Среда, 2 мая 2018 года. №51 (11378) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Культурный слой

Подробности
Апрель стал месяцем удач
Проблемное соседство
Кредит грантом не испортишь
Культурный слой
Романсы о любви в 76? Легко!
«Бакыт» ждут в Оберхаузене
Теплый ветер Кыргызстана в России
Не дружить, а понимать и исследовать
Здравпункт
Вот уж язва!
Гречка может нанести вред здоровью
На старте он тихий
Зона беды
Таможня дала добро... контрабанде
Шесть килограммов героина
Задержан псевдочиновник
Кто предотвратит рейдерский захват горных ущелий?

Метеосводка по Бишкеку
 на 26.06.2020
атмос. давление 687 мм
относит. влажность 20 проц.
радиационный фон 27.06.2020 мкР/час

 на 5.24
восход 20.44 заход +19...+21
ночью +29...+31 днем 1

Учетный курс валют
 на 26.06.2020
75,61
83,93
1,031
0,1629
9,00


стоп! снято!
Не дружить, а понимать и исследовать
“Самый сенсационный фильм фестиваля”, — так на завершившемся на прошлой неделе Московском МКФ представил новый кыргызский фильм “Песнь древа” известный киновед и мой учитель Кирилл Разлогов. И эта оценка дорогого стоит!
    А на днях в Казахской национальной академии искусств имени Жургенова закрылась международная научно–практическая конференция “Современное киноискусство в контексте духовного возрождения”, посвященная 70–летию киноведа, педагога, основоположника профессионального киноведения в Казахстане Бауыржана Ногербека. Он был образцом служения выбранной профессии. С Ногербеком всегда было очень интересно беседовать, но он давал и чисто практические советы. Говорил, что киноведу и кинокритику лучше не дружить с режиссерами, а исследовать их творчество. В целом же важно знать историю кино своей страны, понимать все, что происходит в современном кинопроцессе, и серьезно заниматься его исследованием.
    Бауыржан Ногербек взрастил в Казахстане целую плеяду киноведов и кинокритиков. В одном из интервью он говорил: “Художник — это человек, который хочет рассказать о мире, как он его понимает. И в этом плане мне симпатизирует творчество Адильхана Ержанова. Может быть, он говорит горькие вещи, но говорит о том, что думает, причем это воспринимается как что–то оскорбляющее, но это не так. С началом новой казахской волны было то же самое. К примеру, фильмы Серика Апрымова воспринимались в штыки. Это картины, которые показывают в нашей стране те глубокие социальные и нравственные сложности, в которых мы оказались...”. Кстати, два новых фильма Адильхана Ержанова были включены в программы Московского и Каннского фестивалей. И это большой успех современного казахстанского кино!
    Гостями конференции в Алматы стали Кирилл Разлогов, Валерий Фомин, другие киноведы, которые провели мастер–классы. Темой моего мастер–класса стал вопрос стабильного интереса кинематографистов разных стран к творчеству Чингиза Айтматова. В год 90–летия писателя и за рубежом, и в Кыргызстане планируется много памятных мероприятий. В рамках 40–го ММКФ в Москве были организованы спецпоказы, посвященные юбилею. В Минске на белорусском языке издан “Буранный полустанок”.
    В Кыргызстане режиссер Бакыт Карагулов приступил к документальной ленте “Мир Айтматова. Мир без Айтматова”. А Артык Суюндуков работает над художественным полнометражным фильмом “Шамбала” по “Белому пароходу”.
    Я сделала доклад на тему совместного производства кыргызских и российских кинематографистов. Имеет смысл вспомнить, какие фильмы были сняты в сотрудничестве с россиянами. Первая кыргызская игровая полнометражная картина — “Салтанат” Василия Пронина в 1955–м снята кинематографистами “Мосфильма”. Все натурные съемки проходили в Кыргызстане, а павильонные и монтажно–тонировочный период — на “Мосфильме”. В последующие годы Кыргызстан и Россия, будучи советскими республиками, осуществили совместные постановки, например, “Первого учителя” в 1965–м и “Ранних журавлей” в 1979–м.
    После распада СССР наше сотрудничество не прекращалось. Результатом стал весомый список интересных фильмов. Это картины кыргызстанца Нурбека Эгена, которого активно поддерживали российские продюсеры Евгения Тирдатова и Петр Черняев. Фильмы россиянки Елизаветы Стишовой, которая сначала работала на бишкекской киностудии “Айтыш–фильм”, в качестве режиссера входила в состав съемочной группы “Курманджан датки”, а затем сняла на кыргызском материале две игровые ленты: короткометражную “Чайку” и полнометражную “Сулейман–Тоо”. Другая россиянка Мария Гуськова за свой кыргызский короткометражный фильм “Возвращение Эркина” получила третий приз одного из конкурсов на Каннском фестивале.
    Вышедший в марте фильм “Песнь древа” можно уверенно назвать первым полновесным совместным кыргызско–российским фильмом. Финансовый вклад обеих сторон равен 50 процентам от общей суммы бюджета картины в триста тысяч долларов. В рамках 40–го МКФв Москве “Песнь древа” демонстрировалась в официальной внеконкурсной программе “Спектр”.
Гульбара ТОЛОМУШОВА, киновед, член Международной федерации кинопрессы.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”