№40 (11367)
Среда, 4 апреля 2018 года

стоп! снято!
Открытие новой «Джамили»
В Бишкеке состоялась премьера нового спектакля “Джамиля” по одноименной повести Чингиза Айтматова.
    Произведение, принесшее Чингизу Айтматову мировую известность, впервые было опубликовано в 1958 году в журнале “Новый мир”. Французский поэт Луи Арагон говорил: “Джамиля” — самая прекрасная история любви в мире”. Джамиля — молодая кыргызская женщина, которая наперекор отжившим патриархальным обычаям смело идет навстречу любви.
    Сегодня, когда мы видели–перевидели инсценировки этого произведения в разных театрах бывшего СССР, и Кыргызстана в том числе, когда режиссеры из дальнего зарубежья представили свои киноверсии легендарной повести Айтматова, нас, кажется, трудно удивить, но Ассоль Молдокматовой это удалось. Она преподнесла замечательный подарок всем ценителям творчества выдающегося кыргызского писателя в его юбилейный год. Премьера спектакля “Джамиля”, генеральным продюсером которого и является Молдокматова, состоялась
    29 марта. Неоценимую поддержку оказал проекту клуб влияния “Персона”.
    Автором идеи постановки стала известная актриса Назира Мамбетова. Музыку к спектаклю написал знаменитый композитор Мурат Бегалиев. Режиссер–постановщик Талант Апыев в содружестве с художником–постановщиком Бакытом Тилекматовым оригинально трансформировали небольшую площадку ресторана “Фрунзе” в сценическое пространство, где виртуозно работают трое актеров. Незаметно они меняют оформление каждой следующей картины, используя незатейливые материалы — простой реквизит, предметы быта, часто актеры играют на одной площадке сразу три параллельные сцены.
    Замечательный молодой артист Сабыржан уулу Санжарбек тонко и искренне сыграл подростка Сеита. В советское время образ Сеита воплощали актрисы–травести, но режиссер Талант Апыев смело доверил роль подростка молодому человеку. И тот блестяще справился с поставленной задачей, не переигрывая, с достаточным запасом отроческой энергии.
    Руслан Курманалиев хорошо известен кыргызстанцам по своим ролям в кино, и этот опыт работы оказался весьма кстати. Его Данияр чаще молчит, поэтому актер работает скупыми, но выразительными средствами, которые раньше были лишь в арсенале киноартистов. Партнерша Курманалиева — Айнура Акылбекова в роли Джамили — стала для меня открытием. Я ее не знала и перед спектаклем думала: что нового можно привнести в образ Джамили? Но нет, Акылбекова сыграла Джамилю именно такой, какой она, возможно, и была в реальности. Во всяком случае я восприняла ее Джамилю как реально жившую женщину, которая сначала снижала возрастной порог до девочки–подростка, чтобы запросто общаться с мальчиком–подростком, а потом ей пришлось немало потрудиться, чтобы подняться на уровень высоких чувств Данияра, который был старше и пережил больше, чем она. Актрисе удалось показать возрастные трансформации героини. Мы видели, как поначалу ей не хотелось ничего менять, ведь с Сеитом она привыкла играючи переносить тяготы жизни военного тыла, но встреча с Данияром открыла Джамиле иной характер любви: возвышенный, поэтический. Она ощутила такой высокий градус чувственности, которую не испытала с Садыком, мужем, ушедшим на фронт. Подняться до уровня высоких чувств Данияра — задача перед Джамилей стояла непростая, но ей удалось вознестись на новый качественный уровень взаимоотношений.
    Но и Сеит взрослел. Он видел и понимал, что творится в душах Джамили и Данияра. Только, если они теперь были вместе, Сеит оказался в одиночестве. Поэтому он выплеснул все накопившиеся чувства — страдания, душевную боль в картины, он рисовал Джамилю и Данияра, пытаясь запечатлеть двух дорогих для него людей в момент расцвета их любви.

Гульбара ТОЛОМУШОВА, киновед, член Международной федерации кинопрессы.