№19 (11192)
Пятница, 17 февраля 2017 года

стоп! снято!
Детство без мамы
Четверть века назад продюсеры Мария Абакирова и Петр Елиференко предложили отечественным социологам прочитать один сценарий и дать экспертное заключение на его актуальность. Маленький бездомный мальчик–кыргыз (в начале 1990–х это казалось нереальным, поэтому сценарий и попал на экспертизу) бродит по городу и ищет маму. Он расклеивает ее фотографии на заборах, стенах домов и дверях магазинов с робкой надеждой в глазах. Социологи ответили, что автор сценария попал в точку, с распадом СССР в Кыргызстане неминуемо появятся брошенные родителями дети.
    Да, раньше малышей не бросали. Если ребенок и становился сиротой по разным причинам, его забирали родственники. На начало 1990–х сирот при живых родителях еще мало, но с годами, подчеркнули эксперты, их количество увеличится в разы.
    Сценарий назывался “Мальчик ищет маму”, а фильм получил название “Не плачь, носорог!”, так как было решено говорить о проблеме не прямым текстом, а через емкий художественный образ. Мальчик–бродяга, видя разбитого плачущего носорога в музее скульптуры под открытым небом в Дубовом парке, снегом утирает слезу на его морде: тот, кого судьба обделила больше, нуждается в поддержке! Душа маленького бездомного мальчика, живущего на дне социума, чиста и невинна, она и хранит его от жестоких напастей окружающего мира. Автором сценария и режиссером–постановщиком арт–хаусного проекта был тогдашний дебютант Темир Бирназаров.
    Спустя четверть века на экраны выходит фильм “В поисках мамы”. Главный герой новой картины Руслана Акуна двенадцатилетний школьник Азамат с шести лет живет в детдоме. У него феноменальная память, он легко оперирует сложной информацией. При этом мальчик совсем не помнит, как выглядела его мать. Два важнейших события — мозговой прорыв и утрата образа матери произошли у героя одновременно. Забыв образ матери, Азамат однако не перестал любить ее. Каждый раз, когда ребята постарше стараются выставить ее в негативном свете, он с кулаками доказывает обратное, отвергая даже мысль о том, что его мама совершила нечто, отчего ее идеальный образ может потускнеть. Азамат убежден: мама не может быть плохой. Он верит в чистоту образа матери и создает легенду, отправив исчезнувшую мать в Америку на выполнение важного задания по работе. Вспомним, что в другой короткометражной ленте Акуна “Перегон” мать была где–то далеко и детям требовалось приложить немало усилий, чтобы добраться до нее. И когда они наконец встретились, все трудности исчезли сами собой — мама приласкала, уложила спать, спела колыбельную.
    Мама ассоциируется с чем–то теплым, нежным, надежным. Мама никогда не предаст. Поэтому, когда она вдруг исчезает и ее черты выпадают из памяти, внутренний голос твердит: мама самая лучшая, ее нужно найти или найти хотя бы воспоминания о ней.
    В наши дни ситуация в некоторых семьях складывается нетрадиционным образом — матери вынуждены уезжать на заработки в другие страны, а дети остаются с отцами или другими родственниками. Детство этих ребятишек проходит без мамы. Малыши скучают, теряют ценностные ориентиры. Отцы же зачастую оказываются безответственными. Подобного типа мы видим в “Перегоне”. Этот человек при любом удобном случае может бросить детей на произвол судьбы. Малыши остаются совсем одни в тот период, когда им необходимы родители, которые должны быть их опорой. Нередки случаи, когда непутевые отцы становятся воплощением зла современного мира: пьют, а всю свою злость вымещают на маленьких беззащитных существах. Причем бьют жестоко — дети получают страшные увечья, часто несовместимые с жизнью. Но в фильме “В поисках мамы” произойдет маленькое чудо.

Гульбара ТОЛОМУШОВА, киновед, член Международной федерации кинопрессы.