Вторник, 12 июня 2018 года. №68 (11395) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Культурный слой

Подробности
Допрыгались!
По Манаса с ветерком
Высокая опасность локальных ливневых дождей
Правопорядок
Меняются лишь лица
Земля уходит из–под ног
Укатил по подложному паспорту
Зона беды
При пожаре погиб человек
Свой сотрудник обокрал гипермаркет на миллион с лишним
Зеки зашили себе рты
Застрелился на посту
Год регионов
От формализма — к доверию
Маршрут в будущее
По Канту ни проехать и ни пройти
Культурный слой
Молодых кыргызских пианистов ждут в Москве
Будущее СНГ — в руках молодежи
Предсказание Мурзы Гапарова
Три смерти на трассе
Одна маршрутка столкнулась с трактором...
...а другая маршрутка — с легковушкой
Сбил насмерть и скрылся

Метеосводка по Бишкеку
 на 26.06.2020
атмос. давление 687 мм
относит. влажность 20 проц.
радиационный фон 27.06.2020 мкР/час

 на 5.24
восход 20.44 заход +19...+21
ночью +29...+31 днем 1

Учетный курс валют
 на 26.06.2020
75,61
83,93
1,031
0,1629
9,00


стоп! снято!
Предсказание Мурзы Гапарова
В Бишкеке прошла премьера фильма Геннадия Базарова “Соленая долина”, поставленного по одноименной пьесе Мурзы Гапарова.
    Пьесу Гапаров написал в первой половине 80–х годов XX века. Как ему удалось во времена брежневского застоя предвосхитить ситуацию в независимом Кыргызстане второй половины десятых годов XXI века?
    Базаров объясняет, что в XX веке все проявления деградации человека были очевидны, в наше же время люди практически деградировали. Безнравственность торжествует во всем. А Чингиз Айтматов говорил, что “безнравственность страшнее войны”.
    Гульсина Чотонова, дебютировавшая, сыграв Карагыз в одноименном фильме Базарова в 2003–м, выросла в потрясающе разноплановую актрису! Если в “Карагыз” она создала драматический образ–символ немой и немощной девушки, то в “Соленой долине” представила портрет поколения потребления. Гульсина сыграла молодую женщину–хищницу Дарику, охотницу за дяденьками с тугими кошельками. Она из тех, кто без зазрения совести вырвет кусок счастья из чужого рта, то есть уведет потенциального спонсора. Это поколение выросло в условиях безысходности, но сделало вывод: чтобы сладко жить, нужно уметь поворачивать в свою пользу любую ситуацию. Первое время Дарика позволяет ухаживать за собой заезжему парню Темиру (Уланбек Султангазиев), у которого только одна мысль — сделать деньги здесь и сейчас. Образ Темира — воплощение молчаливого ведомого большинства, которым легко манипулируют.
    Назира Мамбетова играет тот же тип женщин–охотниц, но ее героиня — уходящая натура. Это стареющая актриса, хватающаяся за любую соломинку, чтобы оставаться на плаву мутной тины, в которой чувствует себя весьма вольготно. Артистка в шоке, когда видит свою протеже, нахально виляющую задом, удаляющуюся с влиятельным с мужчиной, коего народная артистка считала “другом”. Великолепный Марат Алышпаев сыграл небольшую роль знаменитого режиссера, для которого каждый шаг на земле праздник, ибо он легко идет по трупам к сладкой жизни. Народной артисткой героиня Мамбетовой стала благодаря тому, что в нужный момент вошла в нужный дом — виллу тогдашнего президента Караева. Вошла простой актрисой, вышла народной. Президент посмеивается:
    “Надо было еще раз зайти, вышла бы с орденом”.
    Замир Сооронбаев сыграл холеного экс–президента, живущего воспоминаниями прошлого, когда все ниточки управления страной были в его руках. Упивается собой, по–прежнему считает себя королем, которому все сойдет с рук.
    Но какой президент в первой половине 80–х XX века в Кыргызстане? Тогда такое и представить было невозможно! Вдова Мурзы Гапарова Галина Гапарова рассказала Елене Баялиновой, бывшему редактору “Кыргызтелефильма”,что идея “Соленой долины” пришла из его сна, в котором автор кого–то убил: “Это было настолько ярко, что он проснулся утром с ощущением совершенного преступления, в котором осталось только пойти и признаться”.
    Главный герой пьесы — благообразный мужчина средних лет Дамин, считающий, что убил любовника жены, работает в Соленой долине, куда приезжают на лечение. Земля здесь якобы целебная, а лечение заключается в том, что люди часами лежат под палящим солнцем в вырытых для них ямах–могилах до головы засыпанные землей. Бывший президент и стареющая актриса — тоже клиенты Дамина, который, как ни странно, не берет с них денег за обслуживание. Не берет денег и Рабия — женщина, носящая им еду. Образы Дамина и Рабии являются ключевыми в понимании ситуации раздрая, царящего везде и вносящего сумятицу в души. Они считают себя грешными, замешанными в неблаговидных делах сильных мира сего. Берут на себя ответственность за все безобразия, творящиеся вокруг, винят за несовершенные преступления. Но единственная их вина в том, что жили и дышали одним воздухом с безнравственными людьми.
    Сакын Карабаев (Дамин) и Джамиля Сыдыкбаева (Рабия) создали образы чистых, но наивных людей. Они не знают, какую еще жертву принести, чтобы ситуация всеобщей безнравственности начала меняться. И в момент, когда, кажется, что их усилия тщетны и они рыдают от собственной беспомощности, начинается благодатный ливень очищения, призванный смыть всю грязь и подарить надежду на лучшее будущее.
Гульбара ТОЛОМУШОВА, киновед, член Международной федерации кинопрессы.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”