№36 (10747)
Пятница, 28 марта 2014 года


В огне они не горят
Недавно начальник Агентства государственной противопожарной безопасности МЧС Нуржан Осмоналиев заявил, что в стране не хватает трех тысяч пожарных. Корреспонденты «ВБ» решили выяснить, насколько столица подготовлена к пожаротушению.

18 секунд на «отлично»
    В обычное воскресное утро корреспонденты “ВБ” отправились в пожарную часть № 5, расположенную у пересечения улиц Элебаева и Кулатова. Это одноэтажное здание, как написано на нем, 1957–1958 годов постройки, с геральдическими украшениями–эмблемами советской и нынешней эпохи на фронтоне и на больших воротах.
    Тут кипит работа — идет сдача–прием смены. Новый караул проверяет готовность пожарной машины, осматривает набор пожаротехнического вооружения, которого по списку более полусотни наименований.
    В распоряжении пожарной части две автоцистерны АЦ–4–40, в каждую помещается четыре тонны воды, они снабжены лестницей, которая достает до уровня третьего этажа. В отдельном боксе — огромная автолестница, рассчитанная до 9–го этажа. Все машины выглядят как новенькие. Оказывается, их просто моют до блеска — по субботам в части день генеральной уборки.
    А вообще распорядок дня в части военный: в 8.20 — развод, с 10.00 до 12.00 — у пожарных теоретическая подготовка. Сегодня, например, им предстоит повторить Закон “О воинской обязанности”. А после обеда — практические занятия.
    В остальное время огнеборцы, так сказать, свободны. Но всегда готовы к пожаротушению.
    — Все сообщения на “101” поступают в центральный пункт связи Агентства государственной противопожарной безопасности, — рассказывает начальник караула старший лейтенант Артур Мусурбаев. — Там обрабатывают заявку и распределяют по пожарным частям, которых в столице восемь.
    К нашему району обслуживания, например, относится квадрат улиц Московской — Шабдана Баатыра — проспект Мира — поселок Чон–Арык.
    В основном у нас спальные микрорайоны, а также близлежащие села. Довольно обширная территория. Не дай бог, в Беш–Кунгее случится пожар, так мы сможем добраться туда только за 40–50 минут.
    — В части даем тревогу. Показать, как? — спрашивает Мусурбаев и включает сигнал. — Пока заводится машина, пожарные, которые до этого играли в шахматы, ели, в течение не более 45 секунд должны переодеться в пожарное обмундирование: 18 секунд — “отлично”, 22–24 — “хорошо”, а медленнее — “удовлетворительно”. Но у меня троечников нету.
    Пожарные забегают к нам в радиокабинет уточнить, что значил этот короткий сигнал.
    — Отбой! Отбой! — кричит Мусурбаев подчиненным. — Вот в таком плане и работаем. Наше первое отделение обслуживает город. Второе выезжает на дальние вызовы.
    Мы разглядели в водительской кабине пожарной машины заготовленные маски, баллоны сжатого воздуха. “Шлемы и баллоны тяжелые”, — оцениваем мы их вес.
    Мусурбаев рассказывает, что раньше баллоны были еще тяжелее, но и практичнее. Воздуха в них хватало на 40 минут рабочего времени.
    — А эти, голландские, получили в составе гуманитарной помощи, воздуха в них вдвое меньше, — говорит он. — Однажды на пожаре пришлось только из–за этого второе отделение вызывать. Руководство в курсе, но все зависит от средств.
    Как рассказал техник–водитель Сабыралы Сулайманов, новые пожарные машины они получили осенью 2009 года, уже многие детали перебрали, только мотор родной остался. Но сейчас АЦ–4–40 работают как часы — видели сами.
    В радиокабинете имеются карты и схемы, на которые нанесен список разных учреждений, высотных домов. А также обозначения пожарных гидрантов, из которых набирают воду в машину. Правда, некоторые из гидрантов уже давно не работают.

Три жизни за одну ночь
    Недостатка кадров в пожарной части № 5 нет. Была одна вакансия, но уже приняли пожарного.
    — На пожаре покажет себя. Если страха у него не будет, останется работать, — говорит Мусурбаев. — В основном работают ребята после срочной службы в армии. Они прошли 10–дневную подготовку в учебном центре. Принимаем и новобранцев, которых стажируем в части.
    Самый опытный сотрудник этой пожарной части — старший прапорщик Турарбек Жуматаев, работает здесь почти 20 лет. Скоро на пенсию — в пожарной службе год считают за полтора.
    — С детства хотел быть военным, — признается он. — Старший брат пошел в пожарные и показал мне пример. В августе 1994–го после армии пришел работать в эту часть рядовым пожарным. Теперь — начальник караула.
    Вспоминает, как в прошлом году их второе отделение в микрорайоне “Восток–5” спасло более шести человек. Пожар тогда случился на втором этаже девятиэтажки.

— Наградили?
    — Рапорт написали. Пока нет ответа, — разводит руками начальник караула.
    Мусурбаев, кстати, пришел в пожарную часть в мае 2003 года — перевелся из милиции. Тоже по призванию. И однажды участвовал в спасении трех девушек.
    — Это было в 2009 году, горело кафе, — вспоминает Артур Мусурбаев. — Пожар возник под утро, когда девушки–официантки спали. Хозяева кафе закрывали их на ночь и уходили. Проснувшись от запаха дыма, девушки разбили стекла, но выбраться из комнаты не смогли — на окнах были решетки из толстой арматуры. А из окна уже валит густой дым. Мы подъехали за четыре минуты. С помощью троса и лома сломали решетку, вытащили девушек и пошли на разведку: может, еще кто–нибудь остался в помещении? В это время взорвался газовый баллон. Взрыв был слышен в радиусе километра. Благо никто не пострадал.
    Работа пожарного рискованная. Однако зарплата, увы, мизерная.
    — Мой оклад, например, 1800 сомов. Вместе с пайковыми, боевыми и другими составляющими получаю около восьми тысяч сомов. Никаких льгот нет, — сетует Турарбек Жуматаев. — А рядовой пожарный даже шести тысяч не получает.

— Не думали поменять работу?
    — Раньше хотел. Потом привык. Очень приятно, когда люди благодарят за работу.
    Почти все наши сотрудники — ребята с окраин. Есть из Чон–Арыка, Кашка–Суу. Городские обычно не хотят работать за такую зарплату. Радует, что с марта нам поднимают заработную плату на 37 процентов. Уже издан соответствующий приказ, — добавил Мусурбаев.

  • потушили
        Как сообщил “ВБ” инспектор управления пожарной профилактики Агентства государственной противопожарной службы при МЧС лейтенант Замир Мурзатов, за прошедшие два месяца в республике произошло 588 пожаров, из них в Бишкеке — 128, в Оше — 30, в Чуйской области — 143, Ошской — 109, Джалал–Абадской — 68, Иссык–Кульской — 51, Нарынской — 20, Таласской — 22, Баткенской области — 17.
        За весь 2013 год в республике отмечено 4288 пожаров, из них в Бишкеке — 769.
        Лидировала в прошлом году Чуйская область — 1148.
        Меньше всего возгораний случилось в Таласской области — 154.

    Анастасия ХОДЫКИНА.
    Фото Даниля УСМАНОВА и Юрия КУЗЬМИНЫХ.