№106 (10470)
Пятница, 20 июля 2012 года


Под кого копаем?
или Почему геологоразведку и горнодобывающую отрасль лихорадит.
    Тем временем профильные ведомства черепашьими темпами готовятся к широко разрекламированным прозрачным тендерам. Не за горами холода... Наивно полагать, что инвестор заинтересуется кыргызскими месторождениями, например, в декабре. Получается, что не очень расторопные чиновники безрезультатно протирали штаны в кабинетах. Ведь еще в январе руководители профильных министерств сыпали массой идей. Говорили о предстоящих аукционах. На самом деле оказалось, что чиновники готовились к организации тендеров. Да и увидеть реальные результаты их кипучей деятельности пока не получается.
    Риторика властей так и не изменилась за последние два года. Повышая эффективность, конкурентоспособность и, борясь с коррупцией, не сдвинулись с мертвой точки ни на йоту. Наоборот, мздоимство процветает. Профильные министерства и ведомства так и не смогли своевременно и быстро создать условия для богатеньких капиталистов. Единственным достижением можно назвать принятие Закона “О недрах”. Помимо этого, планируется провести тендер по месторождению Джеруй. Битва за активы золоторудной компании начнется не ранее октября–ноября. Поздновато, конечно. Но все–таки это последний шанс для наших чиновников показать свое умение привлекать инвестиции.
    Правда, вокруг компании много скандалов и склок. Первым гневной тирадой еще год назад разразился небезызвестный “золотых конфликтов мастер”, депутат Жогорку Кенеша Садыр Жапаров. Видно, тогда он решил заточить копье, чтобы подготовиться к охоте на более крупного зверя. (Жапаров возглавлял комиссию по месторождению Кумтор.) Депутат тогда сокрушался, что не может безразлично смотреть на выдачу и отзыв лицензий инвесторам. В то время претенденты на компанию грызлись между собой и с правительством КР.
    А все началось с того, что коллектив ЗАО “Джеруйалтын” обратился в ЖК с письмом о необоснованности аннулирования лицензии. Жапаров, как полагается, вначале направил жалобщиков в парламентский комитет по топливно–энергетическому комплексу и недропользованию. Однако после повторного обращения трудящихся, которые сигнализировали уже о нарушении прав в судах, пришлось более внимательно изучить данную проблему. В итоге вышло, что правительство нарушает ряд норм и процедур. Тем временем активно стали муссироваться слухи о том, что парламентарий пытается оказать давление на правосудие. Шлет письма в разные инстанции.
    Сам Жапаров опровергал все “сплетни”, подчеркивая, что правительство подотчетно парламенту, а не наоборот. Так что это, мол, кабмин должен держать ответ перед законодательной властью. Депутат также объяснил, что лишь порекомендовал жалобщикам обратиться в суд. Жапаров указал на ряд коллизий, которые были допущены при отзыве лицензии. Оказывается, что решение об аннулировании лицензий на право разработки месторождений может быть принято только специальной комиссией. Однако этого сделано не было. Вот и нарушило правительство Закон “О недрах”.
    Еще 23 мая 2006 года, согласно постановлению правительства, был одобрен договор о совместной деятельности на месторождении Джеруй “Кыргызалтына” и “Глобал Голд Холдинг”. Документ давал право на пользование месторождением сроком на десять лет. Однако на протяжении четырех лет иностранные учредители компании менялись как перчатки. И это наталкивало на разные мысли. Вдруг лицензия была выдана с целью личной наживы и перепродажи?
    Документы о смене учредителей поступили в профильное ведомство только в ноябре 2010 года. За этот период тогдашним Госагентством по геологии и минеральным ресурсам дважды продлевались сроки составления техпроекта и строительства горно–обогатительного комбината. Однако состояние работ показало, что ЗАО “Джеруйалтын” не выполнило свои обязательства. Ведь предприниматели так и не представили и не согласовали с контролирующими органами проекты основных объектов горно–обогатительного комбината, золото так и не получили. Пришлось направить депешу в правительство. Была создана комиссия, которая 1 декабря 2010 года и решила аннулировать лицензию.
    — Только в сентябре 2010 года за месяц до окончания срока лицензии в ЗАО стали имитировать работу, — отмечают в Госгеологоагентстве. — Иначе как авантюрой это не назовешь. Было даже внесено предложение о переработке руды на Кара–Балтинском горнорудном комбинате. Но о каком ускоренном освоении этого месторождения может идти речь, если для этого понадобится несколько лет?
    Представители компании не раз на пресс–конференциях заявляли о том, что потратили на разработку месторождения 170 миллионов долларов. Однако в Госгеологоагентстве опровергают эту информацию. Здесь считают, что компания занималась перепродажей своей доли. А государство осталось с носом, получив только неуплаченные налоги и безработных.
    Ясно одно: памятуя об ошибках с Джеруем, конечно, нельзя допустить, чтобы иностранный инвестор вновь поматросил и бросил. Дело не только в выдаче лицензии, здесь целый комплекс проблем, которые надо решать, не откладывая в долгий ящик. Но и страна не должна нарушать данного слова, кабмину это следует уяснить.
    Заметьте: истории у всех вкладчиков из–за рубежа почти одинаковые. Правительство привлекает иностранного инвестора, обещая золотые горы. Иностранец с деньгами, приехав в Кыргызстан, попадает в ловко расставленные сети. А потом, когда предприниматели противятся, кабмин начинает заигрывать с другими капиталистами.

  • справка «ВБ»
        Месторождение Джеруй было открыто в 1969 году, а разведано в 1977–1984 годах. В конце 1980–х здесь начали строительство инфраструктуры Джеруйского золоторудного комбината. После актом передачи от 19 декабря 1980 года месторождение было передано Кыргызскому золоторудному комбинату. С распадом СССР госкомбинат “Кыргыззолото” получил право на ведение горных работ и продолжение освоения месторождения. Первое свидетельство на разработку было выдано комбинату “Талас–алтын” в мае 1993 года.

  • история одного инвестора
        Справедливости ради отметим, что до некоторого времени месторождение мало кого интересовало. Первые серьезные потенциальные инвесторы появились лишь в конца 90–х. В то время велись переговоры с компанией “Оксус Голд”, а финансирование проекта взяла на себя крупная австралийская золотодобывающая компания “Норманди”, которая владела 25 процентами “Оксуса”. Австралийцы знали толк в добыче и могли обеспечить финансирование проекта. Неизвестно, какой ветер перемен тогда подул, но некоторое время спустя австралийцы решили продать свои активы компании “Оксус Голд”.
        Воодушевленное поддержкой “высокой крыши” ЗАО с апреля 2005 года, не имея земельного отвода и согласованного проекта, начало строительство обогатительной фабрики, хвостохранилища и других объектов. И вот уже бакиевские чиновники выпускают очередное постановление, где черным по белому написано, что компания “Оксус” лицензионных обязательств не выполнила, и правительство намерено искать других инвесторов. Тогда представители “Оксуса” сдаваться без боя не стали и обратились в международный арбитраж.
        И вдруг появляется солидный покупатель в лице компании “Казахголд”, готовый заплатить не один миллион долларов за комбинат. Говорят, что руководство казахстанской компании имело отношение к президенту Назарбаеву. В итоге комбинат продали, так и закончился короткий век пребывания “Оксуса” в Кыргызстане. На что надеялись казахи, эксперты только гадают. Лицензию на освоение месторождения так и не выдали. Пришлось и казахстанцам продать комбинат. Сегодня он принадлежит компании “Полюс Золото”, которая входит в холдинг Михаила Прохорова, известного российского миллиардера. Не исключено, что он постарается также получить лицензию. Однако это пока предположения.

    Ирэн СААКЯН.