№100 (11427)
Пятница, 24 августа 2018 года


Пусть политика зазеленеет. Но не от долларов
Любить природу Кыргызстана призывает председатель Партии зеленых, экологический омбудсмен Эркин БУЛЕКБАЕВ. Общественный деятель считает, что решение экологических проблем в самое ближайшее время должно стать мейнстримом государственной политики. Он обратился к президенту Сооронбаю Жээнбекову с предложением объявить 2019–й Годом экологии, разработать пятилетнюю программу по охране окружающей среды и провести в 2022 году юбилейный Бишкекский глобальный горный саммит.

Победить коррупционное зло
    Весной и летом текущего года члены Партии зеленых пытались противостоять массовой вырубке деревьев в Бишкеке. Мирные акции протеста под лозунгом “Мы задыхаемся!” стали ответной реакцией активистов на уничтожение около трех тысяч зеленых насаждений. Так активисты попытались донести до представителей власти простую мысль — бишкекчане против того, чтобы столица окончательно трансформировалась в бетонный лабиринт.
    — К сожалению, митинги не были многочисленными, хотя проблема касается всех бишкекчан. Общественность перестала активно реагировать на события, связанные с разрушением экологии. Но, думаю, что это вовсе не значит, что жители нашей страны стали равнодушными к разрушению среды обитания. Просто они чувствуют себя бессильными что–либо изменить, — сетует Эркин Булекбаев.
    Живой интерес к вопросам сохранения окружающей среды у простых граждан нашей страны остался, уверен активист. Такие выводы можно сделать уже по тому большому количеству интернет–посланий властям, которые кыргызстанцы оставляют в социальных сетях, становясь свидетелями нарушения экологического законодательства.
    — Это сигналы для компетентных государственных органов, на которые, к сожалению, далеко не всегда реагируют. Ситуацию в экологической отрасли в Кыргызстане сегодня можно характеризовать как сознательно организованную неразбериху в интересах отдельных чиновников, в результате чего наносится колоссальный ущерб природе и государству. Экологическая сфера все еще остается одной из наиболее коррумпированных. Еще в 2016 году рабочая группа по контролю за реализацией антикоррупционной стратегии при Совете обороны выявила 8 коррупционных зон и 32 коррупционных риска только в Государственном агентстве охраны окружающей среды и лесного хозяйства (ГАООСЛХ). Не думаю, что за два года ситуация сильно поменялась, — отмечает экологический омбудсмен.
    О коррумпированности лиц, наделенных полномочиями по охране природы, множество раз писали отечественные СМИ. Фигурантами скандальных публикаций становились и бывший руководитель ГАООСЛХ, и сотрудники природоохранного ведомства. Достаточно вспомнить эпизод о нанесении ущерба от вырубки 16 гектаров арчового леса, вымогательства сотрудником того же ведомства 15,4 тысячи долларов за выдачу разрешения на охоту на архаров и горных козлов (перед задержанием он успел сжечь полученные в качестве взятки деньги), а также криминальную историю о завышении цен на услуги и материалы при строительстве Верхне–Нарынского каскада ГЭС, в том числе услуг (249 тысяч долларов) компании “Чуйская экологическая лаборатория” (ЧЭЛ), принадлежащей директору Центра госрегулирования в сфере охраны окружающей среды и экобезопасности ГАООСЛХ. Никто не понес наказания и не привлечен к ответственности.
    — На сегодня борьба с коррупцией в приоритете. “Зеленые” полностью поддерживают все инициативы главы государства в этом направлении. Мы надеемся, что они коснутся и экологической отрасли. То есть бесценные ресурсы — чистая вода, воздух и земля — будут впредь использоваться в интересах будущих поколений, страны и каждого отдельного ее жителя, — говорит Булекбаев.
    По мнению общественного деятеля, чтобы навести порядок в экологической отрасли, нужно также упорядочить деятельность неправительственных организаций.
    — Проблемы экологии нередко становятся спекулятивным товаром для тех, кто создает всевозможные НПО, нацеленные якобы на охрану окружающей среды. На деле получается, что ссылки на экологию нужны только для того, чтобы осваивать гранты. Через них проходят большие деньги, а результат нулевой. Мы предлагаем создать реестр неправительственных организаций, занятых в сфере охраны природы. Пусть они открыто отчитываются о своей деятельности, чтобы люди понимали, кто и что делает для экологии республики, — призывает Булекбаев.

Чистая природа — экономическое преимущество
    Кыргызстан всегда активно участвовал в деятельности мирового сообщества по сдерживанию глобальных экологических угроз и изменения климата. Во всяком случае, на бумаге.
    За годы независимости было ратифицировано шестнадцать международных экологических конвенций и протоколов, принято более десяти национальных программ и реализовано множество проектов в области охраны окружающей среды. Однако все без толку, поскольку эта активность большей частью декларативного характера.
    На деле же уникальные природные ресурсы республики приносят в жертву бизнесу — законному и криминальному. Печальные результаты такого потребительского отношения к окружающей среде экологи уже оценили.
    Так, беспорядочный выпас скота, вырубка лесов привели к значительному сокращению их площади, прекратилось самовосстановление лесов, 70 процентов пастбищ подверглись дигрессии, 85 процентов сельскохозяйственных угодий эрозионно опасны. Засоление и эрозия почв снижают биологическую и экономическую продуктивность земель, угрожая получению стабильных урожаев.
    Иностранная охота и браконьерство наносят колоссальный ущерб живой природе, она стала объектом обогащения. Под угрозой исчезновения находятся 92 вида животных, 65 видов растений, уже исчезло 11 видов животных. Угрозам загрязнения подвергаются водоемы, особенно в местах горной добычи. Серьезное опасение вызывает жемчужина Кыргызстана — Иссык–Куль — из–за увеличивающегося загрязнения акватории отходами и химическими веществами.
    Все чаще отмечаются массовые нарушения в заповедных зонах. Так, уникальный заповедник “Сары–Челек”, включенный в 1979 году в международную сеть биосферных заповедников, а в 2016 году — в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, был превращен в коммерческий объект. В связи с этим все полученные им высокие международные статусы под угрозой лишения. Работники заповедника пытались изменить ситуацию, боролись с беспределом чиновников. Однако эти усилия привели к тому, что уволили самих недовольных подобным положением дел.
    — Таких примеров немало, и говорят они только об одном: защита окружающей среды сегодня в Кыргызстане не может устоять перед давлением со стороны лиц, озабоченных только коммерческими интересами и личным обогащением. Это еще раз подтверждает то, что государственные экологические органы страны не справляются с возложенными на них обязанностями. Отдельные направления природоохранной деятельности полностью провалены, и в целом — множество упущений, что не раз отмечали эксперты, — констатирует Булекбаев.
    Он убежден, что сегодня государственная политика должна строиться с учетом того, что в ближайшей перспективе только чистая окружающая среда может считаться залогом экономической успешности регионов.
    — Кыргызстан обладает запасами пресной воды, дефицит которой сегодня в мире испытывают более двух миллиардов человек. Это стратегическое преимущество с точки зрения региональной политики и экономики. На собственные нужды используем лишь 20 процентов, остальная вода идет к соседям. По данным НИСИ КР, трансграничная зависимость водных ресурсов Казахстана составляет 42 процента, Узбекистана — 77 процентов, — объясняет активист Булекбаев.
    Еще одна отличительная особенность нашей страны — богатый природный рекреационный потенциал и нетронутые ландшафты. Кыргызстан входит в число 200 приоритетных экологических регионов планеты, здесь произрастает около 2 процентов видов мировой флоры и обитает более 3 процентов видов мировой фауны, некторые виды растений и животных относятся к эндемикам.
    — Перед мировым сообществом и государствами сегодня стоит задача сохранить все эти бастионы биологического разнообразия — островки неизмененной земли. Это непросто сделать, если продолжать пренебрежительно относиться к родной природе. Вместе с тем, сохранив экосистему, мы сможем сделать нашу страну планетарным оазисом и плодопитомником, объявить Кыргызстан зоной органического сельского хозяйства, страной экологически чистых продуктов, свободной от ГМО. Это будет прорывным страновым брендом на мировой арене, — убежден лидер Партии зеленых.
    “Зеленые” нашей республики считают, что в случае, если президент Сооронбай Жээнбеков объявит следующий год Годом экологии, это решение кыргызстанцы массово одобрят. В подтверждение своей уверенности на этот счет Булекбаев и его единомышленники готовят специальное исследование, проводимое на постоянном экомониторинге страны.
    — Партия организовала рассылку писем с текстом экологического воззвания и анкетой. Вопросник составлен так, что по ответам мы может оценить осведомленность кыргызстанцев о проблемах экологии, заинтересованность в реализации природоохранных инициатив и готовность активно защищать окружающую среду. Мы отправили около 13 тысяч таких писем, адресованных всем государственным органам, органам местного самоуправления, учреждениям образования, общественным организациям и другим учреждениям во всех населенных пунктах страны. Первые данные опроса уже есть: граждан все более волнует проблема экологической безопасности и принимаемые меры по охране окружающей среды. Это убеждает нас еще раз, что инициатива, которую мы продвигаем, полностью соответствует социальному запросу населения, — заверяет Эркин Булекбаев.

Услышь нас, ШОС!
    Эркин Булекбаев и его единомышленники считают, что борьба за светлое экологическое будущее должна проходить не только на национальном уровне.
    — Экосистемы стран Центральной, Южной Азии и евразийского пространства тесно связаны. Это означает, что добиться каких–либо ощутимых и устойчивых результатов в части решения экологических проблем, противостоять вызовам, связанным с глобальным изменением климата, можно лишь совместными усилиями. Поэтому мы обратились с инициативой об объявлении 2019 года Годом экологии к главам государств ШОС и ряда других стран, — говорит экологический омбудсмен КР.
    Активисты считают, что если инициативу поддержат, то это даст хороший импульс природоохранному сотрудничеству с соседними странами, где требуются кардинальные меры в связи с угрозой почти полной потери ледников к 2100 году и существующими рисками от радиоактивных захоронений. Кроме того, это будет способствовать реализации концепции сотрудничества в области охраны окружающей среды стран — членов ШОС, принятой в Циндао в июне текущего года, развитию “шанхайского духа” сотрудничества для обеспечения региональной экологической безопасности.

Александра ВАСИЛЬКОВА.
Фото Сергея МЕДВЕДЕВА.