№17 (11498)
Вторник, 12 февраля 2019 года

стоп! снято!
«Анталийские дьяволята», или Проверка на прочность
Состоялась бишкекская премьера фильма “В поисках мамы — 2. Новые приключения”. После показа на сцену вышла съемочная группа, состоящая только из молодых людей. Ход времени неумолим, и сильные съемочные группы уже формируются из поколения, родившегося во второй половине 80–х — начале и середине 90–х. В фильме лишь одна возрастная (эпизодическая) роль, которую сыграла народная артистка Кыргызской Республики Джамиля Сыдыкбаева. Это близкая родственница новых героев дилогии Мурата и Алии — брата и сестры, оставшихся сиротами в раннем детстве.
    В сентябре 2018–го режиссер Руслан Акун и продюсер Нурбек Айбашов впервые показали свой фильм “Кок–бору”. И вот полгода спустя выпускают новую картину, созданную, как обычно, без господдержки. И что не очень обычно, на 80 процентов снятую в Турции.
    А два года назад в феврале 2017–го Акун и Айбашов представили зрителям Кыргызстана и Казахстана первый фильм дилогии “В поисках мамы”. Он с успехом прошел на экранах двух стран. Получил награду казахской национальной кинопремии “Тулпар” как лучший зарубежный фильм. Согласно официальной информации кыргызских прокатчиков, стал чемпионом отечественного проката.
    Тема поиска матери впервые возникла в ленте Темира Бирназарова “Не плачь, носорог!” в 1994–м. Тема утраты отца и обретения матери двигала и сюжет картины Руслана Акуна “Перегон” в 2014–м.
    Образ матери в фильмах “Перегон” и “В поисках мамы” традиционен. Это добрая, всепонимающая, хлебосольная, улыбчивая женщина. Одним своим появлением она привносит ощущение благодати в смятенную душу ребенка. Без сомнений, таким образом режиссер воплощал утраченный образ матери–родины (читай — Киргизии, женского рода), которая сохранилась лишь в генетической памяти ее сынов. Ибо часть поколения новых кыргызстанцев выросла без материнской ласки. Матери с начала 90–х годов прошлого века выезжали и выезжают за пределы страны в поисках лучшей доли. Не случайно в финале первого фильма дилогии возникает надпись “Посвящается всем детдомовцам”.
    И в финале же образ матери возникает в райском саду загробного мира, где она, напутствуя сына на благие дела и праведную жизнь, ни в коем случае не старается увести за собой. Мальчик обретает мать через возрождение ее зримого образа, который был утрачен в раннем детстве из–за тяжелой травмы, нанесенной отцом–извергом.
    Показателен и образ отца — мастера по изготовлению народных музыкальных инструментов, человека, нашедшего призвание, пройдя сложный период жизни. Отец же в его тяжелый период — фигура регрессивная. Сейчас он просит прощения у сына, оправдывая собственную жестокость. Мол, смерть матери Азамата выбила из колеи, сломала, он стал злым на весь свет и направлял агрессию на маленького сына. А тот в результате побоев частично утратил память, стал эпилептиком, но приобрел феноменальные способности в математике.
    Итак, мальчик Азамат как образ маленького Кыргызстана (теперь мужского рода) с огромным интеллектуальным потенциалом обретает приемного отца в лице молодого мужчины–казаха. Справедливости ради отмечу, герои часто меняются ролями: то один ведет другого, то наоборот. У них идеальные партнерские отношения. Они не могут друг без друга. Триумф тандема мы наблюдаем в Америке, где их досуг скрашивает ТиДжей — неунывающий афроамериканец.
    В картине “В поисках мамы — 2” возникает фигура второго несносного ребенка — старшего брата невесты Данияра Мурата. Девушка Алия в случае свадьбы станет “мамой” Азамата. Несносный парниша Мурат плавно вписывается в ближний круг великолепной троицы Азамат — Данияр — ТиДжей. Возникает квартет “Анталийских дьяволят”. Но несносные молодые люди с честью проходят тест на стабильность и порядочность, доказывают, что уверенно стоят на ногах и их жизненная позиция не пошатнется даже при самом страшном тайфуне. Им уже не важна оценка их действий старшим поколением безответственных отцов, бросивших когда–то сыновей на произвол судьбы. Детдомовские сорванцы выросли с чувством ответственности за свое будущее.

Гульбара ТОЛОМУШОВА, киновед, член Международной федерации кинопрессы.