Пятница, 5 октября 2012 года. №148 (10512) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Как на духу

От первого лица
Кыргызстанцы будут своевременно платить налоги
Кровавый апрель: вновь и вновь
Глоток свободы, выигранный у смерти
Много шуму из ничего
Не «Кумтором» единым
Скорая помощь
Сумасшедшая суббота
Право слова
Афганский разлом: угроза стране
Как на духу
Свято место не бывает пусто
Хронометраж
Музыка — это следы, по которым можно вернуться в прошлое
Избирательный процесс
Осенний марафон с полосой препятствий
Скандальное разбирательство
Против фактов не попрешь
Незабываемый, непотопляемый
Резонанс
Один в поле воин
Расследование «ВБ»
Приехали: семеро силовиков под стражей
Земля и воля
Манипуляции со столичными участками
Будьте как дома
План Готье
На Олимпе
Штанга даму украшает?
Без надзора
Аллах все видит
Ревнивец
Засуха
Не жизнь, а существование
Империя грез
Дар Алтынбека
Лабиринты души
Правда и мифы о сексуальном насилии
Себе навстречу
Давайте потанцуем!
Это страшное слово «национализация»
Мой город Фрунзе
Колыбель грамотеев
водная тема
Конкурс
Куда пойти

Метеосводка по Бишкеку
 на 22.10.2021
атмос. давление 703 мм
относит. влажность 91 проц.
радиационный фон 23.10.2021 мкР/час

 на 7.23
восход 18.08 заход +1...+3
ночью +2...+4 днем 1

Учетный курс валют
 на 22.10.2021
84,72
98,33
1,190
0,1913
11,65



Свято место не бывает пусто
Двадцать лет свободы вероисповедания широко открыли двери всем пришлым религиозным течениям и направлениям: выбирай на вкус. Уже стало как–то неловко даже говорить, что ты неверующий или, не дай бог, атеист, стоящий на позициях научного мировоззрения: будут коситься. Сейчас любой — от простого дворника, до президента — к месту и не к месту поминает Бога. А соблюдает ли при этом человек каноны, предписываемые религией, — это другое дело.

О путях Господних, неисповедимых
    Десятилетние школьники могут засмеять сверстника, если он выскажет гипотетическое сомнение в существовании Бога во Вселенной. Его обзовут кяфиром — безбожником, да еще напомнят: мол, гореть ему в аду синим пламенем.
    Понятно, все это исходит из семьи, от родителей, которые воспитывают детей, как считают нужным. Однако настораживает, что, вдалбливая детям расхожие религиозные мифы, взрослые не дают своим отпрыскам понимания, чем отличается материальный мир от духовного. Не учат отличать хорошее от плохого, белое от черного.
    Духовные учения, как известно, направлены на то, чтобы приобщившийся занимался собственным самосовершенствованием добровольно и осознанно, а не по принуждению. Но, к сожалению, мы проходим период, когда понимания веры мало, преобладает поверхностное отношение, когда неофиты, едва схватив суть, считают своим долгом просветить другого.
    Хотя мусульманская религиозность в целом растет, но еще очень большая часть населения, особенно в Бишкеке, остается вне влияния какой бы то ни было церкви. При этом нужно учитывать, что старшее и среднее поколения выросли в эпоху советского атеизма, а молодое растет в эпоху отсутствия какой–либо идеологии. И те и другие очень слабо ориентируются в религиозных конфессиях. Народ не просвещен в духовной сфере, людям порой трудно отличить традиционное учение от постулатов запрещенной секты. При этом религиоведение как обязательный предмет в школах до сих пор отсутствует. Растет целое поколение, не имеющее идеологических фильтров, не способное понимать разницу между религией и верой, между проверенным временем учением и навязчивой пропагандой. Порой мне кажется, что те, кто должен заботиться о просвещении масс, намеренно этого не делают, поскольку необразованными и незнающими легче управлять и манипулировать. Тут больше политики с ее узкими сиюминутными интересами.
    Поэтому нужно честно признать, что у большинства кыргызстанцев ориентиры в религиозной сфере довольно слабые, у многих в голове засели стереотипы, которые целенаправленно навязываются СМИ.
    Давно понятно, что существует идеологическое противоборство между Западом и арабским мусульманским Востоком, идет война цивилизаций. Изощренные технологии направлены на то, чтобы дискредитировать ислам. Целенаправленно создается образ экстремиста или джихадиста, сражающегося за веру. Отголоски этой изощренной пропаганды доходят и до нашего среднестатистического жителя.
    Но не буду рассусоливать о давно известных истинах и углубляться в чужие конфликты. Вернемся к нашим реалиям.

Местная специфика
    Кыргызстан находится на периферии мусульманского мира и не так уж сильно подвержен радикальному идейному влиянию. Иначе ситуация была бы куда хуже, чем та, что сложилась на сегодняшний день. Поэтому благо, что в ответ на взбудораживший полмира провокационный американский фильм “Невинность мусульман” у нас прошли довольно сдержанные и малочисленные акции. Стало быть, слепому фанатизму у нас пока особого места нет.
    К сожалению, действия отдельных фанатиков арабов дают еще раз повод кому–то думать, что ислам — воинствующая религия, мусульмане готовы убивать, сжигать, взрывать. Именно акты насилия в большом количестве тиражируют мировые СМИ, а о том, что были и мирные протесты, информации мало. Если бы не вселенская шумиха, никто и не узнал о существовании этого видео. Ведь в YouTube и другого барахла хватает, за всем не уследишь.
    Есть версия, что определенные силы искусственно разожгли страсти, дабы поиграть на антиамериканских настроениях в разгар предвыборной президентской кампании. Была цель ударить по рейтингу Барака Обамы, которого на прошлых выборах активно поддержали мусульмане–граждане США.
    Конечно, мир глобализируется, и наши люди не могут оставаться в стороне от происходящего где–то в другом полушарии. Но ведь у нас своих проблем хватает, о которых стоит задуматься.
    К примеру, недавно отдельные местные женщины–мусульманки требовали разрешить девочкам из религиозных семей носить в школу хиджаб, то есть платки и длинные юбки. Хотя директора ряда школ настаивают, чтобы ученицы ходили в общепринятой школьной форме.
    С одной стороны, приведены только 42 факта, когда девочек не пускают в школу в платках. Это не такая большая цифра, и говорить о тенденции трудно. Но нет статистики, сколько же девушек ходят на занятия в хиджабах. Вокруг этой темы рождается много споров. Мы остаемся единственной страной в Центральной Азии, где нет полного запрета носить платки в светских школах. В Казахстане и Узбекистане, к примеру, такой запрет существует. У нас же пока демонстрируется высокая степень толерантности и веротерпимости. Эксперты в этом вопросе ссылаются на то, что по Конституции в КР гарантируется свобода вероисповедания и никто не может притесняться по религиозному признаку. А значит, ношение платка не должно запрещаться. Более того, если требования в этом плане ужесточить, то это может породить серьезное недовольство, что чревато радикализацией религиозных взглядов.

Верь, но проверяй
    Общество должно прийти к определенному консенсусу и не передергивать исторические факты. Некоторые защитники национальных устоев говорят, что кыргызские женщины никогда не закрывали лицо. Это факт, как и то, что еще в начале прошлого века традиционная одежда была строгого покроя, ни одна женщина с непокрытой головой не могла появиться в обществе, как до сих пор в некоторых регионах замужние женщины не выходят из дома без платка. Также и у православных христиан женщины на службе в церкви не могут появиться без головного убора. Стоит напомнить и то, что подавляющая часть женщин южных регионов страны независимо от национальности традиционно всегда ходит в платках и длинных платьях.
    Наши законы защищают свободу выбора личности, люди могут одеваться в соответствии со своими вкусами и с пониманием степени приличий. Если кто–то оголяет сверх меры части тела, то за последствия этого несет ответственность сам, испытывая действие неписаных социальных норм на собственной шкуре. В принципе можно ходить и в мини–юбках, с оголенными плечами, хоть полуголым, но при этом осознавать, что могут быть проблемы при бытующем уровне общей культуры.
    Меня настораживает, что споры вокруг внешнего вида становятся порой более значимыми, чем забота о внутреннем мире.
    В последнее время имеются такие факты, когда чрезмерно религиозные родители запрещают своим детям посещать школу. Причем эти факты зафиксированы в Иссык–Кульском районе, где местное население не отличалось особой религиозностью.
    По сообщениям радио “Свобода”, в селе Темир в одной семье родители перестали отпускать в школу двоих детей, которые хорошо учились. Причем сначала девочка стала ходить на занятия в платке. Учитель сделал замечание, но родители настаивали. Затем ее стали высмеивать сверстники. Как известно, в младшем школьном возрасте дети копируют друг друга, стараются не отрываться от коллектива, выделяющегося из общей массы по любому признаку нередко третируют.
    Однако старания руководства школы вернуть детей в класс ни к чему не привели. Родители заявили, что намерены дать религиозное образование своим чадам, но пока они сидят дома, ни с кем не общаются.
    Из рассказов односельчан выясняется, что кто–то из родственников учился в Пакистане и, видимо, приобщился к тамошним учениям. А отец семейства ушел в даават — проповедничество.
    Здесь настораживает, что местные муллы не могут грамотно противостоять такому негативному влиянию, хотя ислам изначально был религией, которая поощряет стремление к знаниям, наукам и образованию.
    Этот факт говорит о том, что в обществе идут процессы, которые трудно контролировать, но результаты мы сможем прочувствовать, когда количество необразованных, но религиозных молодых людей будет увеличиваться, что создаст проблемы иного порядка.
    Но у нас до сих пор вызывают настороженность бородатые мужчины, одетые в длинные одежды. Их, правда, стало меньше, чем несколько лет назад. Видимо, сказывается добротная профилактическая работа определенных органов.
    Конечно, не стоит в каждом таком мусульманине видеть радикала или экстремиста. Хотя периодически ходят по дворам и домам, агитируют жителей посетить мечеть или приобщиться к исламу дааватчики — проповедники.
    Чаще у многих горожан нет информации о том, что такое даават (призыв к вере). Однако в муфтияте имеется отдел даавата, который контролирует этот процесс, создает определенные графики, формирует списки людей, выступающих с проповедями.
    Дааватчики могут только призывать людей, поскольку в исламе не может быть принуждения, а все делается по доброй воле, уважается право выбора человека. Однако не секрет, что, кроме традиционного суннизма ханнафитского мазхаба, в Кыргызстане есть представители других течений мусульманства, которые проповедуют экспортированные учения из арабских стран. Правда, проблема в том, что отечественные эксперты квалифицируют их по–разному. Раньше говорили о фундаменталистах, потом о ваххабитах. Однако позже выяснилось, что ваххабизм — это официальная религия Саудовской Аравии. Это государство ежегодно принимает паломников со всего мира в Мекке и Медине. Тысячи кыргызстанцев совершили хадж и приобщились к святыням аравийских пустынь.
    Недавно заговорили о салафитах, борцах за чистую веру от пророка Мухаммеда. Одни эксперты говорили об угрозе, которую несет это течение, другие о том, что никакой угрозы оно не представляет. В этой многоголосице очевидно, что о реальной ситуации в мусульманской общине, которая далеко не однородна, в нашей стране пока мало кто имеет представление.
Бермет МАЛИКОВА.
Коллаж Алексея ГАРМАША.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”