№148 (10512)
Пятница, 5 октября 2012 года


Не жизнь, а существование
На днях в редакцию звонила бабушка, по голосу интеллигентная, добрая. “Доченька, хочу обратиться ко всем людям. Пусть научатся беречь воду. Ведь вода — это жизнь! У кого–то она целыми днями впустую бежит из крана, а кто–то готов собирать ее по каплям!”, — сказала она. Ее слова вспомнились, когда оказались в селе Калтар Сокулукского района. Для здешних жителей вода, наверное, дороже золота. И на счету каждая капелька.

Как на необитаемом острове

“Мы, жители шестнадцатиквартирного дома № 5 и двух частных домов, проживаем без воды. И куда только за все эти годы ни обращались, везде одно и то же: и отказа официального нам не дают, и помощи никакой нет. Наши дома в советские годы принадлежали зверохозяйству — лисятнику (так его в народе называли), а оно в свою очередь относилось к Киргизпотребсоюзу. Находимся мы в районе Селекции, но вдали от главной трассы. Идти надо через поле несколько километров. Справа от нас расположен жилмассив “Ак–Орго”. Там вода есть. Слева — новостройка “Арча–Бешик”, и там тоже есть вода. В село Селекция живительная влага хоть и поставляется с перебоями, не ежедневно, но все же поступает. А мы после злополучных 90–х годов остались как на необитаемом острове, вдали от благ цивилизации. Но на острове хотя бы есть вода, а у нас ее нет!” — это выдержка из письма, которое от имени жителей прислала в редакцию Наталья Сафаргалиева. Чувствовалось, что в этом длинном, написанном мелким почерком обращении выплеснуты боль и отчаяние местного населения. Мы решили отправиться по указанному в письме адресу, чтобы своими глазами увидеть ситуацию.
    Всего примерно в 18 километрах от нашей редакции находится село Калтар. Правда, многострадальный двухэтажный дом, стоящий на улице без названия, мы нашли не сразу. Он, как и указывалось в письме, затерялся где–то посреди полей. Вокруг колючки, бездорожье, пыль. Из красивого — только стройный ряд деревьев вдоль дороги, ведущей к дому. Позже узнаем, что ни одна маршрутка, оказывается, не доезжает до этих мест. Жителям надо каждый раз топать километра три, чтобы добраться до близлежащей остановки. Зимой эта вынужденная прогулка по безлюдным местам заставляет рисковать жизнью.

Туалет стал музеем и кладовкой
    Во дворе нас уже ждут жители. Когда мы сказали, что собираемся к ним приехать, люди очень обрадовались, мол, наконец–то хоть кто–то обратил внимание. С удивлением разглядывают нас детишки и местные собачки.
    — Мы оказались как бы между небом и землей. Зависли в воздухе, одним словом. Прописка у нас сокулукская, но был разговор, что нас отдадут Ленинскому району и мы станем относиться к городу. Этот вопрос поднимался на высоком уровне, но пока ничего не решено. Тем временем проблем у нас много. Но самая наболевшая — отсутствие воды, — начинает домком Валентина Бабарыкина. И многочисленные фляги, канистры, банки–склянки во всех углах красноречивее всего подтверждают ее слова.
    — Устали уже жить в таких диких условиях. А на дворе XXI век, — вздыхает она. И чем больше мы общались с жителями, тем тяжелее становилось на душе. Невольно думается, что ты, оказывается, живешь в раю. В твоей квартире есть вода, свет, газ, телефон и так далее. Да, по утрам в автобусе чувствуешь себя селедкой в бочке, на некоторых городских дорогах хорошо подкидывает на ямах и ухабах, цены кусаются, но все это кажется уже такой мелочью, когда узнаешь подробности жизни этих людей.
    — Поскольку нет воды в квартирах, не можем пользоваться и унитазом, вот и ходим все шестнадцать квартир в этот один туалет, — продолжает Валентина Ефимовна, показывая нам “одноэтажное” строение в дальнем углу двора. И мы понимаем, что является источником неприятного запаха, витающего в воздухе.
    — А туалетная комната в квартире стала для нас своего рода музеем, — горько шутит жительница дома Галина. — Кто–то переделал ее под кладовку.
    Также она добавляет, что жизнь научила их использовать стиралку–автомат, наполняя ее водой из ведер, а не из трубы.
    — Живу я здесь шесть лет. Раньше был дом в городе. Решила на старости лет дышать свежим воздухом, завести курочек. А получилось, что только и делаю, что бегаю по инстанциям, прошу помочь, — жалуется Бабарыкина. — Возможности переехать нет ни у кого из жителей. Вот скажите, кто купит квартиру, в которой есть только электричество? Никто! И слава Богу, что у нас хотя бы есть свет, а иначе...

Когда–то здесь была благодать

— В квартирах воды нет, а где же вы ее набираете? — спрашиваем мы у людей.
    Выясняется, что каждый выживает как может. Одни жители, работающие в городе, привозят ее с собой или покупают пятилитровую канистру в магазине. Другие совершают два–три рейса на близлежащий пункт живительного источника. И расстояние измеряется не в шагах, а в километрах.
    — У кого есть старшие дети, тем легче, они им помогают. А у многих детишки маленькие. Их надо купать, стирать вещи, готовить еду, самим мыться. Конечно, живем в режиме жесткой водной экономии, — говорят жительницы.
    — Есть у нас во дворе колодец. Если зимой вода еще как–то доходит до него, то весной, летом и осенью — не дождешься. Видимо, нет напора, — показывает нам люк Бабарыкина. В углублении торчит труба, а чтобы добраться до нее, нужно спуститься по лестнице.
    — Ладно, молодежь легко справляется. А пожилые? Им же тяжело спускаться сюда и подниматься с полными канистрами, — сетует домком. И вместе с остальными жильцами недоумевает, почему так быстро решил вопрос водоснабжения владелец животноводческого хозяйства, который проживает неподалеку от их дома. По словам жителей, он якобы получил добро от Бишкекводоканала с учетом того, что обеспечит водой близлежащее население. Но жители по сей день без воды. Забегая вперед, скажем, что в Бишкекводоканале опровергли эту информацию, мол, никому мы не давали разрешения.
    — А ведь когда–то здесь было так хорошо! — восклицает Разияхан Сарманова, которая живет здесь уже 25 лет. Она устроилась на работу в зверохозяйство и трудилась до тех пор, пока оно дышало. — Дом был полностью благоустроен: газ, холодная и горячая вода, отопление, зелень, цветы вокруг... Люди жили и радовались. А потом союз распался, мы стали никому не нужными. И проблемы наши никого, судя по всему, не волнуют.
    Да уж, глядя на засохшие деревья, пожухлую траву, некрашеные скамейки и потрескавшиеся стены, с трудом веришь, что когда–то здесь была благодать...

А цветочки пьют воду из арыка
    Для полноты картины жители зовут нас в дом, чтобы познакомить с их бытом. Первое, что бросается в глаза, — комнатные цветы.

— Говорите, что экономите воду, а на цветы не жалко ее тратить? — интересуемся мы.
    — А мы приспособились. Для таких нужд набираем воду из арыка, — смеется хозяйка дома.
    В гуще минусов находим плюс — планировка квартир хорошая, они просторные, светлые. Но этот положительный факт сразу меркнет на фоне обваливающегося потолка. Во многих квартирах течь. Сыплется побелка, желтые разводы на стенах. Скоро время дождей, и у жителей прямо–таки отчаяние. Неужели и в эту зиму они будут страдать от течи?
    Между тем узнаем, что с мертвой точки проблема все же сдвинулась. По словам Валентины Ефимовны, жители своими силами собрали 150 тысяч сомов, купили на эти деньги железные листы, чтобы залатать крышу. Но этого недостаточно, нужны еще стройматериалы.
    — В Орокском айылном кенеше, к которому мы относимся, в курсе всех наших бед. И по поводу состояния крыши мы не раз туда обращались. Очень надеемся, что нам помогут. Хотя каждый год обещают помочь, но пока это только на словах, — заключает Валентина Ефимовна.

  • мнение депутата...
        В разговоре жители не раз упоминали депутата Орокского айылного кенеша, заместителя торага Асылкан Джусубалиеву, мол, она в курсе относительно нашей ситуации, не раз была в этих местах. Мы узнали у нее, почему в домах села Калтар полнейшая засуха.
        — Действительно, вода для этих жителей — самый больной вопрос, — сказала Джусубалиева. — Я тоже недоумеваю, почему раньше в квартирах была вода, а сейчас нет. Скорее всего, главная причина в трубах. На мой взгляд, сами жители в первую очередь должны обеспокоиться этой проблемой, потому что у одного айыл окмоту не хватает сил решить ее. Денег нет. Но потихоньку мы все же стараемся улучшать ситуацию. Например, население хутора, который находится в этих местах, тоже страдало из–за отсутствия воды. Сейчас живительная влага у них появилась. Кроме того, мы сегодня думаем, как помочь жителям двухэтажного дома в Калтаре перекрыть крышу. Нашли спонсоров.

  • ...и специалиста
        За комментариями обратились и в Бишкекводоканал.
        — Подключение жителей дома в селе Калтар к городской системе невозможно, поскольку эта территория относится не к Бишкеку, а к Сокулукскому району, — сказала Светлана Жиленко, начальник производственно–технического отдела. По ее словам, скорее всего, водная проблема местного населения решится, когда будет реализован проект строительства водозабора “Башкара–Суу”. Как известно, благодаря ему вся юго–западная часть Бишкека будет обеспечена живительной влагой.
        — Строительство водозабора рассчитано на два года, — добавила Светлана Павловна.

    Гульчехра КАРИМОВА.
    Фото Сергея МЕДВЕДЕВА.