Онегин просит обновить костюм
Нынешний 2017–й — Год нравственности, воспитания и культуры. А где, как не в театре, воспитывать эти качества. Корреспонденты “Вечерки” побывали в Национальном академическом театре оперы и балета и узнали, чем сейчас он живет.
В этом году театр ожидают большие перемены. Совсем скоро здесь начнется ремонт, будет полностью отреставрирован фасад здания. Об этом рассказал генеральный директор заслуженный деятель культуры Болотбек ОСМОНОВ.
— В чем сейчас очень нуждается театр?
— В прошлом году нас посетил президент, встретился с коллективом, посмотрел условия, в которых мы работаем, поговорили о проблемах. И Алмазбек Шаршенович пообещал помочь нам. Была определена сумма помощи — 37,4 миллиона сомов. Решили полностью отреставрировать здание снаружи, а оставшиеся средства потратить на внутренние работы — косметический ремонт, замену старых труб и обновление общественных туалетов.
По подсчетам, 30 миллионов сомов уйдет на ремонт, а 7,4 миллиона — на реставрацию лепнины и проектно–сметную документацию.
Мы нашли организацию, которая занимается реставрацией скульптур. Все театральные скульптуры из бетона, а внутри арматура, которая стареет и разрушается, поэтому разрушаются и скульптуры. Изначально предлагалось их заменить. Например, создать точные копии из полиэстера, а две большие боковые скульптуры — из бронзы. Но на это потребовалось бы 20 с лишним миллионов сомов.
Поэтому решили только отреставрировать. Это дешевле, и мы уложимся в выделенную сумму.
Нам уже выделили 14 миллионов сомов, остальные средства должны перечислить в скором времени. Как только потеплеет, начнется наружный ремонт здания.
— Вы занимаете должность директора театра в третий раз...
— Когда мне в 2015 году предложили стать директором театра в третий раз, я, если честно, долго сомневался: очень ответственно — ведь тут нужно быть и менеджером, и юристом, и бухгалтером, и администратором, а еще знать тонкости и балета, и оперы.
Но согласился, потому что театр для меня — второй дом, и вся жизнь неразрывно связана с ним — начинал тут с оперной студии, был артистом хора. И так хочется, чтобы наш театр процветал.
Когда два года назад пришел сюда директором, понял, что театр находится в плачевном состоянии — количество зрителей сократилось, спектаклей мало, зарплата у сотрудников низкая, в зрительном зале холодно, на хоздворе в зимний период художники и декораторы не могли работать.
Было понятно: нужно срочно заниматься и ремонтом, и новым репертуаром. Тогда мы частично заменили световое оборудование, на четвертом этаже сделали ремонт в гримерных. У балетных артистов каждый день репетиции, им нужны душевые. Сделали калориферные установки, и сейчас зрителям в зале зимой тепло.
Еще поменяли на сцене балетный линолеум. Из–за этого разразился настоящий скандал: люди не понимают разницу между балетным линолеумом и кухонным. Спрашивали, почему купили линолеум в Люксембурге, а не у нас на “Комфорте”. Мы же приобрели его у завода–изготовителя по самой низкой цене. Там, где спецпокрытие покупает весь мир.
— Несколько лет назад была такая тенденция: многие молодые артисты уезжали за границу, оставались работать в других странах... А сейчас?
— Такой период действительно был. Прошлый театральный сезон у нас все оперы шли без балетных артистов. Они отказались выходить на сцену еще и по причине низкой зарплаты. Многие на самом деле уезжали в другие театры, где им предлагали лучшие условия. Признаюсь честно, тогда думал, что еще полгода — и мы останемся без балета.
Но в прошлом году зарплату артистам подняли на 80 процентов, и многие вернулись. Кроме того, с 1 мая 2016–го выделили 20 именных президентских стипендий по 10 тысяч сомов. 14 из них отдали балетным артистам, 4 — оперным, 2 — оркестрантам. А для всех остальных артистов это стало стимулом, чтобы стараться показать себя.
Сейчас балетная труппа почти в полном составе. Весной прошлого года из Бишкекского хореографического училища выпустились 14 человек, и все пришли к нам в театр. В этом году тоже выпускаются очень талантливые парни и девушки, надеюсь, они пополнят наши ряды. Молодежи сейчас стало много, все работают с энтузиазмом и интересом.
— Труппа собралась, значит, спектаклей станет больше?
— В подготовке одного спектакля задействованы порядка 200 человек. Это и солисты, и кордебалет, и оркестр. А еще технические работники, костюмеры, многие другие сотрудники. Все декорации балетных спектаклей, кроме “Лебединого озера”, нужно обновлять, костюмы обветшали. В этом сезоне за счет собственных средств воссоздали “Лебединое озеро”, и на одну из премьер пригласили артистов из московского Большого театра. Они, увидев наши костюмы, спрашивали, где мы их заказывали — в Италии или во Франции! И удивлялись, что все наряды для артистов сшили у нас.
Недавно поставили оперу “Князь Игорь”. В опере тоже всего несколько постановок, где костюмы и декорации еще относительно новые, а в остальных надо менять. Например, “Евгения Онегина” уже и показывать невозможно. Сейчас ищем средства, чтобы обновить постановку.
— А люди в театр идут?
— Конечно. За последние годы репертуар стал разнообразнее, и публика потянулась в театр. Стараемся угодить и молодежи, и взрослому поколению, и для малышей у нас есть три детских спектакля, но в планах поставить еще несколько. На премьеру “Лебединого озера” билеты раскупили за считанные дни. А перед спектаклем еще на улице спрашивали, нет ли у кого лишнего билетика. Наши сотрудники удивлялись: когда такой аншлаг был в театре! А ведь это должно стать нормой.
Айжан МАМБЕТАЛИЕВА. Фото Владимира ПИРОГОВА.
Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
|
|
|
|