№154 (11327)
Пятница, 29 декабря 2017 года

за рулем
Надо ехать, а не скользить!
Зима в Кыргызстане не отличается суровостью, как, например, в России. Однако гололед периодически проверяет наших водителей на наличие навыков вождения в сложных условиях. И, к сожалению, далеко не все проходят такие тесты удачно, ведь у нас принято считать, что главное — купить полноприводную машину и снежный накат будет нипочем. Но это далеко не так. Иллюзия безопасности приводит порой к печальным последствиям.
    Самый главный совет, который эксперты по вождению дают новичкам за рулем: в холода лучше пересесть на общественный транспорт. Так и нервы будут в порядке, и машина целее. Впрочем, этот совет подходит и для тех, кто за баранкой уже давно, но в “ледяных условиях все же совершает много ошибок”.
    Ну а если нет возможности отказаться от личного транспорта, то во время зимнего вождения необходимо пользоваться правилами, которые составлены инструкторами по контраварийному вождению. Они совершенно не сложные, но требуют некоторой практики, которую можно получить, немного поупражнявшись на специальной площадке.

Общие правила
    В гололед важно правильно начинать движение на автомобиле. Делается это плавно, без рывков, мягко работая педалями. Если под колесами оказался не утрамбованный снег, а заполированный до блеска лед, то можно попробовать начать движение со второй передачи. Конечно, при условии, что на машине установлена механическая коробка передач либо автомат с мануальным режимом.
    Казалось бы, к чему такая осторожность при старте, ведь ничего страшного при начале движения не может случиться априори. И правда, страшного не случится, но, если не начинать движение плавно, автомобиль может повести в сторону, он заденет соседей по потоку. Визит к малярам в этом случае неизбежен.
    После старта, то есть уже во время движения, необходимо выбрать оптимальную безопасную скорость. В ПДД написано, что “безопасной считается скорость, при которой водитель сможет избежать ДТП в тех или иных дорожных условиях, если ситуация резко изменилась”. При этом не следует путать безопасную скорость с разрешенной. Ведь не всегда при 60 километрах в час удастся резко остановиться перед пешеходом, выскочившим на дорогу.
    Определить безопасную скорость совсем несложно. Перед тем как выехать на дорогу с большим количеством машин, нужно экстренно затормозить и оценить, насколько больше оказался тормозной путь в сравнении с привычной реакцией машины. С этим учетом и нужно раскручивать спидометр.
    Одновременно с уменьшением скорости рекомендуется увеличить дистанцию как до впереди идущего авто, так и до тех машин, которые едут по бокам. Это нужно для того, что иметь достаточно пространства для маневрирования. Обычно эксперты советуют увеличивать дистанцию не менее чем в два раза.
    Распространенной ошибкой водителей на скользкой дороге является резкое нажатие на тормоз в случае опасности. Но делать этого не стоит, даже если автомобиль оснащен антиблокировочной системой, поскольку даже с оной возможна некоторая потеря управляемости. Лучше делать все плавно. А если на автомобиле стоит механическая КПП или автомат с возможностью ручного переключения, то торможение желательно выполнять с помощью передач, переключаясь от большей к меньшей.
    И последний совет, который может показаться совершенно не связанным с зимними условиями вождениями: за рулем нужно сидеть правильно. Не развалившись в кресле, отодвинувшись назад до максимума, а именно правильно. Спина должна упираться в спинку, руки — немного согнуты в локтях. (Подробно об этом “Вечерка” писала в одном из недавних номеров.) Это нужно для того, чтобы в экстренной ситуации движения шофера не были скованными или неточными.

Ведущий передок
    Теперь можно детально разобраться в специфике управления автомобилем в зимнее время в зависимости от типа привода. Ведь при заносе это будет играть определяющую роль. И в первую очередь разберем ситуации с машинами, у которых ведущими являются передние колеса.
    Первое правило гласит, что при заносе руль поворачивается в сторону заноса. При этом путем плавного нажатия на акселератор увеличиваются обороты двигателя. Резко газовать, как и хаотично вращать рулем, не стоит, так как можно сделать только хуже. После выравнивания машины ногу с педали газа можно убрать и плавно снизить скорость движения без экстренного торможения.
    При входе в поворот на зимней дороге нельзя излишне нажимать на педаль газа. Этим можно сорвать машину в занос. Обороты должны быть достаточными для выполнения маневра без опасности потери траектории.
    При неблагоприятных условиях движения (снегопад, гололед, большой снежный покров) лучше снизить скорость до величин, при которых можно свободно контролировать автомобиль.
    Многие специалисты считают, что вождение переднеприводного автомобиля зимой проще, чем заднеприводного. Поэтому новичкам при покупке “железного коня” лучше выбирать именно такой тип.

Управляемся с классикой
    Теперь рассмотрим поведение на гололеде машин с классическим типом привода, то есть с задним.
    При заносе заднеприводной машины надо вращать руль в сторону заноса и убрать ногу с педали газа. Последнее действие противоположно тому, что предписано для переднеприводных машин. Тормозить при этом нельзя, так как машину раскрутит еще сильнее и выбросит в кювет.
    Авто этого типа сложнее в управлении, а потому при движении очень важно правильно выбирать скоростной режим, о чем написано в общих правилах. Дело в том, что для классики это требование имеет куда большее значение, чем для переднеприводных.
    Очень серьезная ошибка при езде на таком типе привода, когда автомобилисты ставят зимнюю резину только на ведущую ось машины, а на передней оставляют летние покрышки. Это еще хуже, чем когда на всех колесах установлено “лето”.
    На заднем приводе надо забыть о скоростных прохождениях поворотов. Неосторожное обращение с педалью газа чревато заносом машины. Повороты проходят осторожно, без резких ускорений и движений рулем.

Полный привод — не панацея
    Полным приводом оснащается большинство кроссоверов, которые так популярны среди автомобилистов в последние годы, и все настоящие внедорожники. Причем он может быть постоянным или подключаемым. Последний вариант дает возможность экономить топливо в летнее время, когда вполне достаточно одной ведущей оси.
    Очень часто владельцы полноприводных машин теряют бдительность и считают, что гололед не помеха прокатиться с ветерком. На самом деле это очень опасное заблуждение: законы физики не смог опровергнуть еще ни один внедорожник.
    Мало того, из–за разных тяговых усилий на каждую ось и меняющихся динамических нагрузок на стороны подвески он наиболее опасен при неуправляемом заносе, так как сложно предсказать его поведение при потере сцепления резины и дорожного покрытия. Причем для потери контроля над управлением достаточно на большой скорости при гололеде резко отпустить педаль газа. Так что никаких преимуществ в экстренной ситуации на скользком покрытии такой тип привода не дает.
    Так как в управлении полноприводной машиной в зимних условиях доминирует вектор тяги, а не своевременная реакция рулевым колесом, бросать педаль газа при заносе нельзя ни в коем случае. При полном закрытии дроссельных заслонок машина скатывается в абсолютное скольжение на все четыре колеса.
    Дабы справиться с напастью, нужно вывернуть баранку в сторону заноса, а педаль газа лишь немного приотпустить. Следом идет выравнивание автомобиля теперь уже в другую сторону с одновременным добавлением тяги. Как видно, все это довольно сложно. И чем больше начальная скорость машины, тем тяжелее справиться с такой ситуацией. Гораздо проще ее предупредить.
    Для этого перед поворотом нужно сбросить скорость до таких значений, при которых выполнение маневра будет безопасным. Причем во время его выполнения ни в коем случае нельзя резко нажимать на педали, будь то тормоз или газ, а также вращать рулевое колесо.

Михаил ЛУГОВОЙ.
Фото из Интернета.