№31 (11204)
Пятница, 17 марта 2017 года

закрытый показ
Маленький большой человек
В столице на этой неделе состоялся закрытый показ новой картины Актана Арым Кубата “Кентавр”.
    Знаменитый режиссер сообщил приглашенной в Дом кино публике, что широкий прокат фильма в Кыргызстане начнется уже 31 марта.
    Напомним, в начале февраля “Кентавр” побывал на шестьдесят седьмом Берлинском кинофестивале — мировая премьера этой картины состоялась в программе “Панорама”. Детище Актана Арым Кубата демонстрировалось в Германии восемь раз. Показы, как пояснил режиссер, всегда проходили при полных залах. А по окончании работы фестиваля — на его закрытии — авторам картины был вручен приз Международной конфедерации авторского кино.
    Актан Арым Кубат не только осуществил постановку картины, он вместе с Эрнестом Абдыжапаровым является автором сценария. И вновь, как и в предыдущей ленте “Свет–аке”, сыграл главную роль — маленького человека с благородными помыслами. Но если Свет–аке имел постоянную работу электрика, который всегда востребован, то Кентавр, который в советское время был киномехаником в сельском клубе, перебивается случайными заработками. Ныне клуб трансформирован в молельный дом. (Это здание реально существует в родном селе режиссера и появляется практически во всех его фильмах.)
    В “Кентавре” режиссер заостряет тему взаимоотношений человека с окружающим миром в случае, когда мир к этому индивидууму совсем не доброжелателен. Показательной и, пожалуй, самой завораживающей в фильме является сцена в молельном доме. В момент молитвы Кентавр встает с колен и покидает здание. По внешней лестнице он поднимается в свою уже заброшенную будку киномеханика, заряжает кинопленку в проекционный аппарат и запускает его. В полутьме поверх спин, склоненных в смиренном поклоне, струится волшебный луч, несущий светлый привет из славного недавнего прошлого Кентавра. На экране его любимые актеры Таттыбюбю Турсунбаева и Суйменкул Чокморов в национальных костюмах скачут рядом в картине Толомуша Океева “Красное яблоко”. Кентавр радуется как ребенок — не проявляя агрессии, он выражает протест повальной исламизации кыргызского народа. Искренняя выходка героя не на шутку пугает даватчи. Чтобы подобное не повторялось, они запирают дверь в будку киномеханика на замок и заколачивают досками.
    В Союзе в глубинке один и тот же фильм крутили бессчетное количество раз, об этом однажды вспоминает Шарапат — одинокая женщина, которая торгует максымом и явно симпатизирует Кентавру. Она даже напевает песенку из популярного индийского фильма. Другой образ родом из СССР — жена героя фильма Марипа. Глухонемая женщина может читать по губам собеседника фразы на русском или общаться при помощи записок, также написанных на русском. Как выяснил режиссер в процессе производства, в Советской Киргизии все глухонемые дети проходили обучение в специализированных школах только на русском языке. Марипа скучает по годам учебы и частенько пересматривает старую кинопленку, запечатлевшую ее в те годы. Светлые воспоминания из недавнего прошлого многим помогли пережить эпоху перемен да и ныне согревают душу, не дают погрузиться в депрессию.
    Тихий, слегка чудаковатый Кентавр — человек со своим мировоззрением, выросший на старинных преданиях и легендах. Он сохранил веру в в сказку, поэтому и профессию выбрал такую, которая позволяла бы постоянно погружаться в иллюзорную жизнь. У Кентавра есть любимый сынишка Нурберди, которому он частенько рассказывает любимую легенду о людях–конях.
    Но не только радужные воспоминания хранит память односельчан. Многие прошли войну в Афганистане: кто–то вернулся, кто–то погиб. Потомственный конокрад Садыр, отслуживший там, носит одежду афганских моджахедов. Между озлобленным Садыром и мягким, застенчивым Кентавром и завязывается конфликт, в основе своей имеющий идеологические корни.
    Кентавр создал потрясающую концепцию духовного спасения народа. Герой считает кыргызов потомками кентавров и уверен, что небо наказало его всесильный народ за бесчисленные злоупотребления в отношениях с другими народами. Его концепция спасения заключается в том, что нужно оседлать лучшего скакуна и проскакать ночью по степи с молитвой о прощении за деяния своих предков. Тогда явится сам покровитель божественных коней Камбар–ата и снимет проклятие, а к народу вернутся сила, мудрость и благородство.
    У конокрада же Садыра нет в душе ничего святого. Он пригоняет казахские табуны в Кыргызстан исключительно на забой. Мягкого, добродушного Кентавра он ненавидит за богатый внутренний мир. Кентавр тоже угоняет скакунов, но после того, как мощно проскачет по степи с заветной молитвой о прощении, он отпускает их. А для Садыра каждый конь — товар. Когда в очередной раз Садыр пригоняет в село табун, Кентавр незаметно выпускает лошадей, так как не может поступить иначе, и Садыр не упускает шанса расправиться с Кентавром.
    Стоит добавить, что в создании фильма Актана Арым Кубата принимали участие несколько студий: “Ой Арт” (Кыргызстан), Pallas Film (Германия), Asap Film (Франция), Volya Film (Нидерланды), наш “Кыргызфильм” и Bitters End (Япония). А мировые права на картину принадлежат немецкой компании The Match Factory.

Гульбара ТОЛОМУШОВА.
Фото Владимира ПИРОГОВА.