Вторник, 5 февраля 2019 года. №14 (11495) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Гастарбайтер

Подробности
Опасений быть не должно
Братство ассамблей
Гастарбайтер
Приоритеты нового посла
Ура, мигрантам назначат пенсии
Такие разные Айка и Айганым
Правопорядок
Кровавое обрезание
Зона беды
Насильник родной дочери
По тонкому льду
Шантажист оказался из бывших
Пожар в мебельноммагазине
Несовершеннолетние истязатели
Спорт-ракурс
Заслужили обед с Эмиром
Главный приз — у Тыныбековой
Марафон длиною в год
ГТО? Это было давно
С интернет–акцентом

Метеосводка по Бишкеку
 на 27.11.2020
атмос. давление 700 мм
относит. влажность 51 проц.
радиационный фон 28.11.2020 мкР/час

 на 8.08
восход 17.30 заход -1...-3
ночью +2...+4 днем 1

Учетный курс валют
 на 27.11.2020
84,51
99,19
1,092
0,1787
11,80


стоп! снято!
Такие разные Айка и Айганым
Посмотрев фильм известного казахского режиссера Жанны Исабаевой “Отвергнутые”, я поймала себя на мысли, что существует разница в понятии борьбы за свои права у двух соседних народов: казахов и кыргызов. Наши кыргызы обычно устраивают показательные протестные митинги.
    В случае когда человек остается один на один со своей проблемой, изо всех сил сражается с обстоятельствами до любого результата — победы или фиаско. То есть наш человек ведет борьбу активно, принимая решения на ходу.
    В одном из интервью, представляя свой проект, Жанна Исабаева сказала: “Отвергнутые” — моя давнишняя мечта, подобные истории я вижу сплошь и рядом. Это фильм о том, как девушка, родившая без мужа, тем самым опозорив семью, через несколько лет возвращается с незаконнорожденным ребенком в родное село”. Жанна подчеркнула, что, с одной стороны, ее героиня должна быть нежной казахской женщиной, выросшей в строгих условиях, с другой — это женщина–воин, готовая бороться за свои права.
    В сентябре 2018–го на Алматинском МКФ после показа фильма “Айка” одна из присутствовавших алматинских журналисток, задавая вопрос режиссеру Сергею Дворцевому, подчеркнула, что, на ее взгляд, это “фильм именно о кыргызской девушке и представляет жизнь именно кыргызских мигрантов в Москве”. Да, Айка — кыргызка, маленькая хрупкая женщина, из последних сил сражающаяся с обстоятельствами за право достойной жизни. Есть у Айки и дерзкая мечта — непременно достичь высот в жизни. У нее пробуждается любовь к ребенку, которого сохранила и родила вопреки всему. Поясню, что забеременела Айка в результате изнасилования милиционером в Москве. В российскую столицу девушка сбежала от бишкекских кредиторов.
    До поры до времени Айка исправно платила проценты. Но что–то пошло не так, и отдавать деньги стало нечем.
    А вот что предшествовало решению 25–летней Айганым — героини “Отвергнутых” — вернуться в родной айыл после семи лет отсутствия?
    У девушки большая семья. Путем невероятных усилий она получила разрешение на учебу в Алматы, там влюбилась в парня, который обещал жениться. Но исчез после того, как Айганыш забеременела. Когда сын Айганым пошел в нулевой класс, возникла ситуация, побудившая героиню принять непростое решение — вернуться домой. Учительница знакомила детей между собой, просила рассказать о родственниках.
    Все с удовольствием рисовали на доске генеалогические древа своих семей, вписывая имена каждого родственника. Когда очередь дошла до Тимура, он вписал мать и себя.
    Учительница заметила, что он не так понял задание, но мальчик ответил, что мама и он — и есть его семья. Над Тимуром смеялся весь класс. Мальчик проплакал весь день, а потом сказал: “Отдай меня в ту школу, где учатся дети, у которых нет семьи”. Айганым успокоила сына, пояснила, что семья у него есть, только сейчас они в небольшой размолвке. Айганым принимает непростое для себя решение вернуться в родное село.
    Но мать и старший брат Кайрат, после смерти отца ставший главой семьи, не принимают Айганым. Женщина со смирением выслушивает упреки, оскорбления, признает ошибки молодости, умоляет разрешить войти в отчий дом. Родня неумолима. Кайрат избивает Айганым на глазах сына. Приют женщине дает школьная учительница, живущая одна и не пользующаяся уважением сельчан. Оправившись от побоев, Айганым вновь и вновь идет к порогу дома, молча ждет, что у матери и брата проснутся родственные чувства, но Кайрат каждый раз жестоко избивает сестру. В очередной раз, видя ее у ворот, он ломает сестре ногу, а потом и вовсе убивает. Тимура хочет усыновить учительница, но мать Айганым заявляет: “Мы своих не оставляем чужим”.
    Жанна Исабаева говорит, что ее героиня — женщина–воин и вместе с тем нежная казашка, выросшая в строгих условиях. Ее смиренный протест действительно можно воспринять как способ борьбы за право войти в родной дом, получить прощение.
    Резюмируя, делаю вывод, что обе картины посвящены борьбе героинь за свой статус — с той лишь разницей, что Айка должна легализоваться в статусе матери, принимающей решение не отдавать ребенка, а Айганым ценой собственной жизни легализует статус сына, который получает право стать членом своей семьи.
Гульбара ТОЛОМУШОВА, киновед, член Международной федерации кинопрессы.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”