Пятница, 19 октября 2018 года. №124 (11451) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Миграция

Парламентарно
Кадры решают всЁ
Зри в недра
Трагедия Джеруя: владелец лицензии планирует заложить месторождение российскому банку
Зеленый форум
Под нашим солнцем все растет. Но...
Клинический диагноз
Таблетка в законе
Черный вопрос
Кара–Кече — путешествие длиною в день
От производителя до потребителя: из чего складывается цена на топливо?
Миграция
Когда за рубежом и стол, и дом
Недетский вопрос
Пенсионеру в три раза сократили срок за сексуальные домогательства к девочке
Наташу развращал отец ее подруги
Как защитить ребенка от насильника?
Особый случай
Готовьте пациента. Мы прилетим
Хроника расследований
Машина с отметиной на боку
Откупились
Международное заключение
Эра милосердия
Только через боль
Нигяр еще может выжить
Точки сбора интернет–форума Diesel.elcat.kg:
Громкое дело
Рэкет против своих
Большие беды от крупной наличности
Наши за границей
В Афинах не хватает снега, а в Мельбурне — солнца
Стоп, снято!
Соблазнительная «Аврора»
Финансовый сектор
Золотого цеха не будет. Пока
Жилье мое
Ипотека дешевеет: ждать или брать?
Почти как в СССР
Авто
«Ред Булл» хочет вернуть Квята. А стоит ли ему возвращаться?
«Феррари» проиграли титул
Болид Turbinator–2 установил новый мировой рекорд скорости
Audi изменит логотип
Skoda готовит маленький кроссовер
Названа дата дебюта самого быстрого McLaren
PORSCHE пустит в серию 911 SPEEDSTER
Отдыхай
куда пойти
Ваш выход
В Belcanto запоет любой
Залкара ждут в Милане
Бусинки, на сцену!
Непрошедшее прошлое
Музыка слова Ирины Кузнецовой
Хронометраж
Горе без ума
Огни премьеры
Когда нас не будет, нас будут играть на Земле
Вызов горе
Наши идут на великую Чогори!
Акция "ВБ"
Тест на доброту
Не подливать алкоголя в огонь

Метеосводка по Бишкеку
 на 30.12.2022
атмос. давление 705 мм
относит. влажность 69 проц.
радиационный фон 31.12.2022 мкР/час

 на 8.25
восход 17.28 заход -6...-8
ночью -1...+1 днем 1

Учетный курс валют
 на 30.12.2022
85,73
92,10
1,215
0,122
10,10



Когда за рубежом и стол, и дом
По неофициальным данным, за границей сегодня работают свыше миллиона наших соотечественников. Их переводы — это треть ВВП республики. Как долго Кыргызстан сможет рассчитывать на подобную экономическую поддержку? «Вечерка» разбиралась в ситуации.

Что манит вас в краю далеком?
    Наши соотечественники едут в другие страны по одной причине: на родине сложно устроиться на работу с адекватным заработком.
    — От молодых специалистов после университета сразу требуют профессиональный стаж 3–5 лет. Откуда им его взять? Маразм просто. Или зарплата для мужчины в 20 тысяч сомов. Как на эти деньги прокормить семью? Даже если есть своя квартира, а жилье ведь имеется не у каждого, такой зарплаты ни на что не хватит. За ребенка заплати, еды купи, коммуналку оплати. На хорошую работу только по знакомству устроиться. А если нужных связей нет? Все — сиди на низкооплачиваемой работе. Причем даже эти копейки выдают в конвертах. То есть социальная защищенность нулевая, отчислений по пенсии нет, про премии и думать нечего, — возмущается Чынгыз Абдраев (имя изменено по просьбе собеседника).
    Мужчина трудится за границей уже много лет. Чтобы обеспечить семью, он еще в начале двухтысячных годов уехал на заработки в Москву. Устроился в крупную обувную компанию разнорабочим.
    — Повезло: работал и учился новой специальности прямо на фирме. Меня повысили уже на второй год работы. В итоге по воле случая, ну и благодаря работе над собой дорос до менеджера по снабжению. Считаю, там (в Москве. — Прим. автора.) карьерный рост есть у всех. Даже простой дворник может подняться по ступеням и стать, к примеру, главным по участку. Для трудяг, впрочем, главное, что любое повышение выражается в денежном эквиваленте — растет зарплата, — говорит он.
    До вступления КР в ЕАЭС кыргызстанцы часто работали в России полулегально.
    — Тогда разрешение на работу стоило 18 тысяч рублей. Нужные документы готовили наши же земляки, предприимчивые, но не всегда чистые на руку. В разрешениях на работу указывали неверные данные, например, реквизиты одной компании, в то время как работаешь в другой. Временно регистрировали в квартирах, которые находились в домах, предназначенных под снос. Из–за этого, случалось, возникали проблемы с российскими властями, — рассказывает мигрант.
    По словам Чынгыза, ему с такими сложностями не приходилось сталкиваться.
    — Меня за два года только три раза полицейские останавливали на улице. Задают вопросы, если можешь адекватно ответить, отпускают и денег не берут, — вспоминает он.
    Сейчас, говорит Чынгыз, стало намного легче. Правовой статус трудовых мигрантов изменился — теперь они трудящиеся ЕАЭС и, как и граждане РФ, могут рассчитывать на все социальные гарантии.
    — Ребята рассказывают, что стало лучше и в плане условий проживания. Когда я приехал в Москву первый раз, помню, что два месяца не мог точно посчитать, сколько человек живет в трехкомнатной квартире. Выходило, что не меньше двадцати шести. Тогда продавали койко–место за 3000 рублей. Бывало, что одно место выкупали два человека — один в ночь работает, другой в день, они даже не пересекались. Сегодня в квартирах уже живут не больше пяти–шести человек. С каждого берут 5–10 тысяч рублей. Всегда есть кто–то, на кого оформлен договор аренды. Он обычно утрясает все вопросы, в том числе с участковым. За отметку перед полицией платят примерно по 2 тысячи рублей с квартиры. Лучше заплатить, иначе будут кошмарить, — рассказывает Чынгыз.
    В Россию мужчина перестал ездить после того, как курс рубля к сому снизился в 2014 году. Работать там стало не так выгодно, как раньше. Сейчас он готовится выехать в одну из восточноевропейских стран.
    — Да, получить визу сложно, но в целом за границей все проще. Приезжаешь, устраиваешься на работу, платишь налоги, страховку — и ты “белый” человек. Медицинское обслуживание, детский сад и школа для ребенка — все без блата, просто потому, что так положено. Чувствуешь себя защищенным. Заработные платы хорошие, можно жить нормально, а не выживать, — резюмирует Чынгыз.

Профсоюз —не панацея
    Между тем трудовая миграция в дальнее зарубежье — это не всегда позитивный опыт. С этим утверждением, думается, согласятся 17 кыргызстанцев, застрявших в турецком городе Анталия, после того как работодатель не выплатил им заработную плату за два–три месяца и отказался покупать билеты на самолет.
    Сейчас наших соотечественников пытаются выручить из этой сложной ситуации. Однако до сих пор непонятно, смогут ли мигранты забрать свое у “кинувшего” их бизнесмена.
    На этом фоне инициатива о необходимости срочно создать профсоюз для кыргызских гастарбайтеров выглядит правильной и нужной. Ее сейчас продвигает правозащитница из Баткенской области Гульнара Дербишева.
    — Права мигрантов, с одной стороны, нарушают работодатели, а с другой — сотрудники полиции, которые проверяют документы. И к ним еще добавляется третья сторона — те же мошенники и дельцы, которые изготавливают поддельные документы. В итоге мигрант, на которого наваливается куча проблем, не знает, к кому обращаться и кого просить о помощи. Но если подобный профсоюз появится, то он сможет защитить их права, — заявила она.
    По словам Дербишевой, возможность реализации этого проекта уже обсудили с трудовыми мигрантами из Баткенской, Джалал–Абадской и Ошской областей. На первоначальном этапе предполагается, что члены профсоюза будут ежемесячно оплачивать взносы по 50 сомов. Вначале эти средства планируется расходовать на то, чтобы запустить работу организации, а затем уже пойдут на финансирование деятельности в сфере защиты прав мигрантов.
    Лидер партии “Замандаш” Жениш Молдокматов в интервью “Вечерке” пояснил, что считает, к подобным начинаниям необходимо относиться с осторожностью.
    — Идея хорошая, но не уверен, что ее можно реализовать на практике. Непонятно, на каких правовых основаниях будет работать подобная организация и кого конкретно она сможет защитить? — говорит Молдокматов.
    По словам лидера “Замандаша”, на сегодня официально за рубежом трудятся 800 тысяч кыргызстанцев. Неофициальные данные еще выше.
    — Большая часть едет в Россию. По нашим оценкам, это около 90 процентов от общего миграционного потока. Пятая часть из них заключает трудовые соглашения со своими работодателями. То есть они в принципе защищены по закону РФ, — объясняет он.
    Остальные мигранты работают на основании устных договоренностей. Некоторых российских бизнесменов такое положение дел вполне устраивает — дешевая рабсила и при этом никакой ответственности перед трудягами.
    — При таком раскладе очень трудно помочь обманутым работодателями мигрантам. Не думаю, что инициируемый профсоюз поможет решить эту проблему. Для того чтобы стать более–менее влиятельной, эта организация должна тесно контактировать с органами власти в стране пребывания, сотрудничать с работодателями. Не верится, что фирмы и компании, которые сейчас в устном порядке нанимают наших ребят на работу, захотят как–то участвовать в этом проекте, — резюмирует Молдокматов.
    Кроме того, по мнению председателя партии “Замандаш”, чтобы завоевать доверие мигрантов, инициаторам создания профсоюза необходим четкий и прозрачный механизм сбора членских взносов, их расходования и отчетности по потраченным средствам.
    — Когда–то наша партия активно выступала против создания частного пенсионного фонда для мигрантов. Мы опасались, что фонд соберет деньги с людей, а потом “разорится”, обманув ожидания вкладчиков. Те же сомнения есть и по поводу создания профсоюза, — подчеркивает он.

Смутные перспективы
    В этом году президент Сооронбай Жээнбеков лично принял участие в регулярном форуме соотечественников “Мекендештер”, проходившем в августе на Иссык–Куле. Там глава государства говорил о том, что “наступила пора, когда все вынуждены задуматься о новых перспективах”. Подразумевалось, что пришло время начать рассматривать инвестиционный потенциал трудовых мигрантов под другим углом.
    Сейчас вклад наших соотечественников в экономику республики весьма внушителен. Только денежные переводы мигрантов на родину ежегодно составляют около 2 миллиардов долларов. Правда, средства, что трудовые мигранты, большей частью из России, пересылают в КР, уходят в сферу потребления.
    — Переводы мигрантов — это один из важнейших финансовых потоков, который помогает поддерживать национальную валюту, сохранять устойчивость государственного бюджета для своевременного выполнения социальных обязательств. Однако полагаться на этот источник дохода, по факту никак не зависящий от государства, в будущем слишком рискованно, — считает экономический эксперт Нургуль Акимова.
    По ее словам, в долгосрочной перспективе объем переводов будет снижаться. Это произойдет по естественным причинам. Дело в том, что у вчерашних и сегодняшних трудовых мигрантов постепенно смещаются инвестиционные предпочтения.
    — Со временем часть уехавших на заработки за границу соотечественников предпочитает сменить гражданство. Они хотят получить полный доступ к базовым соцуслугам страны пребывания. Далеко не все ведь возвращаются и открывают на родине самостоятельный бизнес. Многие забирают родных и планируют жизнь уже за пределами КР. Это по понятным причинам меняет и приоритеты расходов. Необходимость переводить деньги на родину в таких случаях отпадает, как и потребность инвестировать сбережения в строительство дома или покупку квартиры в Кыргызстане, — говорит экономист.
    Предотвратить такой вариант развития событий или снизить его негативный эффект можно. Для этого государство должно способствовать укреплению и сохранению связи гастарбайтеров с родиной — они должны понимать, что их проблемы волнуют Кыргызстан, что республика готова отстаивать их интересы.
    — Решение о смене гражданства принимается, только когда человек перестает надеяться на поддержку своей страны. Для предотвращения массового оттока человеческих ресурсов важно увеличивать возможности ассоциативных организаций, укреплять работу дипломатических служб, — считает эксперт.
Александра ВАСИЛЬКОВА.
Коллаж Романа БЯХОВА.
Фото из Интернета.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”