
Уроки чемпиона
Зона беды
Венец — банде конец
Огонь без пощады
Так убивали старушку
Стоп, снято!
Что наша жизнь? Игра!
Культурный слой
«Байчечекей» справляет юбилей! Лишь бы не последний
«Щелкунчик» возвращается
ЗаШУГАли
Снова взялись за Ошский рынок

Метеосводка по Бишкеку
 на 18.06.2021
атмос. давление 691 мм
относит. влажность 36 проц.
радиационный фон 19.06.2021 мкР/час

 на 5.22
восход 20.43 заход +18...+20
ночью +32...+34 днем 1

Учетный курс валют
 на 18.06.2021
84,37
100,74
1,160
0,1896
12,40



Есть ли жизнь в регионах?
Местное самоуправление на пороге больших перемен. Предполагается, что нацагентство во главе с Бахтияром Фаттаховым объединят с Госстроем в Госагентство строительства и регионального развития. А в структуре нынешнего правительства не нашлось места уполномоченному государственному органу, который отвечал бы за проведение госполитики в области местного самоуправления. Хорошо это или плохо? Свою точку зрения на сей счет высказал директор Союза МСУ республики Болот АСАНАКУНОВ.
    — Однозначно сказать сложно. Если кабмин в целом будет искренне заинтересован в развитии народной инициативы на местах и станет ей всячески способствовать, то все пойдет как надо. Хотелось бы на это надеяться.
    Следует подчеркнуть еще один нюанс. Вопросы местного самоуправления выпадают теперь и из поля зрения Жогорку Кенеша. По крайней мере, если исходить из новой структуры парламента. Но дело по большому счету, повторюсь, не столько в наличии или отсутствии, скажем, профильного комитета, сколько в готовности оказывать МСУ целенаправленную поддержку во всем, особенно в финансировании.
    Вот если бы Жогорку Кенеш и правительство придали законодательству о МСУ статус кодекса, это бы намного подняло общественную значимость айыл окмоту, кенешей. Крайне необходимо пересмотреть Налоговый кодекс в сторону увеличения числа местных налогов. Более того, передать полномочия по их администрированию на низовой уровень. Ведь подобная практика хоть и была слишком кратковременной, наглядно показала высокую эффективность этого пути. Сборы в ряде небольших городов и населенных пунктов тогда выросли в разы.
    Ну и, конечно же, совершенно несправедливо, когда доля местных бюджетов в госбюджете составляет сущий мизер. Ставку нужно поднять, чтобы на развитие регионов оставалось не менее 30 процентов общереспубликанской казны.

— А давайте начистоту, Болот Жапарович, институт местного самоуправления в Кыргызстане уже состоялся или еще нет?
    — Наш союз МСУ совместно с Институтом политики развития организовал под занавес уходящего года конференцию “Дееспособность МСУ, Закон и реальность”. Разговор шел на волнующую всех нас тему. Вспоминали и о том, что миновало полных два десятилетия с той поры, как Верховный Совет республики, бывшей еще в составе Советского Союза, 19 апреля 1991 года принял Закон “О местном самоуправлении”. По сути тот документ был во многом копией Закона “Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР”, вышедшего в свет на год раньше. В нем было всего–то 27 статей, к тому же декларативно изложенных. В ту пору мало кто, в том числе и в нашей республике, имел четкое представление, что такое МСУ и что с ним делать.

— Позвольте, но элементы так называемого народного управления в наших краях были не чужды и ранее. Как, впрочем, и в России.
    — Верно. Россияне и по сей день хранят память о знаменитых сходах, вечевых колоколах. Существовали уездные земства и городские думы.
    В летописи нашего кочевого народа нередко практиковались коллективные обсуждения жизненно важных вопросов, а также выборы болушей — старост. Традиции заложены, на них и следует опираться нынешним поколениям.
    Законы об МСУ принимались в Кыргызстане пять раз: в 1991, 1992, 2001, 2008 и 2011 годах. Согласно им и подзаконным актам, в регионах проведен целый ряд преобразований. Можно с полным основанием сказать, что институт местного самоуправления на законодательном уровне состоялся. А вот реалии, к сожалению, в отдельных случаях говорят об обратном.
    Органам МСУ остро не хватает средств. Это главная беда. Несмотря на наши многократные обращения, так и не произведено окончательное разграничение функций. Зачастую на откуп малым городам и айыл окмоту отдают те масштабные задачи, решение которых на совести всего государства. А у тех и денег–то на это нет. Например, на поддержку школ и детских учреждений в иных селах уходит до 70 процентов тощего местного бюджета. В результате чего на дороги, освещение и прочие неотложные нужды нередко не остается ни тыйына.

— И сколько набирается таких прорех?
    — Около десятка государственных полномочий фактически исполняются органами МСУ за счет собственных средств. Этот в корне неправильный расклад идет в ущерб небольшим населенным пунктам. Люди не получают те услуги, на которые вправе рассчитывать, поскольку платят налоги.

— Каков, на ваш взгляд, выход?
    — На той конференции мы приняли своего рода письменное обращение к Жогорку Кенешу, правительству. Нам пообещали после новогодних праздников сформировать рабочую группу в составе представителей депутатского корпуса, органов госуправления, экспертного сообщества. Нужно наконец поставить точку в бесконечных дискуссиях относительно делегирования органам МСУ полномочий с непременным финансовым сопровождением.
    Но и местным властям негоже безропотно плыть по течению. Стратегическая линия на развитие регионов вполне определенна. Вот и надо в корне перестроить свою работу и, заручившись доверием народа, смелее брать инициативу в свои руки. Учиться не выживать абы как, а жить в полную силу.
Зинаида СОРОКИНА.
Фото “ВБ”.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”