Слишком дорога дешевая энергия
Со светом в этом году у нас не было особых проблем, но не будем ли мы сидеть во тьме в следующем? С таким вопросом корреспондент “ВБ” обратился к заслуженному энергетику СНГ Бекбоо МАМАТБЕКОВУ.
Положительный заряд...
— В уходящем году многое удалось изменить. Например, дебиторская задолженность сократилась на 315 миллионов сомов, снизились на 16 процентов и потери электроэнергии. Закончена реконструкция Бишкекской ТЭЦ, за счет чего удалось добиться прироста мощности на 300 мВт. Преобразование прошли и в структуре распредкомпаний. В частности, благодаря оптимизации были сокращены 803 штатные единицы, а также 48 членов советов директоров и ревизионных комиссий. В результате высвободились 100 миллионов сомов, — перечисляет Маматбеков.
...и отрицательный
— Однако и проблем хватает. И главная заключается в том, что, обладая достаточными запасами энергоресурсов, республика использует их в недостаточной мере. И поэтому в маловодные годы превращается в импортоориентированную страну и не может обеспечить электричеством своих граждан.
Рост потребления электроэнергии опережает рост новых мощностей. За период с 2005 по 2016 год произошло снижение производства электричества на три с лишним процента, в то время как потребность в нем увеличилась на 121 процент. Возникший дефицит пришлось покрывать за счет импорта из соседних республик. Для примера, только по Бишкеку рост потребления электричества населением (на 1 июля 2017 года) по сравнению с первым полугодием 2016 года возрос на 154 миллиона киловатт–часов.
При этом за годы суверенитета был введен в эксплуатацию лишь один агрегат Камбар–Атинской ГЭС–2 мощностью 120 мВт. При ежегодном росте энергопотребления на уровне 1,5–2 миллиарда киловатт–часов мы должны каждый год вводить дополнительные мощности минимум на 170–200 мВт, — продолжает эксперт.
Он также отметил, что существует проблема сезонного спроса на электроэнергию. В летнее время общее потребление в стране составляет 22–23 миллиона киловатт–часов в сутки, а зимой этот показатель достигает 70 миллионов и более. Для решения проблемы есть лишь один выход — экспорт электричества в летний период на рынки, где на нее в это время существует достаточный спрос.
Именно для этого в настоящее время ведется работа по реализации проекта САSA–1000. Его цель — экспорт в Афганистан и Пакистан. Соседние Казахстан и Узбекистан не нуждаются в нашем токе в теплое время года и покупают его только в рамках соглашений по водным проблемам либо по очень низким ценам. Поэтому и приходится выходить на другие рынки.
— Для окончательного решения этой проблемы потребуется строительство Камбар–Атинской ГЭС–1. Ее значение в том, что при совместной работе станции с каскадом Токтогульских ГЭС объем выпуска воды из водохранилища в зимний период можно будет сократить до 6 миллиардов кубометров, а объем экспорта электроэнергии довести в будущем до 5 миллиардов киловатт–часов. При этом объем воды в водоеме останется неизменным как в начале, так и в конце года.
Надо развивать и малую энергетику, основанную на собственных угольных ресурсах с огромными запасами. Создание локальных генерирующих мощностей не требует больших затрат, к тому же обеспечит работой местное население, — объясняет Бекбоо Маматбеков.
Проблемный тариф
Но главной головной болью энергетики считают недостаточное финансирование отрасли. Отсюда и устаревшее, постоянно ломающееся оборудование, и проблемы, из этого вытекающие. И все дело в тарифе.
— В 2016 году дефицит бюджета энергетических компаний из–за этого составил 3,37 миллиарда. Такое положение дел и привело электроэнергетическое хозяйство в то состояние, в котором оно сейчас и пребывает, — считает Маматбеков.
Эксперт отметил, что на сегодняшний день тарифы на электроэнергию у нас в стране одни из самых низких в мире. Они ниже, чем в Таджикистане в 2 раза, в Узбекистане — в 3,7 раза, в Казахстане — в 6 раз, в России — в 6,3 раза, в Эстонии — в 13 раз.
— Наши тарифы не покрывают издержки по выработке и доставке электроэнергии. Не покрывают они эксплуатационные затраты на техническое обслуживание, нормативные потери электрической энергии, затраты на реализацию, обслуживание долга, на капитальные вложения, элемент прибыли и так далее. Да что говорить, если ныне действующий тариф, установленный еще в августе 2015 года, не учитывает даже ежегодную инфляцию. Вот и получается, что отрасль, способная при должном подходе приносить огромную прибыль, у нас не может даже самоокупаться, — сетует заслуженный энергетик.
Эксперт резонно заметил, что, когда поднимаются цены на бензин, сотни тысяч автомобилистов возмущаются, но платят. При этом машины, как известно, не относятся к средствам первой необходимости и без них можно спокойно обойтись. А вот электричество — это то, без чего современный человек жить не может. Но, как только речь заходит о повышении тарифов, так сразу начинается недовольство, и вопрос переходит в политическую плоскость. Но долго так продолжаться не может.
Сергей ШВЕЦ. Фото предоставлено ОАО “НЭСК” и из Интернета.
Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
|
|
|
|