Пятница, 5 сентября 2014 года. №104 (10815) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Ученье - свет, неученых - тьма

Политрасклад
Под кем шатаются кресла?
Для роспуска ЖК оснований нет
Без ретуши
Вице–премьер Абдырахман МАМАТАЛИЕВ: Страшной зимы не будет
Дорога на все времена
Возвращаясь к напечатанному
Оставить нельзя отменить
Великий эпос
«Манас» в восьми томах: сказ не кончился б даже в полгода
Туризм нашпока отдыхает
Южный вектор
Волнение есть, но радостное
Улицы Ленина помнят
Ученье - свет, неученых - тьма
Аккредитация или профанация?
Инь-Ян
Два символа одной любви
Земля и воля
Бермудский треугольник в Новопавловке
Международное усыновление
Никитка теперь канадец
Со стороны виднее
Елена СТИШОВА: «Курманжан датка» — прорывной фильм
Падишах поэтов
Рамис — наш первый постмодернист
На олимпе
ЛегКИЙ, но трудный
Планета WWW
Больше миллиона беженцев
Камера для полисмена
Профессия: репортер...
Казахстан: тайна сонного села
Китай: последнее предупреждение фастфудам
Таджикистан: Рогун дешевле «без Рогуна»
Узбекистан: вернуть гастарбайтеров
Королева красоты
Наргиза покорила Эквадор
Life в кайф
Респект «Свободному режиму»
Шаман: с ностальгией по Бишкеку
Косплей в Дубовом парке
Лабиринты души
Счастье — это когда тебя понимают
Отдыхай
«А вам слабо?..»
В Стеклянном зале Кыргызского национального музея изобразительных искусств имени Гапара Айтиева продолжает работу выставка молодых художников под названием "Ата–Журт ар дайым жїр°гїмд°" ("...И дым Отечества нам сладок и приятен"), посвященная Дню независимости Кыргызской Республики.
Перезагрузка
Старые сказки на новый лад
Анонсы
РТР планетапонедельник–четверг, 22.50
Авто
Самый технологичный электромобиль
Три модификации Tiguan 2
Рожденный летать ползать не может
Заезд в гараж задним ходом
Гигант из Книги Гиннесса

Метеосводка по Бишкеку
 на 30.12.2022
атмос. давление 705 мм
относит. влажность 69 проц.
радиационный фон 31.12.2022 мкР/час

 на 8.25
восход 17.28 заход -6...-8
ночью -1...+1 днем 1

Учетный курс валют
 на 30.12.2022
85,73
92,10
1,215
0,122
10,10



Аккредитация или профанация?
Образовательное сообщество снова лихорадит. Недавно вышедшее постановление правительстваупразднило Государственную инспекцию по лицензированию и аттестации учреждений образования при Минобразования. Отныне функции по аккредитации переданы аккредитационным агентствам, как это сделано во всех развитых странах. Однако не все так радужно, как кажется.
    В утвержденном правительством Положении о национальном аккредитационном совете эксперты обнаружили уйму недочетов и лазеек для “серых” схем. И самое досадное, что к такому важному процессу, как отбор аккредитационных агентств, снова намереваются подключить не продвинутых и нестандартно мыслящих молодых активистов, а аксакалов–ретроградов, не желающих ничего коренным образом менять. А именно это и требуется отечественному образованию, пребывающему в глубоком кризисе.
    Напомним, в марте нынешнего года Министерство образования и науки вынесло на общественное обсуждение проект постановления о реорганизации Госинспекции по лицензированию и аттестации учреждений образования при МОиН. В справке–обосновании говорилось, что это необходимо для “оптимизации и повышения эффективности деятельности Минобразования, а также снижения коррупционных рисков”. Но у экспертов есть большие сомнения на этот счет. И вот почему.

Готовность нулевая
    Наталья НИКИТЕНКО, депутат ЖК, председатель комитета ЖК по правам человека, конституционному законодательству и государственному устройству:

    — В течение многих лет система госаттестации вызывала немало нареканий, поскольку была сосредоточена в руках одного ведомства, не отвечала адекватным требованиям рынка труда, носила коррупционный характер, осуществлялась без участия главных получателей услуг — студентов и работодателей. Теперь круг участников процесса расширяется, а сам процесс осуществляется независимыми аккредитационными агентствами, которые ответственны за свою деятельность.
    В соответствии с Законом “Об образовании”, в Национальный совет по аккредитации должны войти представители ответственных министерств, профильного комитета ЖК, гражданского сектора, НПО, работодатели и сами студенты, всего 15 человек. В таком составе совет должен определить требования к аккредитационным агентствам, сформировать реестр таких агентств.
    В совет не должны попасть “карманные” люди. Единственный механизм борьбы с коррупцией — понятные, прозрачные процедуры. К 1 сентября нынешнего года работа по аккредитации уже должна была быть начата, но, проведя предварительный мониторинг, мы обнаружили, что большая часть нормативных документов не готова. И это не может не вызывать беспокойства. В парламенте мы будем поднимать этот вопрос.
    Закон, принятый Жогорку Кенешем и подписанный президентом, является по своей сути большим шагом вперед. Внедрение независимой аккредитации позволит нашей системе образования всерьез бороться за повышение качества образования, вывести его на современный международный уровень, по–настоящему оптимизировать структуру и численность вузов, школ и т. д. Однако у меня как одного из авторов данного закона вызывает большое сомнение способность нашего Министерства образования пойти на серьезные реформы. Данный закон принимался после долгих обсуждений, когда учитывались все мнения. Но сегодня по представленным документам я вижу, что есть попытка выхолостить все прогрессивные изменения. Это довольно распространенная практика наших чиновников, когда они не хотят выпускать из рук лакомые куски. Принимается прогрессивный закон, но к нему принимается куча подведомственных актов, которые нивелируют все хорошее. В результате чиновник продолжает сидеть на коррупционных решениях, а люди ругают парламент за “непродуманный” закон. Как говорится, дьявол кроется в деталях.

— Сейчас в очередной раз начали кампанию по сокращению вузов. На ваш взгляд, это повлияет на качество образования?
    — Все общество говорит о том, что идет стремительная девальвация качества образования и надо сокращать вузы. Уже создана рабочая группа, которая проводит проверку системы в целях оптимизации. Да, качество обучения снизилось, это тревожный для общества сигнал, последствия этого долго и сложно исправлять, что чревато для нескольких поколений. Но является ли механическое сокращение университетов выходом? Лично я не сторонник такой идеи.
    Если из 30 вузов останется 10, вы думаете, что–то глобально поменяется? Изменятся состав педагогов, учебные материалы? Смысл в том, чтобы внести изменения в содержание образования, внедрять новые методики. Оценкой качества программ, работы вуза как раз и призваны заниматься независимые аккредитационные агентства. Должны быть четкие критерии, почему этот вуз закрывают, а другой аккредитуют. Это подход естественной оптимизации. А нынешний процесс лишь будоражит население и вызывает вполне понятное беспокойство. И потом, модель оптимизации затрагивает только государственные вузы, а нарекания вызывают и частные университеты.

Опасайтесь лжеагентств
    Онолкан УМАНКУЛОВА, директор Агентства по гарантии качества в сфере образования EdNet:

    — Наше агентство принимало участие в разработке положения о национальном аккредитационном совете. Однако не все наши рекомендации были учтены. При внимательном изучении этого документа становится очевидно, что все решения и рычаги по–прежнему остаются за министерством. Не предусмотрен конкурс отбора членов совета. Действует система квотирования со стороны сообществ, но не ясно, каким образом будет проводиться отбор, насколько открыто? Какие меры будут приняты, если выяснится, что кто–то из членов совета окажется аффилирован с каким–либо из агентств? А если учесть, что страна у нас маленькая, то такое не исключено.
    Мы пытались уйти от механизма, когда все решения принимаются министерством — в этом и заключается суть независимой аккредитации. А в итоге получилось, что схема осталась та же, только добавились новые участники — аккредитационные агентства.
    Теперь давайте посмотрим, какие требования выдвигаются к членам совета. Основное из них (для представителей образовательных организаций) — опыт работы в системе образования не менее 15 лет. Это означает, что в состав совета войдут спецы старой закваски, остепененные, имеющие регалии, многие из которых далеки от новаций и чаще всего являются противниками нововведений. Смогут ли эти люди оценить работу агентств на соответствие международным требованиям? А ведь не раз говорилось, что нужно открывать дорогу молодым.
    Другой пункт — “опыт по вопросам менеджмента качества в системе образования не менее пяти лет”. Дело в том, что у нас менеджмент качества в образовании находится на стадии формирования, и специалистов, имеющих многолетний опыт в этой сфере, на данный момент просто нет. Есть отдельные люди, которые проходили тематические тренинги, но можно ли это считать опытом работы в сфере менеджмента качества?
    Еще одно большое упущение — из положения были исключены студенты и выпускники. Мы настаивали, чтобы в состав совета был включен представитель студенческого сообщества. Как можно оценивать деятельность вуза или колледжа, не поинтересовавшись мнением самих студентов и выпускников?
    Сейчас в правительстве находится проект положения, в котором разработаны требования к аккредитационным агентствам. И если уж много вопросов и нареканий возникло по поводу формирования национального совета, то возникают резонные сомнения, какими функциями и правами наделят независимые агентства, которые будут проводить аккредитацию вузов. Главное, чтобы к процессу не допустили случайных людей, иначе вместо одной госинспекции у нас будет много лжеагентств. Требования должны быть адекватными, но жесткими, нацеленными на качественную подготовку и прозрачность.

— А есть ли какие–то положительные стороны нового положения?
    — Положительный факт, безусловно, в том, что соблюдается паритет гражданского сектора и госорганов — 7 и 8 представителей соответственно. Только вот качественный состав совета вызывает сомнения.
    В целом анализ прорабатываемых подзаконных актов по вопросам аккредитации дает основания полагать, что происходит серьезная дискредитация самой философии и принципов независимой аккредитации. Тогда возникает резонный вопрос, зачем нам независимая аккредитация, если она в корне не поменяет, а лишь номинально видоизменит существующую систему, которая никак не повлияет на текущее состояние качества в образовании?

На одном месте ничего не высидишь
    Азамат АТТОКУРОВ, исполнительный директор Института консультантов по менеджменту:

    — Наши выпускники не отвечают требованиям рынка, новые кадры приходится переучивать, нет профориентации. У нас продолжается перепроизводство юристов и экономистов, ситуацию как раз может исправить система аккредитации.
    Государственная аккредитация специалистов оценивает соответствие качества их подготовки требованиям государственных стандартов. А вот реальную оценку могут дать только квалифицированные эксперты — вузовские работники, выпускники, работодатели, представители научных сообществ и профессиональных организаций.
    Однако в положении действительно масса недочетов и неясностей. Например, в списке требований к представителям работодателей есть такое: “не менее пяти лет работы в профессиональном объединении”. Непонятно, кто будет его представлять, исполнительная дирекция, что ли? В современном мире пять лет на одном месте — уже редкость и далеко не плюс. Надо пересмотреть пункты положения и учесть мнение гражданского сообщества. Если эти мнения не будут учтены, то, боюсь, гражданское сообщество откажется участвовать в этом совете, и он окажется нелегитимным.

А мы не консерваторы
    Каныбек ИСАКОВ, ректор ОшГУ:

    — Наш университет прошел международную аккредитацию по направлению “Экономика” в 2012 году. Этот опыт оказался очень полезным. У наших педагогов появился стимул искать новые методы обучения, постоянно совершенствовать свои навыки, чтобы соответствовать международным требованиям. Эта работа уже дает ощутимый результат, наши студенты едут по программам академического обмена в зарубежные университеты и вузы СНГ и демонстрируют там хорошие знания.
    В нынешнем году мы готовим к аккредитации 20 направлений, среди них “Английский язык”, “Математика”, “Химия”, “Биология”, “Юриспруденция”. Если даже три из них получат международный сертификат, это уже станет для нас большим успехом. Я поддерживаю внедрение независимой аккредитации. Если мы хотим войти в международное академическое пространство, то должны отбросить консерватизм и быть в русле новых образовательных тенденций.

Практика всегда богаче теории
    Канат САДЫКОВ, министр образования и науки:


— Правда ли, что неформально все рычаги по аккредитации вновь остались за министерством?
    — Раньше госинспекция по лицензированию и аттестации совмещала две эти функции. Сейчас аттестация становится независимой, а функции по лицензированию остаются за министерством. Но решение о выдаче документа образовательным учреждениям будут приниматься не начальником отдела, а лицензионным советом. Иногда бывало, что министр даже не знал, кому была выдана лицензия, потому что нормативно умудрялись обходить согласование вопроса.

— А кто входит в лицензионную комиссию?
    — Чтобы не было искусственного затягивания процесса и коррупционных моментов, в лицензионный совет мы включили представителей всех структурных подразделений министерства, членов наблюдательного совета, экспертное сообщество.

— Кстати, вы в курсе, что в положении о национальном аккредитационном совете ничего не сказано о том, как предотвратить коррупцию и кумовство при отборе кандидатов для проведения независимой аккредитации?
    — Да, но ведь решение принимается коллегиально. Даже если кто–то из членов совета имеет какую–то личную заинтересованность и лоббирует интересы определенного агентства, единично решить этот вопрос он не сможет. У нас на коллегии решения тоже принимаются большинством голосов. На моей памяти нет ни одного случая, когда решение по тому или иному вузу было однозначным. Всегда высказываются разные мнения.

— У вас самого есть замечания по поводу данного положения?
    — Практика всегда богаче теории. Давайте начнем, а потом посмотрим, где не срабатывает.

Продолжение интервью на сайте www.vb.kg/285513
Амалия БЕНЛИЯН.
Фото Даниля УСМАНОВА
и Темира СЫДЫКБЕКОВА.
Рисунок Романа БЯХОВА.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”