Пятница, 17 марта 2017 года. №31 (11204) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Ваш выход

Разоблачение
Советник президента Фарид НИЯЗОВ: Мы стоим перед выбором: или свобода слова, или произвол клеветы
Прямая линия
Главный аудитор Кыргызстана: «За каждым сомом госбюджета кровь и пот народа»
Парламентарно
Жаркие дебаты о свободе слова
Скандал
Продолжительные бои за «Асыл»
Много шума из ничего
Послание в будущее
Повелитель времени
авторитетно
Территория героев
Акылбек Дононбаев: Мы удержали Бузтоз
Жизель и граф великолепны
Юбилярий
Он разгадал лоб–норскую тайну
Эра милосердия
Мечта о ремиссии
Эти двое будут жить
Точки сбора интернет–форума Diesel.elcat.kg:
Хроника расследования
И снова тюремная баланда на двоих
Резня в Сузаке
Осторожно: насильники
Без грима
Другая Александра
Отдыхай
куда пойти
Авто
Чтобы сцепление не горело
И возраст не помеха
МКПП — средство от угона
Женева–2017
Subaru XV
Mercedes–Benz кабриолет
Volvo XC60
Honda Civic Type R
Ваш выход
«Тумар» ждут в Алматы
Кок–бору под музыку
Запел на кыргызском
Кайрат покоряет Россию
Маленький большой человек
Как Макаревич кыргызов спасал

Метеосводка по Бишкеку
 на 14.01.2022
атмос. давление 696 мм
относит. влажность 56 проц.
радиационный фон 15.01.2022 мкР/час

 на 8.30
восход 17.51 заход -1...-3
ночью +9...+11 днем 1

Учетный курс валют
 на 14.01.2022
84,75
96,55
1,130
0,1708
12,00


закрытый показ
Маленький большой человек
В столице на этой неделе состоялся закрытый показ новой картины Актана Арым Кубата “Кентавр”.
    Знаменитый режиссер сообщил приглашенной в Дом кино публике, что широкий прокат фильма в Кыргызстане начнется уже 31 марта.
    Напомним, в начале февраля “Кентавр” побывал на шестьдесят седьмом Берлинском кинофестивале — мировая премьера этой картины состоялась в программе “Панорама”. Детище Актана Арым Кубата демонстрировалось в Германии восемь раз. Показы, как пояснил режиссер, всегда проходили при полных залах. А по окончании работы фестиваля — на его закрытии — авторам картины был вручен приз Международной конфедерации авторского кино.
    Актан Арым Кубат не только осуществил постановку картины, он вместе с Эрнестом Абдыжапаровым является автором сценария. И вновь, как и в предыдущей ленте “Свет–аке”, сыграл главную роль — маленького человека с благородными помыслами. Но если Свет–аке имел постоянную работу электрика, который всегда востребован, то Кентавр, который в советское время был киномехаником в сельском клубе, перебивается случайными заработками. Ныне клуб трансформирован в молельный дом. (Это здание реально существует в родном селе режиссера и появляется практически во всех его фильмах.)
    В “Кентавре” режиссер заостряет тему взаимоотношений человека с окружающим миром в случае, когда мир к этому индивидууму совсем не доброжелателен. Показательной и, пожалуй, самой завораживающей в фильме является сцена в молельном доме. В момент молитвы Кентавр встает с колен и покидает здание. По внешней лестнице он поднимается в свою уже заброшенную будку киномеханика, заряжает кинопленку в проекционный аппарат и запускает его. В полутьме поверх спин, склоненных в смиренном поклоне, струится волшебный луч, несущий светлый привет из славного недавнего прошлого Кентавра. На экране его любимые актеры Таттыбюбю Турсунбаева и Суйменкул Чокморов в национальных костюмах скачут рядом в картине Толомуша Океева “Красное яблоко”. Кентавр радуется как ребенок — не проявляя агрессии, он выражает протест повальной исламизации кыргызского народа. Искренняя выходка героя не на шутку пугает даватчи. Чтобы подобное не повторялось, они запирают дверь в будку киномеханика на замок и заколачивают досками.
    В Союзе в глубинке один и тот же фильм крутили бессчетное количество раз, об этом однажды вспоминает Шарапат — одинокая женщина, которая торгует максымом и явно симпатизирует Кентавру. Она даже напевает песенку из популярного индийского фильма. Другой образ родом из СССР — жена героя фильма Марипа. Глухонемая женщина может читать по губам собеседника фразы на русском или общаться при помощи записок, также написанных на русском. Как выяснил режиссер в процессе производства, в Советской Киргизии все глухонемые дети проходили обучение в специализированных школах только на русском языке. Марипа скучает по годам учебы и частенько пересматривает старую кинопленку, запечатлевшую ее в те годы. Светлые воспоминания из недавнего прошлого многим помогли пережить эпоху перемен да и ныне согревают душу, не дают погрузиться в депрессию.
    Тихий, слегка чудаковатый Кентавр — человек со своим мировоззрением, выросший на старинных преданиях и легендах. Он сохранил веру в в сказку, поэтому и профессию выбрал такую, которая позволяла бы постоянно погружаться в иллюзорную жизнь. У Кентавра есть любимый сынишка Нурберди, которому он частенько рассказывает любимую легенду о людях–конях.
    Но не только радужные воспоминания хранит память односельчан. Многие прошли войну в Афганистане: кто–то вернулся, кто–то погиб. Потомственный конокрад Садыр, отслуживший там, носит одежду афганских моджахедов. Между озлобленным Садыром и мягким, застенчивым Кентавром и завязывается конфликт, в основе своей имеющий идеологические корни.
    Кентавр создал потрясающую концепцию духовного спасения народа. Герой считает кыргызов потомками кентавров и уверен, что небо наказало его всесильный народ за бесчисленные злоупотребления в отношениях с другими народами. Его концепция спасения заключается в том, что нужно оседлать лучшего скакуна и проскакать ночью по степи с молитвой о прощении за деяния своих предков. Тогда явится сам покровитель божественных коней Камбар–ата и снимет проклятие, а к народу вернутся сила, мудрость и благородство.
    У конокрада же Садыра нет в душе ничего святого. Он пригоняет казахские табуны в Кыргызстан исключительно на забой. Мягкого, добродушного Кентавра он ненавидит за богатый внутренний мир. Кентавр тоже угоняет скакунов, но после того, как мощно проскачет по степи с заветной молитвой о прощении, он отпускает их. А для Садыра каждый конь — товар. Когда в очередной раз Садыр пригоняет в село табун, Кентавр незаметно выпускает лошадей, так как не может поступить иначе, и Садыр не упускает шанса расправиться с Кентавром.
    Стоит добавить, что в создании фильма Актана Арым Кубата принимали участие несколько студий: “Ой Арт” (Кыргызстан), Pallas Film (Германия), Asap Film (Франция), Volya Film (Нидерланды), наш “Кыргызфильм” и Bitters End (Япония). А мировые права на картину принадлежат немецкой компании The Match Factory.
Гульбара ТОЛОМУШОВА.
Фото Владимира ПИРОГОВА.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”