Пятница, 5 октября 2012 года. №148 (10512) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Право слова

От первого лица
Кыргызстанцы будут своевременно платить налоги
Кровавый апрель: вновь и вновь
Глоток свободы, выигранный у смерти
Много шуму из ничего
Не «Кумтором» единым
Скорая помощь
Сумасшедшая суббота
Право слова
Афганский разлом: угроза стране
Как на духу
Свято место не бывает пусто
Хронометраж
Музыка — это следы, по которым можно вернуться в прошлое
Избирательный процесс
Осенний марафон с полосой препятствий
Скандальное разбирательство
Против фактов не попрешь
Незабываемый, непотопляемый
Резонанс
Один в поле воин
Расследование «ВБ»
Приехали: семеро силовиков под стражей
Земля и воля
Манипуляции со столичными участками
Будьте как дома
План Готье
На Олимпе
Штанга даму украшает?
Без надзора
Аллах все видит
Ревнивец
Засуха
Не жизнь, а существование
Империя грез
Дар Алтынбека
Лабиринты души
Правда и мифы о сексуальном насилии
Себе навстречу
Давайте потанцуем!
Это страшное слово «национализация»
Мой город Фрунзе
Колыбель грамотеев
водная тема
Конкурс
Куда пойти

Метеосводка по Бишкеку
 на 30.12.2022
атмос. давление 705 мм
относит. влажность 69 проц.
радиационный фон 31.12.2022 мкР/час

 на 8.25
восход 17.28 заход -6...-8
ночью -1...+1 днем 1

Учетный курс валют
 на 30.12.2022
85,73
92,10
1,215
0,122
10,10



Афганский разлом: угроза стране
В 2014 году завершается начавшийся уже сегодня вывод войск натовской коалиции из Афганистана. Несет ли это какие–либо угрозы безопасности нашей стране и что уже сегодня следует предпринять Кыргызстану, чтобы минимизировать возможные риски?
    Думается, для выработки цельной тактики на опережение под условным названием “Афганистан–2014” целесообразно было бы создать при Совете обороны республики экспертную группу представителей всех силовых структур.
    Мне же лично на основе собственного опыта хочется привлечь внимание к надвигающейся угрозе и хотя бы пунктирно обозначить возможности эту угрозу минимизировать.
    Заглядывая вперед, отметим, что прогнозы развития ситуации как внутри, так и вокруг исламского государства Афганистан в основном неблагоприятные. Поговаривают даже о разделе страны на две части, что почти наверняка означает начало гражданской войны, нестабильность, наличие многочисленных никому не подконтрольных вооруженных формирований. Речь идет об “Исламской партии Восточного Туркестана”, “Акрамийе”, “Таблиги Джамаате”, “Жамаате моджахедов Центральной Азии” и, наконец, об “Исламском движении Узбекистана”.
    Если же к власти придут талибы, что, по мнению экспертов, поможет не допустить раздела страны, а потому рассматривается как самый вероятный вариант развития событий, то и тогда нам успокоиться не придется. Маловероятно, что они предъявят к странам Центральной Азии какие–либо территориальные претензии или займутся экспортом к нам воинствующих идей радикализма. Но вот базирующиеся на подконтрольной им территории различные террористические организации духом воспрянут точно. Им и сегодня вольготно там, а уж после прихода к верховной власти лояльного режима и подавно. И жди тогда незваных гостей: баткенские события 1999 и 2000 годов — тому яркий пример.
    Возможен и перенос зоны конфликта в Ферганскую долину, на юг страны. Территория, и без того отягощенная массой проблем (земельных, водных, этнических, пограничных и прочих), в этом случае в одночасье уподобится пороховой бочке с уже зажженным, заметьте, фитилем.
    При любом из приведенных выше вариантов легко прогнозируется новый виток наркобизнеса — финансовой основы любых локальных войн и террористической деятельности. Культивирование опиумного мака дает до 40 процентов ВВП Афганистана, и в это производство вовлечено более 3,5 миллиона афганцев (свыше 10 процентов населения страны). Известен и печальный опыт прошлого: придя к власти в начале 2000–х, талибы, сократив площади под опиумные посевы, в то же время создали многочисленные запасы зелья, которыми долго по демпинговым ценам снабжали транснациональные преступные корпорации.
    В этих условиях Кыргызстану весьма срочно предстоит выработать своего рода тактику на опережение, сделав акцент на усиление своей государственной границы.
    И каковы главные составляющие этой тактики?
    На международном уровне кыргызстанцам прежде всего требуется укрепление взаимодействия на основе взаимовыгодного партнерства с ООН, ОБСЕ, Европейским союзом (например, увеличение помощи по линии “Пояса безопасности вокруг Афганистана”, в поддержке правоохранительных органов, вооруженных сил). Взяв за основу опыт программы ЕС — ПРООН BOMCA/CADAP, добиваться развития и углубления уже действующих и создания как можно большего числа совместных проектов по противодействию распространению наркотиков и укреплению границ.
    Потребуется дальнейшее углубление региональной интеграции по линии ОДКБ и ШОС. Совершенно не терпит, например, отлагательств окончательная шлифовка соглашений об использовании совместной военной силы в случаях интервенции на территорию одной из стран–членов извне. Думаю, в этом также заинтересованы и соседние государства, прежде всего Таджикистан, способный оказать политическую поддержку в продвижении этих инициатив.
    Не обойтись без опоры на тяжеловесов региональной политики — Россию, Китай. В последнее время в этой роли все активнее проявляет себя Казахстан. Эти страны способны стать надежным гарантом нашей безопасности.
    Я лично выступаю за интенсификацию контактов наших спецслужб с иностранными коллегами на всех уровнях. И за создание при необходимости института офицеров связи.
    Нужно всемерно способствовать скорейшему превращению в реальную боевую единицу на пути афганского наркотрафика базирующегося в Алматы Центральноазиатского регионального информационно–координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ЦАРИКЦ). Учитывая предстоящее председательствование в нем Кыргызстана, этот процесс представляется более чем реальным.
    Но это все дела международные. А что требуется безотлагательно сделать внутри страны перед лицом афганской угрозы?
    Прежде всего нужно срочное усиление ослабленной многочисленными управленческими экспериментами Пограничной службы. У семи нянек это дитя оказалось без глазу. На этом фоне весьма своевременным выглядит недавнее решение президента о создании самостоятельного органа охраны границ, подчиняющегося непосредственно Верховному главнокомандующему.
    Больше нельзя откладывать переход к концепции формирования профессиональной армии и выдвижение ее наиболее хорошо подготовленных и экипированных подразделений (горноштурмовые части, “Скорпион” и т.д.) на передовые рубежи. Само их присутствие на чреватых военными конфликтами территориях способно охладить многие горячие головы. Этот процесс начался, его необходимо всячески ускорять.
    Для укрепления границ надо предложить разные льготы для вселения в Баткенскую область этническим кыргызам, возвращающимся на историческую родину. Сегодня, увеличивая многочисленные проблемы, они в большинстве своем стремятся в перенаселенную Чуйскую долину, где уже явно обозначился недостаток природных ресурсов. В баткенском же приграничье даже акклиматизация пройдет безболезненно. Через 3–5 лет, глядишь, многие там приживутся и останутся навсегда. При этом следует шире использовать экономические стимулы — ссуды, ипотечные кредиты с отсроченными платежами или по заниженным кредитным ставкам и тому подобное.
    А почему мы забываем всемерное использование для охраны границ богатейшего доброотрядческого опыта? В некоторых местностях следует законодательно закрепить участие в этом процессе местного населения, стимулируя такую деятельность выплатой заработной платы, снижением подоходных налогов, зачетом такой службы как альтернативной.
    Моя личная выстраданная точка зрения состоит в следующем. Ну давайте наконец поднимем на новый, качественно более высокий уровень координационную деятельность Государственной службы по контролю наркотиков (ГСКН)!
    И это вплоть до прикомандирования к ГСКН сотрудников из других заинтересованных министерств и ведомств — МВД, ГКНБ, Погранслужбы, таможни. Этому также могла бы способствовать разработка и принятие закона о противодействии наркотизму, закрепившего бы зону ответственности каждого госоргана. Например, ГКНБ свойственными только ему методами работы боролся бы с наркотрафиком на дальних подступах, крепя сотрудничество с тамошними коллегами, а также проводил антикоррупционные мероприятия среди самих же наркоборцов. ГСКН получил бы карт–
    бланш в противодействии международному, а МВД — внутреннему наркотрафику, и так далее.
    А создание надежных схем противодействия наркокоррупции? Например, внесение предложений по унификации законодательства государств — членов ОДКБ — и создание на базе этой организации своего рода службы внутренней безопасности. В ее обязанности входило бы выявление в ходе совместных расследований коррумпированных наркоканалов.
    Как известно, доказать факт наркокоррупции и привлечь виновных к ответственности весьма сложно. Но в случае хотя бы двукратного обнаружения одного и того же канала переброски наркотиков подозреваемые в причастности к наркотрафику сотрудники таможни, Пограничной службы, полиции увольнялись бы без права работы в дальнейшем в силовых структурах.

* * *

    До критически важного 2014–го остается всего ничего. Кыргызстанцы, будьте бдительны! Это со всей ответственностью говорю я, полковник Зеличенко.
Александр ЗЕЛИЧЕНКО,
полковник службы наркоконтроля в отставке, директор Центральноазиатского центра наркополитики.
Фото Сергея Медведева.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”