№124 (11451)
Пятница, 19 октября 2018 года


Кара–Кече — путешествие длиною в день
Можем ли мы в связи с постоянными топливными проблемами рассчитывать на собственные запасы? Корреспонденты vb.kg решили получить ответ на этот вопрос, отправившись в Нарынскую область, где в Джумгальском районе расположено знаменитое угольное месторождение Кара–Кече.
    Нарынская область встретила нас бесконечными серпантинами, блеском новых высоковольтных линий и гладью Орто–Токойского водохранилища. Машин, проезжающих в этом направлении, было мало — лишь редкие автобусы да вереницы грузовиков с углем.
    Через несколько часов тряски по бездорожью мы попали наконец в Джумгальский район. В советские годы этот высокогорный регион был одним из передовых по производству животноводческой продукции. Да и сейчас мясо из Нарына считается одним из самых лучших в мире. Одна треть пастбищ республики приходится именно на этот регион.
    Однако к осени большая часть зеленки бывает практически “съедена” скотом. Но и тот, что пасется в предгорьях, не может похвастаться избыточным весом. Основную ставку нарынчане делают не на овец и крупный рогатый скот, а на лошадей. Правда, их табуны в последние годы тоже стали менее впечатляющими. При этом многие сельчане и вовсе вместо скота перешли на выращивание птицы. На огромных площадях свободно разгуливают стада разноцветных индюков и цесарок.
    Основными проблемами остаются дороги, питьевая вода, безработица. Многие из населенных пунктов давно превратились в призраки. Те, где еще теплится жизнь, пестрят саманными домиками, вдоль и поперек изрезанными многочисленными трещинами — результат морозов и частых землетрясений.
    И вот после часа езды по бездорожью наконец показалось Кара–Кече. Земля здесь усыпана слоем угольного щебня. По мере приближения к самому разрезу нам все чаще встречались “плачущие” черной смолой и дымящиеся горы.
    На центральном разрезе корреспондентов vb.kg встретил директор ГП “Кыргызкомур” Канатбек Аширбаев. Он сразу повел нас к главным виновникам многочисленных транспортных заторов — весам, которые показывают груз фуры с топливом.
    — В пик сезона через них проходит в сутки до 400 машин. Поэтому, чтобы избежать застоя фур, мы сейчас устанавливаем вторые весы. Под них уже построена площадка. На данный момент особого ажиотажа не наблюдается. В среднем в день отгружается по 100–120 машин, а ожидание для перевозчиков составляет сутки–двое. Раньше этот срок доходил до четырех дней, — пояснил Аширбаев.
    Учет угля ведется строго. Никто не имеет возможности что–то “подтасовать”. А вот раньше, признаются рабочие, нелегально уходило до 90 процентов машин с углем, фиксировалось лишь 10.
    — Добыча шла варварски. Неудивительно, что этот бизнес породил немало “угольных королей”, включая действующих депутатов ЖК, — поделились сотрудники.
    Сейчас добывают уголь открытым способом — экскаваторы соскребают пустые породы с угольных гор и вынимают из них уголь. Это называется “вскрышными работами”.
    — Уголь здесь повсюду. Например, сейчас мы в прямом смысле стоим на нем, — рассказывает директор “Кыргызкомура”. — По данным еще советских ученых, его количества хватит не на один век. Посмотрите, как он блестит на солнце. Это значит, что уголь “теплый” — хорошего качества. Обилие машин на участке тоже показывает, что перевозчики стараются приобретать именно наш, хотя добычу ведут еще четыре компании. В этом году для полноценного прохождения осенне–зимнего сезона республике необходимо заготовить 2 миллиона 329 тысяч 883 тонны угля. Доля бюджетных организаций — 246 тысяч 409 тонн, населения — 1 миллион 83 тысячи 474 тонны, ТЭЦ — 1 тысяча тонн. Мы планируем добыть около 450 тысяч тонн. И план почти выполнен, — подчеркнул Аширбаев.
    Отпускные цены на месторождении четко фиксированы Антимонопольным комитетом. Из–за этого часто возникают споры с перевозчиками, требующими сделать скидку. Но добытчики не вправе менять установленную сумму — для населения она составляет 1300 сомов за тонну, в Бишкеке уголь Кара–Кече продают с учетом доставки от 3,5 тысячи сомов. На сегодняшний день по республике открыто 630 топливных баз и пунктов реализации угля.
    За последние два года претерпела немалые изменения и база для рабочих “Кыргызкомура”. Старенький вагончик, который выполнял функции совещательной комнаты и столовой, превратился в комфортную зону с комнатами отдыха, оборудованными центральным отоплением. Питание сотрудников формируется с учетом вредного производства и условий высокогорья.
    Единственное, что реально усложняет отгрузку твердого топлива, — непогода. Размытые дороги опасны для груженых фур и техники. Поэтому на время дождей работы приходится приостанавливать и обустройство цивильных трасс для Кара–Кече становится задачей №1.
    Уехали мы из Нарынской области поздно вечером. За окном мелькали огоньки одиноких домов, кое–где разбросанных у подножия гор. Стада медленно возвращались в загоны, управляемые пастухами на лошадях. Было невыносимо тоскливо видеть этот богатый природными сокровищами и обойденный вниманием государства край, чьи возможности для развития и достижения благосостояния вообще не реализованы.

Виктория ГРИГОРЕНКО.
Фото из Интернета.