Вторник, 17 ноября 2015 года. №133 (10998) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Культурный слой

Парламентская хроника
Право руля
История одной фантазии
Бес справедливости
Хлестнули по душе еще больнее
Обозрение
Только упавший сможет подняться
Зона беды
Ножницы в руках убийцы
Начальник выстрелил в подчиненного
Черная сделка
Гонец с юга
С кулаками на милиционеров
Культурный слой
Многоязычие сближает народы
Самых лучших выберут кыргызстанцы
Спасенная коллекция
Арт–турнир креативщиков

Метеосводка по Бишкеку
 на 05.08.2022
атмос. давление 692 мм
относит. влажность 41 проц.
радиационный фон 06.08.2022 мкР/час

 на 5.56
восход 20.18 заход +20...+22
ночью +28...+30 днем 1

Учетный курс валют
 на 05.08.2022
82,96
85,14
1,339
0,1175
9,00


стоп! снято!
Спасенная коллекция
2015 год на кинопространстве Кыргызстана ознаменован 80–летней годовщиной со дня рождения замечательного кинорежиссера Толомуша Океева. Соотечественники любят пересматривать его художественные фильмы, но знатоки кино помнят и его документальные работы, в которых моментально угадывается неповторимый океевский стиль.
    К юбилейной дате “Кыргызфильм” оцифровал документальные фильмы режиссера, а Кыргызфильмофонд небольшим тиражом выпустил DVD–коллекцию. “Они представляют собой художественную ценность как маленькие шедевры и срез того времени. Но самое главное, они были под угрозой исчезновения!” — написала в социальных сетях дочь режиссера Азиза Океева.
    Коллекция включает в себя четыре картины: “Это лошади”, “Боом”, “Ловчие птицы”, “Скульптор Ольга Мануилова”. В 1964–м выпускник Ленинградского института киноинженеров, профессиональный звукооператор Океев поступает на Высшие режиссерские и сценарные курсы при Госкино СССР. После года учебы вместо полагающегося постановочного этюда в мастерской Океев решил снять на родине короткометражную ленту “Это лошади”. Уже было задумано “Небо нашего детства”. Хорошо зная все технологические нюансы кинопроизводства, Океев нуждался в практике и на съемочной площадке, и в монтажной. Мощь, глубина и мудрость картины “Это лошади” и сейчас изумляют коллег. Многие кыргызские режиссеры продолжают пробовать сотворить своих “Лошадей”, но безуспешно. Ведь Океев вкладывал в дебют всю свою будущую жизнь в кино: “Начинать в искусстве нужно с любимой темы, отдать первому шагу максимум сил и чувств, чтобы он стал фундаментом для всего, что создашь в будущем”.
    Картина “Боом” посвящена строителям железной дороги Кант — Рыбачье. В 1943–м вышло постановление о продолжении ее строительства. По сложности природных условий и трудностям работ стройке не было равных на территории СССР. По сюжету “Боома” ветеран стройки Акмат Алокучуков отправляется в путешествие на поезде в места трудовой юности: “Четыре года мы шли к Иссык–Кулю, пробиваясь к озеру через адское ущелье Боом с одной киркой да лопатой. Каждый из нас знал, для чего нужна эта дорога. По ней должны были отправлять на фронт мясо, хлеб, лошадей”. Океев мастерски соединил при монтаже архивные фото– и киноматериалы с постановочными кадрами. Он не случайно взялся за эту тему. В тот период режиссер готовился к художественному фильму “Поклонись огню” и много времени проводил в архивах, изучая эпоху социалистического строительства в Кыргызстане.“Ловчие птицы” — фильм о пернатых хищниках. Здесь Океев раскрывает несколько образов охотников–соколятников и ученых, которые сумели найти способы помогать природе, не нарушая гармонии. “Ловчие птицы” — научно–популярный фильм, в котором виден почерк режиссера, его излюбленные художественные приемы, здесь есть сложнейшие съемки пернатых в момент охоты на мелких животных. Да, Океев любил ставить перед собой трудные задачи и находить интересное решение для их художественного воплощения.
    Еще одна удивительная картина — фильм–портрет “Скульптор Ольга Мануилова”, запечатлевшая почти девяностолетнего мастера монументально–декоративной скульптуры, портрета и мелкой пластики. Мануилова была свидетельницей бурных событий XX века, ей посчастливилось увековечить время и происходившие события в металле и камне. Когда в конце 30–х годов скульптор впервые приехала в Кыргызстан, ее покорил народ, его самобытное искусство, чарующая природа горного края. Неизгладимое впечатление произвел на Мануилову эпос “Манас”. Во время стройки Большого Чуйского канала она создала серию работ, отражающих накал борьбы за большую воду. Пожалуй, самая известная ее работа — памятник генералу
    Ивану Панфилову, созданный вместе с мужем Аполлоном Мануиловым в годы войны.
    Кроме этих лент, в DVD–коллекцию вошли три документальных фильма, в которых Океев был автором сценария, а также фильм–репортаж со съемочной площадки “Так снимается кино” и фильм–портрет “Толомуш”.
Гульбара ТОЛОМУШОВА, киновед, член Международной федерации кинопрессы.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”