№104 (10815)
Пятница, 5 сентября 2014 года

абсолютная мощь
Гигант из Книги Гиннесса
Так уже сложилось, что в мире автомобилестроения основное внимание приковано к легковым автомобилям. Их производство, как и спрос на них, носят массовый характер. Однако производителям грузовых машин и специальной техники тоже есть что показать. Например, новый БелАЗ способен перевозить груз в 450 тонн! А мощность его двигателя переваливает за чудовищные четыре с половиной тысячи лошадиных сил.
    В мире легковых автомобилей принято выбирать самых лучших, читай самых мощных, по количеству лошадиных сил и крутящему моменту. Именно эти показатели прямым образом влияют на разгонную динамику и максимальную скорость. Хотя последний параметр чаще ограничен электроникой.
    Так вот, сейчас мало кого удивишь тем, что под капотом у того или иного спорткара живет “табун” из 600–700 лошадиных сил. А бывает и тысяча “голов”, и больше. Разгон до ста километров в час у таких машин занимает в среднем 3–5 секунд.
    Казалось бы, что на этом фоне могут предложить производители грузовиков? Как оказалось, могут. Причем просматривая технические характеристики нового БелАЗа волосы на голове встают дыбом.
    Понятное дело, для грузовика совершенно неважно, за сколько секунд он разгонится до 100 километров в час. Некоторые большегрузы этого показателя и не достигнут. Самое главное — грузоподъемность. И новый БелАЗ в этом плане побил все существующие рекорды. Согласно официальным данным, он способен перевозить в своем кузове 450 тонн груза. Однако в реальности эта цифра гораздо выше. На испытаниях в Кузбассе, где и ставился рекорд Гиннесса, самосвал смог провезти по полигону груз весом 503 тонны! Именно за это его и внесли в Книгу рекордов.
    Новинка сумела существенно превзойти прошлого чемпиона по грузоподъемности, которым был немецкий Liebherr–
    T282B. Его возможности кажутся совсем уже скромными по сравнению с БелАЗом — всего 363 тонны.
    Естественно, возникает вопрос, что же за мотор способен тащить такую массу? Ведь сам грузовик с пустым кузовом весит 360 тонн. А с полной загрузкой получается 810 тонн.
    Под капотом БелАЗа установлены два дизельных двигателя мощностью 2332 лошадиные силы каждый. Однако передавать такую сумасшедшую мощность на колеса через традиционную коробку передач не получится. Ни одна трансмиссия не выдержит такого. Поэтому создатели сделали гибрид, который нынче в моде. Дизели вращают генераторы, вырабатывая электроэнергию. А она в свою очередь питает моторы, встроенные в колеса.
    Мощности хватает, чтобы передвигаться вполне динамично. Самосвал способен развивать скорость 64 километра в час. Это тоже своеобразный рекорд для такой махины.
    Отдельно стоит поговорить и о размерах новинки. Они тоже весьма впечатляют. В длину она достигает 20 метров, в ширину — 10 метров, а в высоту — 8 метров.
    Еще известно, что этот БелАЗ — первый экземпляр из своего модельного ряда. Он выпущен по заказу одного российского холдинга и будет работать на сибирском угольном разрезе.

Леонтий ИВАНОВ.
Фото из Интернета.