№148 (10512)
Пятница, 5 октября 2012 года


План Готье
Готье Марьон, представитель старинной династии виноделов, приехал в Кыргызстан на студенческую практику. Преподаватели лицея братьев Люмьеров, где он изучает международную торговлю, очень удивились, когда их подопечный объявил, что будет стажироваться здесь.
    Все его однокурсники отправились за опытом в страны Европы, Канаду и Америку. А Готье решил выделиться. И не прогадал.

Каракольское такси
    — Сначала я решил поехать в Китай, там расположено представительство французской винодельческой компании, — рассказывает Готье. — Связался с менеджером, а он в разговоре упомянул, что у них есть еще представительство в Кыргызстане. Об этой стране я тогда мало что знал и решил, что надо приехать на практику именно сюда. Вообще я всегда хотел посетить Центральную Азию. В этом регионе только зарождаются традиции виноделия и культура потребления вина. Мне, как потомственному виноделу, это очень интересно. Здесь есть большое поле для исследований в этой области.
    — В вузах Франции так заведено, что возможность стажировки студенты должны искать сами. Это воспитывает самостоятельность и помогает определиться с выбором специализации. Поскольку производство вина — наш семейный бизнес, я решил выбрать именно это направление международной торговли. Мой отец контролирует весь процесс производства вина, мама заведует финансовой частью, она у нас управленец. А вот продажей, как правило, занимаются посредники. Я как раз собираюсь занять эту нишу и наладить сбыт, напрямую взаимодействуя с импортерами. 15 гектаров наших виноградников расположены в одном из самых живописных мест Франции в провинции Божоле. Мы поставляем вино не только на местный рынок, но и в другие страны. Моя мечта — наладить сотрудничество с республиками Центральной Азии. Хочется, чтобы здешние жители тоже смогли оценить вкус этого старинного напитка, — говорит Готье.
    Прежде чем приехать в Кыргызстан, он стал искать в Интернете информацию о нашей республике. Понятно, что практически все публикации в зарубежной прессе касались событий 2010 года. Начитавшись страшилок про наш горный край, где то и дело по поводу и без устраивают пикеты, митинги и грабят магазины, студент Марьон не на шутку испугался. Но потом поговорил с менеджером компании по экспорту, сомелье Бернардом Бутейоном, который не раз бывал у нас. (О нем мы рассказывали 11 марта 2011 года в материале “Его неВИННАЯ страсть”.) Земляк развеял его страхи, сказав, что на самом деле не так страшен черт, как его малюют в СМИ, что это красивая страна с приветливыми людьми и никакой опасности для жизни иностранцев здесь нет.
    — Тогда я решил зайти на туристический сайт и почитать отзывы путешественников, которые посетили эту страну. Большинство высказываются положительно об отдыхе здесь, но все же предостерегают туристов, чтобы были осторожными. Например, несколько человек написали, что такси в Караколе очень дешевое, но при этом, садясь в машину, надо обратить внимание, чтобы на заднем сиденье никого не было. Если в машине есть еще другие пассажиры, то лучше в нее не садиться, потому что “случайные попутчики” по дороге могут ограбить. Прочитав еще парочку таких историй, я понял, что с меня хватит. И чтобы желание ехать в Кыргызстан окончательно не пропало, решил больше не читать никаких материалов, а просто поехать и самому все увидеть, — улыбается французский гость.

Зал ожидания
    Кстати, первые же минуты пребывания в Бишкеке оказались для Готье стрессовыми. Он прилетел в воскресенье ночью, а человеку, который должен был его встретить в аэропорту, сказали, что гость прилетает в понедельник. Когда Готье вышел в зал ожидания и не увидел таблички со своим именем, всерьез запаниковал. А когда другие пассажиры стали постепенно расходиться и он остался один в терминале, его обуял страх. Готье ничего не оставалось, как звонить во Францию Бернарду, который, собственно, подвиг его на эту поездку, и просить помощи. Потому что контактов того, кто должен был его встречать, у него не было. Никто и предположить не мог, что он останется один в аэропорту.
    — Бернард тут же позвонил представителю компании, и выяснилось, что у него в ежедневнике было записано, что я прилетаю в понедельник. Более того, в воскресенье он должен был быть в отъезде и только по случайности не поехал. То есть, если бы его не было в тот момент в городе, мне пришлось бы сидеть в аэропорту до утра! Одна мысль об этом повергла меня в ужас. Но, к счастью, все благополучно завершилось, меньше чем через час после моего звонка Бернарду за мной приехал представитель компании и повез меня в офис. Там встретили меня очень радушно и угостили бешбармаком. Я вообще–то не привык есть на завтрак мясо с тестом, но ничего не оставалось, надо было уважить хозяев. Вообще удивительно: здесь так много и плотно едят и совсем не толстеют. Для меня это загадка, — улыбается Готье.

— Какое впечатление произвел на вас Бишкек?
    — Когда мы выехали из аэропорта, то первый вопрос, который я задал, был: “А где же город?”. Меня очень удивило, что на улицах так много деревьев, словно ты находишься в большой деревне. Французские города не могут похвастаться такой обильной растительностью, у нас все урбанизировано, городское пространство полностью занято коммерческими постройками. Поэтому мне очень понравилось, что Бишкек такой зеленый и здесь так легко дышится. А когда рассвело, стали видны горы, а за ними снежные вершины. Очень впечатляющее зрелище. Бернард был прав, здесь необычайно красивая природа и гостеприимные люди. Правда, забавно видеть в городе тракторы и пасущихся овец на газонах. Это даже умиляет. Трудно представить, чтобы в Лионе, где я живу, возле входа в метро бегали барашки. (Смеется.)

Пунктуальность в кавычках

— Вы будущий специалист по международной торговле, как считаете, Кыргызстану стоит вступать в Таможенный союз?
    — Кыргызстан — маленькая страна, и, чтобы быть на равных с развитыми государствами, надо вливаться в сообщество других стран. Например, страны Европы сами по себе не так значимы, а вот объединившись в Евросоюз, имеют большой вес в мире. Думаю, для Кыргызстана ТС — это благо, со временем там появится единая валюта, что позволит этим странам иметь свою долю в мировом финансовом рынке. Конечно, обнаружатся и определенные минусы при вступлении в ТС.
    Но каждый раз, когда принимаешь ключевые решения, надо быть готовым к тому, что что–то теряешь, но взамен этого приобретаешь нечто более весомое. Прежде Кыргызстану стоило бы обратить внимание на качество дорог, оно просто ужасное. Для страны, которая не имеет выхода к морю, один из основных факторов развития — строительство хороших дорог. Именно они приведут страну к процветанию.

— Вы сказали, что Центральная Азия, и в частности Кыргызстан, вам интересны, потому что культура потребления вина здесь только начинает зарождаться. По–вашему, у нас есть все предпосылки для того, чтобы наладить импорт этого продукта?
    — Я вижу две основные проблемы — коррупция и бюрократия. Как я уже сказал, прохожу практику в компании, которая занимается поставками вина из Франции. И не понаслышке знаю, какая это морока — растаможить груз. Сначала надо выстоять огромную очередь, потом собрать кучу бумаг, причем в разных местах, все это отнимает много сил, средств и времени. У нас, например, эта процедура максимально облегчена и у предпринимателей не возникают такие проблемы. Бюрократия создает почву для коррупции, это замкнутый круг. Кыргызстан — молодая страна и достаточно открытая, надо перенимать прогрессивный опыт других стран и снимать искусственные барьеры, которые стоят на пути у предпринимателей. Думаю, молодое поколение управленцев уже понимает, что нужны изменения, и они начнут бороться с коррупцией не на словах, а на деле. В этом вопросе очень многое будет зависеть от молодежи.

— Что, кроме коррупции и бюрократии, вам еще не понравилось у нас?
    — Могу отметить “пунктуальность” местных людей. В кавычках, к сожалению. За все время, что я здесь нахожусь, никогда не было, чтобы кто–то пришел на встречу вовремя. Все постоянно опаздывают. У нас во Франции с этим очень строго, мы стараемся уважать чужое время. Еще заметил, что женщины здесь в уязвленном положении. Я посетил несколько кыргызских семей, так невестка там все равно, что прислуга. Важные решения принимают в основном мужчины, хотя у женщин нередко есть дельные советы, но к ним никто не прислушивается. Это меня страшно коробит.
    Я также заметил, что в отношении между взрослыми и детьми сохраняется дистанция. С одной стороны, отрадно, что молодежь с уважением относится к старшим. Но, с другой — взрослые зачастую подавляют детей, и это, на мой взгляд, неправильно. У каждого должна быть возможность высказать свое мнение. Во Франции молодежь и представители старшего поколения общаются на равных.

— А какие плюсы отметили?
    — Люди здесь в большинстве своем не живут одним днем, стараются думать о будущем. У ваших людей есть удивительная способность адаптироваться к любой ситуации, это очень ценное качество, особенно в условиях нестабильности. Мне очень импонирует, что Кыргызстан — многонациональная страна, это хороший показатель. И несмотря на то что количество мечетей растет и есть верующие люди, религиозного фанатизма нет, как и во Франции. У кыргызов необычный менталитет: с одной стороны, строгое следование национальным традициям и устоям, с другой — открытость ко всему новому.
    Меня также восхищает то, как сильны здесь родственные связи. Например, если у кого–то не сложились отношения с тетей, это не значит, что в трудную минуту он ей не поможет. И если она заболеет, он обязательно навестит ее в больнице. Мы себя этим не утруждаем. Считается, что если общение не заладилось, то продолжать его нет смысла, даже если речь идет о близких родственниках. У нас считают так: семью не выбирают, зато можно выбрать друзей.
    Вообще европейский стандарт — это когда семья разбросана по стране или даже по миру. И встречаются все только на Рождество или на Новый год. А здесь семейные узы очень тесные.

Евро рулит

— Говорят, Европу сейчас накрыла очередная волна кризиса. Все на самом деле так плохо?
    — Кризис выражается в том, что закрываются заводы, растет безработица, особенно среди молодежи. Когда заходишь в магазин, то автоматически подходишь к отделам, где объявлены скидки. Многим пришлось потуже затянуть пояса. Но я думаю, решение найдется, потому что Европа — мощный экономический центр, и она, как у нас говорят, еще высунет голову из воды. О судьбе евро я бы особо не тревожился, эта валюта тоже удержится на плаву.

— Как вы думаете, на что еще, кроме международной торговли, надо сделать ставку Кыргызстану?
    — Я согласен с большинством экспертов, которые говорят, что надо развивать здесь туризм. Когда в Интернете читаешь о том, что в стране запредельный уровень коррупции, то желание ехать сюда сразу отпадает, поверьте. Даже несмотря на безвизовый режим. Я встретил тут нескольких иностранных путешественников, и практически все они приехали сюда только потому, что уже объездили весь мир. Если бы была другая альтернатива, то они вряд ли бы рискнули. Лично для меня это одна из первых зарубежных поездок. До этого я был в Испании, Англии, Италии, Турции, Греции. Но их я не считаю заграницей. А вот бывший СССР — это терра инкогнита, и здесь мне всегда хотелось побывать. Уверен, что в лицее получу наивысшую оценку за свою практику, потому что моя поездка была очень познавательной и мне есть что рассказать на экзамене.

— В Кыргызстане вы чувствуете себя как дома?
    — Я чувствую себя здесь хорошо, но мне не хватает семьи и друзей. Если бы они были со мной, то, думаю, ощущение дома присутствовало бы. Мои родители, кстати, тоже хотят побывать здесь. Они говорят, мне повезло, что я приобрел такой полезный опыт в этой стране. Я действительно очень многое почерпнул для себя, даже не ожидал, что поездка окажется настолько познавательной. После окончания университета планирую поступить на курсы по виноделию, потом поеду в Калифорнию, хочу улучшить свой английский и, кроме того, посмотреть, как там налажено винодельческое производство. А потом вплотную займусь виноградниками отца. И, надеюсь, осуществлю свой замысел — поставлять вино в страны Центральной Азии. Так что здесь я не в последний раз.

Амалия БЕНЛИЯН.
Фото Юрия КУЗЬМИНЫХ.