Пятница, 5 октября 2012 года. №148 (10512) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Империя грез

От первого лица
Кыргызстанцы будут своевременно платить налоги
Кровавый апрель: вновь и вновь
Глоток свободы, выигранный у смерти
Много шуму из ничего
Не «Кумтором» единым
Скорая помощь
Сумасшедшая суббота
Право слова
Афганский разлом: угроза стране
Как на духу
Свято место не бывает пусто
Хронометраж
Музыка — это следы, по которым можно вернуться в прошлое
Избирательный процесс
Осенний марафон с полосой препятствий
Скандальное разбирательство
Против фактов не попрешь
Незабываемый, непотопляемый
Резонанс
Один в поле воин
Расследование «ВБ»
Приехали: семеро силовиков под стражей
Земля и воля
Манипуляции со столичными участками
Будьте как дома
План Готье
На Олимпе
Штанга даму украшает?
Без надзора
Аллах все видит
Ревнивец
Засуха
Не жизнь, а существование
Империя грез
Дар Алтынбека
Лабиринты души
Правда и мифы о сексуальном насилии
Себе навстречу
Давайте потанцуем!
Это страшное слово «национализация»
Мой город Фрунзе
Колыбель грамотеев
водная тема
Конкурс
Куда пойти

Метеосводка по Бишкеку
 на 22.10.2021
атмос. давление 703 мм
относит. влажность 91 проц.
радиационный фон 23.10.2021 мкР/час

 на 7.23
восход 18.08 заход +1...+3
ночью +2...+4 днем 1

Учетный курс валют
 на 22.10.2021
84,72
98,33
1,190
0,1913
11,65



Дар Алтынбека
«Родители неспроста назвали тебя Алтынбеком (в переводе с кыргызского — «золотой»): за что ни возьмешься — все спорится», — подшучивают друзья над Алтынбеком Максутовым, восхищаясь его талантом.
    ...Однажды, еще в середине девяностых, Алтынбек, молодой актер, торопился на работу в театр. Проходя по подземному переходу, несмотря на спешку, заметил чудесные глиняные фигурки. Так и остолбенел, будто наконец нашел то, что искал. Глиняные шедевры так запали ему в душу, что молодой человек стал каждый день ходить этой дорогой, чтобы полюбоваться ими.
    Однажды продавец, высокий худощавый человек, уловил его заинтересованный взгляд: “Нравится?”. И тут же пригласил его в мастерскую.
    — Когда я впервые оказался за гончарным кругом, у меня дух захватило, — вспоминает Алтынбек. — Глина дышит, покоряется любому движению рук. Я сразу же влюбился в этот живой материал.
    Учился он у Акжола (так звали того мастера) полгода. Когда Алтынбеку удавалось выезжать с гастролями за рубеж, он всегда брал с собой его с Акжолом сувениры и продавал там. Огромных заработков совместный бизнес не приносил, но это была существенная добавка к актерским гонорарам, родные не голодали. Новое увлечение помогло выжить в трудные постперестроечные времена.
    Сейчас Алтынбек занимается гончарным делом только для души. Ассортимент его поделок существенно расширился: помимо небольших скульптурок, авторские работы из белой глины — блюда, кувшины с узорами наскальных рисунков и, конечно, музыкальные инструменты. Вот партия узорчатых чопо чооров, слепленных из коричневой глины, ждет обжига в печи.
    — В детстве, я помню, как на народных инструментах играл дедушка. Они были очень простыми, чопо чоор, например, напоминал дудочку, — рассказывает Алтынбек. — Сейчас же чопо чоор можно изготовить с определенным тоном и тембром, с определенной длиной и толщиной, чтобы удобно было играть. Этот музыкальный инструмент просто незаменим в национальных симфонических оркестрах.
    “Потом музыкальные инструменты ждет настройка — иначе не заиграет”, — говорит Алтынбек. Это дело непростое. Во время нашего разговора он не удержался, чтобы не сыграть. И по мастерской лилась чудесная музыка, сочетающая в себе, по выражению поэтов, быстроту горных рек и свежесть осеннего ветерка.
    Кстати, именно благодаря умению игры на чопо чооре Максутов поступил в музыкальное училище имени Куренкеева. Сейчас он член фольклорного ансамбля “Саамал”, профессионально играет на всех духовых инструментах, комузе, гитаре. Предпочтение отдает большому чогойно чору, его глубокий пронзительный звук, будто отголосок древней эпохи, вновь озаряет мастерскую. Кстати, он тоже изготовлен Максутовым. “Музыка лечит, — уверен он. — Когда болел в детстве, мои домашние знали, что не усну, пока не услышу тягучий и нежный напев старинной песни. После нескольких таких музыкальных сеансов даже сильнейший недуг отступал”.
    Но Максутов не только гончар и музыкант, он — актер. Артистизм Алтынбека проявился еще в школьные годы. Он был первым в школьной самодеятельности, с приятелем разыгрывал сатирические сценки. В родном селе юные пародисты были настоящими знаменитостями, поэтому никто не удивился, когда школьников пригласили выступать в районный Дом культуры. Алтынбек всегда мечтал стать известным комузистом, но после школы почему–то не прошел вступительное испытание в музыкальное училище.
    — Я был сильно обижен. Был уверен, что провалился из–за своей неотесанности, — говорит Алтынбек. — Решил поступать в Институт искусств имени Бейшеналиевой. Тогда не было актерского факультета, поэтому сдал документы на режиссерский. Но мне повезло: как раз набирали курс в Щепкинское училище в Москву. Когда предстал перед комиссией, сильно разволновался. Экзаменаторы попросили рассказать какую–нибудь басню, а я даже не знал, что это такое. Рассказал свое стихотворение, посвященное Ленину. Члены комиссии смеялись, но все же пропустили меня на следующий тур.
    16–летний Алтынбек оказался в числе полусотни счастливчиков, которым предстояло получить образование в Москве у замечательного педагога Дмитрия Кознова.
    — У нас была очень насыщенная студенческая жизнь. С утра до позднего вечера пропадали на репетициях. Но самое главное — нам выдавали контрамарки на все известные московские постановки, — говорит Максутов. — Мы видели спектакли с участием Иннокентия Смоктуновского, Олега Ефремова, Евгения Евстигнеева. Для нас это было огромным опытом и уроком. В Москве я себя ощущал гадким утенком, на родину вернулся более уверенным в себе.
    Молодого специалиста тут же пригласил в городской театр сильный кыргызский режиссер Арсен Умуралиев, он как раз собрал труппу из выпускников российских театральных вузов.
    — Мне сразу дали главную роль Кожожаша, героя одного из малых эпосов. С Нурланом Асанбековым, тоже молодым режиссером, готовили спектакль целых полтора года! — рассказывает Максутов. — Лето, жара, мы в шапках и чапанах разыгрываем динамичные сцены. С утра до ночи работаем. Умуралиев посмотрит репетицию и отрицательно покачает головой: “Нет, не пойдет”. Трудно было, но зато хорошую школу прошли.
    Наш городской театр часто выезжал на гастроли за границу, сотрудничали с зарубежными театрами. К себе приглашали мастеров из Турции, России, Казахстана, работали по контракту с французами. Они приезжали к нам на три месяца, потом мы вместе поехали во Францию, на одной сцене “Медею” ставили. Каждый раз новые эксперименты. Во Львове очень хорошо встречали наш театр, чувствовали признание. Зрителей много, коллеги и поклонники заранее занимали для нас как почетных гостей места на фестивале. Однако зарубежный успех не принес материального богатства городскому театру. В 2000 году труппа распадается, несмотря на то, что театр ждали на десяти фестивалях за рубежом. Арсен Умуралиев начал снова собирать коллектив. Из старого состава он позвал только Алтынбека и его жену, талантливую актрису Таалайкан Абазову. Основу труппы составили молодые актеры. Зрители опять потянулись в камерный театр. Вскоре умуралиевцев выселили из занимаемых ими помещений в библиотеке имени Баялинова, предоставив лишь помещение для хранения декораций и костюмов. Актеры разбрелись в поисках работы. Алтынбек нашел отдушину в кино: не только снимается, но и выступает в качестве режиссера. Показывает на мониторе документальный фильм, снятый им на фестивале “Кийиз дуйно” в знаменитом иссык–кульском селе Кызыл–Туу. На досуге занимается и живописью. “Специально стараюсь сделать свою жизнь разнообразной. Актеру необходимо прочувствовать новую сферу деятельности, чтобы было о чем говорить со сцены, чтобы убедить зрителя”, — говорит Алтынбек.
    К сожалению, своей территории городской театр имени Арсена Умуралиева не имеет до сих пор. В обещанном государством помещении, что в “Востоке–5”, до сих пор не выполнен ремонт, нет света, воды. И в таких условиях актеры–энтузиасты однажды умудрились поставить спектакль! А так выступают где придется: то в русском театре драмы, то в кыргызском.
    — Даже если в зале сидят пятеро человек, чувствуешь их положительную реакцию, мощную энергетическую волну. В такие моменты забываешь обо всех проблемах и понимаешь: эти минуты стоят многочасовых репетиций. Театр обладает магическими свойствами, — говорит он. — Его благотворное влияние ни с чем не сравнится.
Анастасия ХОДЫКИНА.
Фото Сергея МЕДВЕДЕВА.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”