Среда, 5 декабря 2018 года. №144 (11471) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Синема

Городская черта
Кому 12–й пандус
Бишкеку вернули «отданное»
Ура, сэкономили!
Синема
Браво Мадине и Акылбеку!
«Делбирим»... формула вечной любви
Зона беды
Пьяная любовь
Повелись на дешевизну
Миллионная контрабанда
Гремучий запас — оружие и наркота
Продбезопасность
Урожай. Кто хочет, забирай
Ух, законов громадье
Здравпункт
Честный разговор про ВИЧ
Летчики не остались в стороне
Дружим университетами

Метеосводка по Бишкеку
 на 12.11.2021
атмос. давление 701 мм
относит. влажность 36 проц.
радиационный фон 13.11.2021 мкР/час

 на 7.49
восход 17.41 заход 0...+2
ночью +14...+16 днем 1

Учетный курс валют
 на 12.11.2021
84,73
97,68
1,179
0,1884
11,75


стоп! снято!
«Делбирим»... формула вечной любви
Сегодня, 5 декабря, в кинотеатре “Космопарк” — премьера новой экранизации повести Чингиза Айтматова “Тополек мой в красной косынке”. Фильм “Делбирим” создан при финансовой поддержке департамента кинематографии Кыргызстана и Национального агентства “Узбеккино” при участии продюсерского центра ДАН (Кыргызстан).
    Постановка молодого узбекского режиссера Сарвара Каримова вызвала очень позитивные эмоции. Хотя еще пересматривая трейлер ленты, я отмечала некую зажатость, скованность Мадины Талипбек в роли Асель. Казалось, Мадина начисто лишена очарования. Не одобряла я тогда и выбор актеров–мужчин. Казалось, что Адиз Раджабов (Ильяс) и Улугбек Кодиров (Байтемир) совсем не подходят на свои роли. И почему любимица кыргызстанцев Элина Абай кызы согласилась на роль Кадичи? Она же — стопроцентная Асель! Но так я думала еще до встречи с режиссером картины на МКФ в Ташкенте.
    Каримов сразу пояснил, что роль Кадичи выбрала сама Элина Абай кызы. Ей захотелось воплотить на экране неоднозначный образ женщины–вамп, попробовать себя в новом амплуа.
    C надеждами и сомнениями смотрела я фильм. Все четыре актера прекрасно справились со своими творческими задачами: Элина Абай кызы и Мадина Талипбек показали, что их героини — сильные натуры. Адиз Раджабов и Улугбек Кодиров продемонстрировали героев в моменты кризиса, который один из них преодолевает, оказывая поддержку Асель, а второй остается у разбитого корыта.
    Но есть одно обстоятельство, о котором я думала еще до просмотра. Почему Каримов пригласил актрис из Кыргызстана, а в мужских ролях снял узбекских актеров?
    На МКФ в Ташкенте я была членом жюри двух конкурсных программ короткого метра: национального и международного. Во время просмотра короткометражных лент узбекских режиссеров обратила внимание, что главными героями всех стали только мужчины. Молодые узбекские режиссеры разрабатывают сценарии и впоследствии снимают фильмы, в которых исследуют самые различные проблемы, с которыми сталкиваются узбекские мужчины, юноши и мальчики. А проблемы женщин, девушек и девочек молодых узбекских режиссеров пока не волнуют.
    В “Делбирим” Сарвар Каримов заостряет внимание на внутреннем психологическом состоянии двух героев — Ильяса и Байтемира. Ильяс — импульсивный человек, открыт всем и каждому. Байтемир закрыт, и о своих переживаниях никому не рассказывает.
    Кыргызские же актрисы... На секунду вспомним, что Элина — это ни много ни мало Курманджан Датка из одноименного фильма. Элина не могла окрасить только одной (злобной) краской свою героиню. Ее Кадича не обделена благородными качествами, способна признавать ошибки. Кадича понимает, что поступила безнравственно, и отпускает Ильяса. Трудное решение приходит к ней поздно: Асель уже ушла от мужа.
    А образ, созданный Мадиной Талипбек, словно вышел из реалий сегодняшнего дня. Молоденькая женщина с маленьким ребенком на руках, которой в конце концов судьба преподносит подарок в лице благородного мужчины Байтемира.
    С другой стороны “Делбирим” касается одной из насущных проблем бытия дня сегодняшнего, когда женщины–хищницы находятся в поиске мачо–самца, из которого мечтают сотворить добропорядочного семьянина. Кадича Элины Абай кызы — актуальный образ женщины–вамп, которая при этом имеет еще и доброе сердце. Открытым остается вопрос: тактика преследования чужих мужчин приносит счастье?
    Вообще мы знаем несколько фильмов, снятых по данному произведению Айтматова. В 1961–м вышел “Перевал” Алексея Сахарова. В 1973–м версия Ирины Поплавской “Я — Тянь–Шань”, выпущенная на “Мосфильме”. В 1978–м общественности была представлена турецкая “Красная косынка” Атыфа Йылмаза с кинозвездой Тюркан Шорай. В 2011–м состоялась премьера турецкого же сериала “Красная косынка” (“Подарок судьбы”) Али Билгина.
    Известно, что еще два наших современника мечтают экранизировать эту повесть. Афганец Сыдык Бармак, в 2003–м получивший “Золотой глобус” за картину “Осама”, рассказал мне о своих планах: “Когда умер Айтматов, я перечитал все его произведения, переведенные на персидский. Когда–то давно я, конечно, читал его прозу на русском. Наиболее сильное впечатление произвел “Тополек мой в красной косынке”. Действие ленты я хочу перенести в Афганистан. Сейчас афганцы мечтают о любви!”. С замыслом собственной экранизации живет и Эрнест Абдыжапаров. Свой проект он впервые представил на питчинге в Бишкеке в 2011–м.
Гульбара ТОЛОМУШОВА, киновед, член Международной федерации кинопрессы.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”