на 29.04.2022
 | атмос. давление 697
мм |
 | относит. влажность 32
проц. |
 | радиационный фон 30.04.2022
мкР/час |
на 5.58
 | восход 19.59
заход +9...+11
|
 | ночью +27...+29
днем 1
|
|
на 29.04.2022
 | 83,62 |
|
 | 87,40 |
|
 | 1,012 |
|
 | 0,1083 |
|
 | 12,00 |
|
|
|
стоп! снято!
Такие разные Айка и Айганым
Посмотрев фильм известного казахского режиссера Жанны Исабаевой “Отвергнутые”, я поймала себя на мысли, что существует разница в понятии борьбы за свои права у двух соседних народов: казахов и кыргызов. Наши кыргызы обычно устраивают показательные протестные митинги.
В случае когда человек остается один на один со своей проблемой, изо всех сил сражается с обстоятельствами до любого результата — победы или фиаско. То есть наш человек ведет борьбу активно, принимая решения на ходу.
В одном из интервью, представляя свой проект, Жанна Исабаева сказала: “Отвергнутые” — моя давнишняя мечта, подобные истории я вижу сплошь и рядом. Это фильм о том, как девушка, родившая без мужа, тем самым опозорив семью, через несколько лет возвращается с незаконнорожденным ребенком в родное село”. Жанна подчеркнула, что, с одной стороны, ее героиня должна быть нежной казахской женщиной, выросшей в строгих условиях, с другой — это женщина–воин, готовая бороться за свои права.
В сентябре 2018–го на Алматинском МКФ после показа фильма “Айка” одна из присутствовавших алматинских журналисток, задавая вопрос режиссеру Сергею Дворцевому, подчеркнула, что, на ее взгляд, это “фильм именно о кыргызской девушке и представляет жизнь именно кыргызских мигрантов в Москве”. Да, Айка — кыргызка, маленькая хрупкая женщина, из последних сил сражающаяся с обстоятельствами за право достойной жизни. Есть у Айки и дерзкая мечта — непременно достичь высот в жизни. У нее пробуждается любовь к ребенку, которого сохранила и родила вопреки всему. Поясню, что забеременела Айка в результате изнасилования милиционером в Москве. В российскую столицу девушка сбежала от бишкекских кредиторов.
До поры до времени Айка исправно платила проценты. Но что–то пошло не так, и отдавать деньги стало нечем.
А вот что предшествовало решению 25–летней Айганым — героини “Отвергнутых” — вернуться в родной айыл после семи лет отсутствия?
У девушки большая семья. Путем невероятных усилий она получила разрешение на учебу в Алматы, там влюбилась в парня, который обещал жениться. Но исчез после того, как Айганыш забеременела. Когда сын Айганым пошел в нулевой класс, возникла ситуация, побудившая героиню принять непростое решение — вернуться домой. Учительница знакомила детей между собой, просила рассказать о родственниках.
Все с удовольствием рисовали на доске генеалогические древа своих семей, вписывая имена каждого родственника. Когда очередь дошла до Тимура, он вписал мать и себя.
Учительница заметила, что он не так понял задание, но мальчик ответил, что мама и он — и есть его семья. Над Тимуром смеялся весь класс. Мальчик проплакал весь день, а потом сказал: “Отдай меня в ту школу, где учатся дети, у которых нет семьи”. Айганым успокоила сына, пояснила, что семья у него есть, только сейчас они в небольшой размолвке. Айганым принимает непростое для себя решение вернуться в родное село.
Но мать и старший брат Кайрат, после смерти отца ставший главой семьи, не принимают Айганым. Женщина со смирением выслушивает упреки, оскорбления, признает ошибки молодости, умоляет разрешить войти в отчий дом. Родня неумолима. Кайрат избивает Айганым на глазах сына. Приют женщине дает школьная учительница, живущая одна и не пользующаяся уважением сельчан. Оправившись от побоев, Айганым вновь и вновь идет к порогу дома, молча ждет, что у матери и брата проснутся родственные чувства, но Кайрат каждый раз жестоко избивает сестру. В очередной раз, видя ее у ворот, он ломает сестре ногу, а потом и вовсе убивает. Тимура хочет усыновить учительница, но мать Айганым заявляет: “Мы своих не оставляем чужим”.
Жанна Исабаева говорит, что ее героиня — женщина–воин и вместе с тем нежная казашка, выросшая в строгих условиях. Ее смиренный протест действительно можно воспринять как способ борьбы за право войти в родной дом, получить прощение.
Резюмируя, делаю вывод, что обе картины посвящены борьбе героинь за свой статус — с той лишь разницей, что Айка должна легализоваться в статусе матери, принимающей решение не отдавать ребенка, а Айганым ценой собственной жизни легализует статус сына, который получает право стать членом своей семьи.
Гульбара ТОЛОМУШОВА, киновед, член Международной федерации кинопрессы.
Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
|
|
|
|
|