№124 (11451)
Пятница, 19 октября 2018 года


От производителя до потребителя: из чего складывается цена на топливо?
Снегопад в Бишкеке спровоцировал рост цен на уголь до 4 тысяч 500 сомов за тонну. Хотя, по данным Нацстаткома, всего лишь месяц назад антрацит стоил 3 тысячи 655 сомов. Это ярчайший пример того, как накручивают цены продавцы, пользуясь ажиотажным спросом. И государство ничего с этим поделать не может.
    При этом производители имеют минимальную прибыль от добычи, поскольку как раз им установлены фиксированные цены — 1300 сомов за тонну. Выходит, что в выигрыше от такого расклада только перевозчики и розничные продавцы.
    — По идее цена на черное топливо должна складываться из себестоимости, транспортных расходов и прибыли реализаторов. Если бы доставкой угля занимались не частники, а государство, то его стоимость не превышала бы 2 тысячи 700 сомов, — пояснил эксперт Кадыркан Абдрахманов.
    По его мнению, бишкекчане сегодня переплачивают почти по 2 тысячи сомов за тонну. Существенная сумма, особенно если учесть, что для большинства частных домов этого количества едва ли хватит на зиму, тем более если она будет аномально холодной, как прошлая. И проблема, по словам Абдрахманова, только в том, что сегодня добыча, транспортировка, реализация стратегического продукта отданы в руки частников.
    Продавцы ставят ту цену, которая им выгодна, несмотря на все попытки государства сделать ее социально–ориентированной. Существует множество точек стихийных продаж, поэтому антимонопольное агентство не может на них влиять. И цена на уголь у нас остается сугубо рыночной.
    Абдрахманов считает, что стихийные точки необходимо закрывать. Кроме того, транспортировкой угля должно заниматься государственное предприятие, которое станет монополистом. Вот тогда и цены на уголь будут доступными для населения.
    Кроме всего прочего, частные реализаторы обманывают покупателей. Продают топливо уже расфасованным в мешках якобы по 50 килограммов.
    — Вы не найдете ни одного мешка, который бы вмещал столько угля! Реально в них помещается не более 40 килограммов. Мало того, что завышают цены, так еще и недовешивают, — возмущается специалист.

  • советы от эксперта
        Мы попросили Кадыркана Абдрахманова рассказать читателям “ВБ”, какое лучше всего приобретать твердое топливо, чтобы в доме было тепло:
        — На рынке представлено несколько видов угля — от местных и казахских добытчиков. В столице, например, в основном продают топливо, добытое на севере республики — в Кавакском и Кара–Кечинском разрезах. Оттуда везут бурый уголь. Но по своим характеристикам он сильно проигрывает каменному.
        Лучше всего греет казахский уголь. У нас в продаже можно найти два вида — шабыркульский и “кара–жыра”. Первый по характеристикам хороший, но он содержит маслянистые вещества, из–за которых образуется сажа. Я бы рекомендовал сорт “кара–жыра”, для бытового использования он подходит лучше всего.
        Из местных видов черного топлива эксперт считает наиболее качественным уголь “беш–сары”.
        При этом, отметил Кадыркан Абдрахманов, визуально определить, с какого месторождения топливо и качественное оно или нет, сложно даже специалисту. Для несведущего человека эта задача и вовсе невыполнима. Понять, что купил, можно только после того, когда начнешь топить. Поэтому приходится полагаться на информацию реализаторов или требовать сертификаты, подтверждающие происхождение товара.

  • берем на заметку
        Выбирайте уголь, кусочки которого в диаметре не меньше 25–50 миллиметров, так называемый “орех”.
        Цвет топлива должен быть однородным. Серовато–беловатый оттенок говорит о том, что это пустая порода и гореть она не будет, зато колосники печки забьет. Состав топлива должен быть однородным, много пыли свидетельствует о низком качестве.
        На разрезе “Шарбон” встречается особый сланец. Выглядит он, как уголь, но тяжелее и не горит.
        Местное топливо лучше использовать сразу, оно не дотянет до следующего отопительного сезона.
        Каменный уголь лучше бурого, цвета у него теплотворная способность выше.

  • точки продаж угля
        На территории Октябрьского района уголь можно приобрести в жилом массиве “Токольдош”, станция “Аламедин”. В наличии имеется 200 тонн топлива.
        Уголь марки “кара–кече” продается в дополнительной стационарной точке, расположенной в жилом массиве “Кара–Жыгач” на пересечении улиц Анкары и Достоевского.
        В конце октября дополнительные точки откроются на пересечении улиц Анкары и Эркин, Анкары и Субан–Ата. А также в жилмассиве “Рухий–Мурас” на пересечении улиц Анкары и Ауэзова, в “Кок–Джаре” на пересечении улиц Ахунбаева и Куйручук.
        В Первомайском районе работает три точки по реализации угля на пересечении улиц М.Ганди и БЧК, Профессора Зимы и Архитекторской, Щербакова № 121.
        В Свердловском районе отпускают уголь со склада топливной базы ОсОО “Восход” по улице Достоевского, 1. В районе также действуют точки продажи на пересечении улиц Фере и Орозбекова, Орозбекова и Саадаева, в новостройках “Келечек” и “Ак–Бата”.
        На территории Ленинского района расположены три топливные базы — ОсОО “Ак–Жол” (Мурманская,1), “Торг–Синтез” (Мурманская, 59а), “Беш–Сары” (Мурманская,367). Дополнительные точки открыты по улице Гагарина, 67, 86, в переулке Саранском, 2.

    Мария ИНДИНА.