№68 (11395)
Вторник, 12 июня 2018 года


От формализма — к доверию
Эксперты Института политики развития предлагают внести в законодательство ряд поправок, которые будут способствовать развитию регионов.
    —Наши предложения подкреплены практикой многолетнего делового общения с администрациями и населением различных регионов страны, — говорит председатель правления Института политики развития Надежда Добрецова.
    Ряд поправок, по мнению экспертов, следует внести в Бюджетный кодекс и отраслевые законы. Цель — придать бюджетному календарю органов МСУ самостоятельный, независимый от республиканского бюджета характер. Одновременно надо изменить систему расщепления доходов между республиканским и местными бюджетами. Кстати, это требование предусмотрено в Концепции развития межбюджетных отношений в Кыргызстане на период 2016–2019 годов, однако до сих пор не реализовано. В частности, не помешало бы передать в местный бюджет 100 процентов доходов по подоходному налогу, считают эксперты.
    Для финансовой поддержки слабо развитых регионов существуют выравнивающие гранты. Вот только, подчеркивают эксперты, действующая методика расчетов (она утверждена в 2011 году) сложна и непрозрачна, что дает возможность манипулировать цифрами. Да и органы МСУ эта методика отнюдь не стимулирует пополнять местную казну собственными усилиями, искать дополнительные источники доходов.
    В последние годы много говорят о делегировании некоторых государственных полномочий на местный уровень, финансировании данного процесса. Тем не менее до сих пор действует лишь временная, весьма туманная методика расчета трансфертов. Пока не будет четкой и прозрачной формулы расчетов, выделение средств так и останется субъективным, то есть по усмотрению госчиновников Минфина. Что усиливает коррупциогенность принимаемых решений, а это недопустимо.
    На местах важно не только всячески способствовать росту доходов, но и регулярно использовать общественный мониторинг, привлекать граждан к управлению делами сообщества. Это повысит доверие населения к органам управления, расходование бюджетных средств станет более заинтересованным и эффективным. Проекты методики проведения общественных слушаний, расчета муниципального индекса бюджетной прозрачности уже разработаны. Хорошо бы они не застряли на долгие годы в бюрократических столах.
    Думать надо не только о сегодняшнем, но и завтрашнем дне, считают эксперты Института политики развития и предлагают сформировать фонд национального благосостояния. Дело в том, что доходы от недр — это разовые поступления невозобновляемых источников национального богатства. Надобно учитывать, что принадлежат они не только ныне живущим, но и будущим поколениям. А потому часть этих доходов должна резервироваться в виде инвестиционного капитала, дабы иметь средства на суперактуальные проекты в сфере науки, передовых технологий. Справедливо, спору нет. Надо признать, что сегодняшние доходы от недр расходуются порой неразумно, а попросту говоря, банально проедаются.
    В пакете предложений от экспертов Института политики есть немало и других ценных советов. Они касаются кадровой политики и предполагаемой административно–территориальной реформы, взаимодействия органов МСУ с общественными ассоциациями и союзами. А еще необходимо автоматизировать управленческие процессы. Их в аппаратах МСУ великое множество — предоставление в аренду или отчуждение земли и объектов муниципального имущества, социальная защита, сбор и учет налоговых и неналоговых платежей... И все это ведется простым, механическим способом, занимает огромную долю рабочего дня и мешает делу. Словом, селам, особенно отдаленным и труднодоступным, для полноценного развития необходимы внимание и поддержка со стороны государства, в том числе на законотворческом уровне.

Зинаида СОРОКИНА.