Молись, да не ошибись
Масштабное исследование по религиозной безопасности в Кыргызстане провели ученые департамента антропологии АУЦА и Юридической академии.
В исследовании приняли участие 200 бишкекчан. Несмотря на то что выборка небольшая, она репрезентативна, поскольку была стратифицирована по полу, возрасту, национальности и религиозной принадлежности. Любопытно, что, помимо мусульман и христиан, в опросе участвовали атеисты и представители различных конфессий.
По–божески
Как выяснилось, 45% посещают мечеть или церковь, 32 процента читают намаз, 31% мусульман и 15% христиан соблюдают священный пост.
Почти половина опрошенных (47%) оценивают религиозную безопасность в стране, скажем так, на твердую тройку. 21 процент респондентов считают, что ситуация в данной сфере весьма острая, 20 процентов, напротив, уверены, что особых проблем в этом плане нет, 12 процентов бишкекчан затруднились дать какую–либо оценку.
Примечательно, что 41 процент опрошенных видят больше плюсов в том, что в стране провозглашена свобода религии. Они считают, что это показатель демократии, толерантности, здоровой конкуренции конфессий.
33 процента видят в такой свободе лишь угрозу. К числу негативных факторов отнесли отсутствие контроля, конфликтный потенциал, неверное толкование религиозных постулатов, угрозу безопасности. 26 процентов пока не определились с мнением.
Чертов рейтинг
Самые опасные религиозные организации, по мнению опрошенных, “Хизб ут– Тахрир”, так считают 32,5 процента респондентов. Следом идут “Свидетели Иеговы” (15,5%), баптисты (13%), ваххабиты (11%), группа, обозначенная как сектанты (7%). На шестой строчке — “чертового рейтинга” “Исламское движение Узбекистана” (4,5%). По 3 процента противников у “Аль–Каиды”, протестантов и церкви Иисуса Христа.
При этом мусульманские организации чаще подозреваются в радикализме, терроризме и желании захватить власть. Их евангелистские собратья обвиняются в обмане, мошенничестве и навязывании идей. И тем и другим вменяются неправильная трактовка религии и зомбирование населения.
По старшинству
Одно из любопытных наблюдений исследователей: чем старше респонденты, тем с большей опаской они относятся к свободе религии. Так, 46 процентов респондентов в возрасте до 29 лет считают, что свобода религии — благо. Опрошенные в возрастной группе от 30 до 50 выражают по этому поводу большое сомнение. В среднем лишь 20 процентов респондентов воспринимают религиозную ситуацию как безопасную.
Афган не дремлет
Исследователи также поинтересовались, каковы прогнозы бишкекчан по поводу вывода союзных войск из Афганистана. Оказалось, что они весьма оптимистичны: почти две трети респондентов (62%) считают, что вывод войск никак не отразится на религиозной безопасности в КР. Пессимисты же (38%) приводят вполне ожидаемые доводы: наплыв боевиков “Талибан”, наркотиков и оружия, рост радикализма, терроризма и экстремизма, а также деятельность иностранных агентов из Афганистана и Америки.
Подробная инфографика на сайте www.vb.kg/266402
Амалия БЕНЛИЯН. Фото из Интернета.
Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
|
|
|
|