Пятница, 9 марта 2018 года. №28 (11355) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Непрошедшее прошлое

Облик без морали
Пистолет «Глок–17» для власти и народа Кыргызстана
От первого лица
Зарплаты повысят, но и контроль ужесточат
Силовое давление
Институт под корешок?
Наука и жизнь
Кадырбек Сакиев: Дружба крепка, как горная порода
Хочется срочно купить!
Россия и мы
Салам, Москва и Питер!
Я к вам лечу, чего же боле!
Под белой мантией
Ольга Васильева: Меня всегда привлекала большая хирургия
Эхо приговора
Так кто же украл миллионы ЭкоИсламикБанка?–2
Эра милосердия
С широко закрытыми глазами
Спасение Даньки: третья серия
Точки сбора интернет–форума Diesel.elcat.kg:
Громкое дело
Любить так любить, кидать так кидать
Пища для размышлений
После рака кулаками не машут
Цветы на олимпе
Самые успешные и привлекательные
Все деньги мира
Гейтс уже не первый
Список миллиардеров Forbes составил уже в 32–й раз.
Богатые соседи
Отдыхай
куда пойти
Авто
Автоинспектор оштрафовал своего напарника
Поздравление от ГУОБДД
Хотя бы по понедельникам...
На грани вымирания
Опасно и бессмыcленно
Женева–2018: от обычных машин к летающим
BMW Х3 vs Audi Q5
Хронометраж
Когда деревья были большими
Вечный зов
Погибли в Крыму
Символ памяти — Аджимушкай
Никто, кроме нас
От Москвы до Бреста
Ошибку исправили
Непрошедшее прошлое
Ошибка Поэта
Вернисаж настроения
Просыпайтесь, бишкекчанки!
Женское — мужское
Инь-Ян
Музыка любви
Библиобус
Ужасы вечной жизни
Белогвардеец Назаров снова в Бишкеке
Из Татарстана, с любовью к Айтматову

Метеосводка по Бишкеку
 на 30.12.2022
атмос. давление 705 мм
относит. влажность 69 проц.
радиационный фон 31.12.2022 мкР/час

 на 8.25
восход 17.28 заход -6...-8
ночью -1...+1 днем 1

Учетный курс валют
 на 30.12.2022
85,73
92,10
1,215
0,122
10,10



Ошибка Поэта
Серьезно ошибся выдающийся бишкекский поэт Александр НИКИТЕНКО (1948–2014). Перед трагическим уходом в мир иной он обратился к своей музе с жутковатым предсказанием: вот, мол, сделал всего за год еще четыре книги, но ты скоро от меня сможешь отдохнуть. Однако отдыхать никитенковской музе не придется. На днях к 70–летию поэта выходит составленный его вдовой Любовью Федоровной солидный однотомник избранных стихотворений за полвека творчества и новейших воспоминаний кыргызстанских, российских и американских поклонников никитенковского творчества. Плюс немало стихов планируется опубликовать в очередном номере «Литературного Кыргызстана». И чем же мэтр Никитенко сегодня матери–литературе особенно ценен?

Маг палиндромонов
    О многих книгах Александра Никитенко мы в “Вечерке” публиковали рецензии под рубрикой “В КУБИКИ БУКВ”, — сами ее придумали.
    Прочтите название этой рубрики слева направо и справа налево. Одинаково? Это и называется палиндромон, наоборотный стих, рачий стих, перевертень.
    Придумывать их сложно. Вот на не очень давнем медиафоруме в столице Беларуси бишкекских журналистов свозили в музеи великих поэтов Якуба Коласа и Янки Купалы. Тамошние устроители мероприятия великодушно похвалили парочку экспромтов–перевертней вечеркинца насчет Коласа и Купалы и насчет самого себя, любимого: И МИНСК С НИМИ, А ВОЗ У ТУЗОВА.
    А у Никитенко таких палиндромонов многие тысячи, он абсолютный чемпион мира по их составлению!
    Факт выдающегося никитенковского первенства подтверждает его последняя прижизненная книга стихов “Небо в нас самих”. Здесь 16 страниц довольно убористого шрифта занимает раздел новейших его палиндромических стихотворений. Не удержаться, чтобы не процитировать маленький шедевр под названием “Русь сур”. И название, и каждая строчка точно так же читаются наоборот: Иго. Родина. Сани. Дороги. // Иго вер. Тут и житу тревоги. // Норов ворона. Норов ворон. // Иго, боги. // Но рок и корон. // Но и он во каков. Но и он.
    А никитенковское тоже вполне шедевральное рачье двустишие–эпиграмма про Иосифа (Сосо) Сталина “О Сосо”? Подавитесь, сталинисты (разумеется, от восхищения лапидарным мастерством): “Сосо — вип–пивосос, Сосо — вор–кровосос!”
    И все это притом что Никитенко — автор полусотни крупноформатных поэм–палиндромонов, прежде всего исторической и ставшей вполне классической “Анархия их рана (он хам — Махно!”).
    На тему Бишкека А.Н. много чего сочинил и опубликовал, типа супердвустишия: “Яко Бишкек шибок я. Яро Бишкек шиб, оря”).
    И даже такой моностих у него есть: “А Луна Бишкек шибанула!”.
    В древности полноправными участниками Олимпийских игр были не только спортсмены, но и поэты. Тоже соревновались друг с другом. Насчет палиндромонов Никитенко заочно победил весь мир и без специальной стихотворной олимпийской программы.
    В 2013–м вышел в свет восемнадцатый в никитенковской поэтической биографии сборник “Переворачиваю мир. Палиндромоны”. Без малого 10 тысяч строк!
    Настолько объемная книга стихов–перевертней нашего земляка–современника уникальна в русской и вообще мировой поэзии. Нечто напоминающее фантастический мировой рекорд по прыжкам в высоту фрунзенца Игоря Паклина с его 2 метрами 41 сантиметром. Или золотую медаль фрунзенской школьницы Светланы Матвеевой на женском шахматном чемпионате СССР среди взрослых. Или “золото” выпускника Кыргосуниверситета штангиста Каныбека Осмоналиева на Олимпийских играх в Москве–1980.
    Никитенко со своим многолетним опытом спортивного журналиста (и чемпиона республики по боксу!) с полным основанием и без ложной скромности говорил, что после выхода в свет этой книги “стал обладателем мирового рекорда, этаким чемпионом планеты в данной области, поэтическим победителем–олимпийцем, чего из истории уже не выкинешь”.
    — И тут мне скромничать ни к чему, не тот случай. Вот я попросту и констатирую успешное взятие собственной самой высокой в мире творческой планки. Самовозвеличивания здесь нет ни на йоту — понимаю, сколь опасно в поэзии самообольщение. Ведь строптивый Пегас еще и не таких скидывал на жесткую почву. Но и самоуничижаться не к месту: моя высота очевидна, надеюсь, мой читатель, вы поймете это, перелистнув последнюю страницу книги “Переворачиваю мир” — моего вклада во славу русской словесности, — подчеркивал Никитенко.
    А тем, кому его галактика палиндромонов якобы надоела, вполне по–хулигански–пушкински отвечал: “Спасибо, критик, за хулу. Когда садился я к столу, как раз тебя имел в виду я: меня прочтешь ты негодуя!”.

Стихи его воссоздают
    Талант — не только качество. Количество тоже.
    Это подтверждают интересные подсчеты никитенковедов. Да, опубликованных палиндромонов у А.Н. великое множество — около 20 тысяч строк. Однако стихов традиционной формы у него обнародовано в разы больше — под все 100 тысяч! И еще немало переводов с кыргызского — от классика XX века Алыкула Осмонова до авангардистов–однофамильцев Рамиса и Акбара Рыскуловых, ныне уверенно претендующих — вместе с Никитенко — на звание кыргызстанских классиков века нынешнего.
    А еще Никитенко не устает напоминать о необыкновенной трудности стихосложения, в котором воплощается триединство: “Это божий дар. Везуха. Изнурительный тренаж”. И только такой поэт может гордо сказать роскошным пушкинско–никитенковским державным ямбом: “Я делаю стихи. Они меня воссоздают. В них есть меня частица”.
    Новация позднего Никитенко — сонет “Себе небес” из палиндромонных строчек. Одна сложнейшая поэтическая форма вписана в другую с безупречными рифмами. И обычных, не палиндромных, чудо–сонетов у мэтра много.
    По самым высоким требованиям к собственному творчеству выходили в свет один за другим сборники его стихотворений. С поэтической географией от айтматовской трагедии в Нюрнберге (“Падают горы, когда угасает звезда. День этот горестный веком явился”) до иронически переосмысленных бишкекских реалий (“я загорал на БЧК под жгучим летним солнцепалом, когда два сельских паренька меня назвали аксакалом”).
    Его мини–поэма о 24 марта “Двадцать четыре” — звонкое эхо “Двенадцати” Александра Блока. “Зашатался госрежим. — Рвем на площадь! Жмем! Бежим! — Вот Гоморра и Содом! — Горцы взяли “Белый дом”! — Президент удрал с поста. Не рискнул пойти в Христа. — Запирайте етажи. Ночью будут грабежи. Лучше цепи на ногах, чем на душах и в мозгах”.
    Бывают странные сближенья. Презентация никитенковского поэтического сборника “Некто я” проходила на кафедре международной журналистики КРСУ не раньше и не позже, как 23 марта 2005–го. Комендант здания ровно в 18.00 попросила пораньше освободить помещение. Мол, в городе неспокойно. Но никто тогда не поспешил разойтись. Притягивает высокая поэзия, знаете ли, не отпускает.
    В книгах Никитенко — замечательные стихи о родной Лебединовке и родном Бишкеке, его парках, скверах, стадионах, улицах.
    Даже о главной водной артерии нашего мегаполиса, о Большом Чуйском канале: “Спасибо тем, кто строил БЧК! Здесь моя Волга и моя Ока, моя Нева — неважно, что пока по берегам растительность дика, — нет набережных здесь и парапетов. Родные реки есть у всех поэтов”.
    Первые его пять книг изданы еще во Фрунзе в 1979–1991 годах. На следующих пятнадцати на титульных листах значится “Бишкек”.
    Ностальгия по Фрунзе советской эпохи сквозит в никитенковской Бишкековиане: “Все бегут в Европу и в Израиль, оказавшись вне духовных сфер. Я же, оскорблен, унижен и изранен, эмигрирую в СССР. Ностальгия, лютая паскуда, гложет от рассвета дотемна. Потому что родом я оттуда, где моя великая страна”.
    Парадокс высокой поэзии в следующем. Принципиальный духовный эмигрант в полустолетнее прошлое, Никитенко с особой силой ощущает реалии XXI века, запечатлевал их, на удивление, сочно. И степные окрестности восточной окраины столицы, и ревущие горные потоки в южных предгорьях, и застывших в бронзе мэтров на бульварах. Поэтично (но и сатирично) даже живописание погруженного в кризисно–энергетическую идиотскую акаевско–бакиевскую мглу микрорайона.

***

    Зачем Никитенко издавал в более чем приличной, а значит, весьма дорогой полиграфии свои поэтические сборники? В советское время это было престижно и полностью за счет государства, сейчас не так уж престижно и полностью за счет автора и его друзей. Ну зачем, когда ужасный век, ужасные сердца? Да просто А.Н. считал своим Долгом нести МАССАМ (еще один его мини– перевертень, как и В ОМУТ УМОВ) дарованное ему Поэтическое Слово.
    О Поэте все можно узнать из его стихов. И даже про унизительно маленькую 100–долларовую пенсию. И про внезапно ударившую по сильному спортсмену, чемпиону–боксеру тяжелую болезнь. И... Впрочем, читайте сами.
    Поэт всегда остается Поэтом. И ультрасовременным тоже. Нисколько не зацикливаясь на печатных книжных изданиях, Никитенко не уставал напоминать: тексты его книг можно найти на популярном сайте www.literatura.kg, подраздел “Поэты, известные в Кыргызстане и за рубежом; классика”.
    Зайдите на сайт, не пожалеете. Это бесплатно.
    Пусть Никитенко ошибется в очередной многотысячный раз. Он же переживал: вдруг когда–нибудь его не будут читать и почитать?

  • похвала перевертням

    Слово самому Никитенко.
        Услышьте его:

        — Чем же, собственно, подкупают палиндромоны? Безграничная благодатная
        (и благодарная!) Вселенная русского языка открывает в своей палиндромонной сути такой искрометный словотворческий космос, который и не снился другим поэтам. Читатель охотно отдается во власть яркой нови слов, вошедших в перевертень, вдруг засверкавший неожиданными гранями смысла или абсурда, а то и потрясающей поэтической образности, емкости, афористичности.
        Эффект мгновенной творческой вспышки, озарения пленит читателя магией, колдовством, волшебными чарами. Приобщение к палиндромону — это чаще всего удивление открытием в родном русском языке поразительных новинок, которых все жаждут.
        А когда таких новинок масса, то мы начинаем испытывать к нашему великому и могучему благодарность на грани благоговения! Мы ведь сами не знаем порой собственного достояния!..
        И здесь–то и кроется большая доля моего оптимизма насчет будущего нашего языка: оно не обойдет нас новыми и новыми большими открытиями и обретениями. Дай Бог! Нехоженые тропы палиндромона таят немало чудес, — по секрету всему свету поведал Никитенко.
    Александр ТУЗОВ.
    Фото автора
    и “ВБ”.

    Версия для печати
    К содержанию номера
    На главную страницу
  • О нас
    Контакты
    Обратная связь
    Гороскоп
    Реклама

    Архив ВБ
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 31        

    Реклама
    Рейтинг
    Реклама
    Designed by: Axenov Vyacheslav
    Programmed by: Voevodin Ilya
    © 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”