№23 (11504)
Вторник, 26 февраля 2019 года

стоп! снято!
Актрисы милостью Божьей
В 2019 году в Кыргызстане отметят столетие народной артистки СССР Даркуль Куюковой, а в Казахстане — столетие народной артистки Казахстана Амины Умурзаковой.
    Вековой юбилей Амины Умурзаковой будет проведен под эгидой ЮНЕСКО. Актриса, являющаяся воплощением образа казахской матери на экране и театральной сцене, родилась 8 марта 1919 года. Но, как оказалось, это не совсем так. Изучая материалы об Умурзаковой, я узнала, что актриса однажды призналась, что точную дату рождения определить было невозможно, поэтому ее супруг — артист Камаси Умурзаков — решил указать в качестве дня рождения Амины 8 марта, а себя записал рожденным 23 февраля.
    В советское время в справочнике Олега Артюхова “Кинематографисты Советской Киргизии” в главе, посвященной Даркуль Куюковой, было указано, что актриса родилась 29 октября 1919 года. Современные источники дают другую дату — 15 мая.
    Моя мама рассказывала, что, будучи ученицей младших классов, была потрясена игрой молодой Куюковой в спектакле “Джаныл–мырза” в середине прошлого века. Актриса создала героический образ легендарной девушки–баатыра.
    А я впервые увидела Куюкову в фильме Болота Шамшиева “Белый пароход” на премьере в Доме кино, учась в младших классах. Актриса сыграла небольшую, но яркую и необычную роль старухи–шаманихи в эпизоде ночного вероломного нападения врагов на племя енисейских кыргызов. Во время съемок ей было полных 55 лет, но на экране мы увидели воплощенный образ седой старины, словно высвеченный из нашей древней истории. Шаманиха Куюковой необычна, потому что раздавлена коварством, злым умыслом людей, которые в погоне за наживой растеряли все благородные качества. Она утратила веру, и потому искренне удивлена поступком Оленихи, спасающей единственного выжившего ребенка енисейских кыргызов.
    Амина Умурзакова — выпускница мастерской Василия Меркурьева в Ленинградском государственном театральном институте. Когда в конце 30–х годов прошлого века юная актриса вернулась в Казахстан, работала сначала в чимкентском театре, затем в алматинском. Но, забеременев, попала под сокращение.
    Началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941–го “Мосфильм” и “Ленфильм” эвакуировали в Алма–Ату, где в 1942–м была создана Центральная объединенная киностудия (ЦОКС). Актриса в период учебы в Ленинграде иногда снималась на “Ленфильме” в массовках. Поэтому решила напомнить о себе. Ей пообещали иметь ее в виду, если понадобятся исполнительницы с монголоидными чертами лица. Тогда Амина устроилась на открывшиеся курсы монтажниц, окончила их. В это время Сергей Эйзенштейн снимал “Ивана Грозного”. Умурзакова вошла в группу монтажниц фильма и была в восторге от уникальной возможности соприкоснуться в работе с гениальным режиссером.
    Среди лучших образов Амины Умурзаковой — роль матери, потерявшей на войне сына, в картине Александра Карпова “Сказ о матери”. Мать безграмотна, а единственной возможностью быть в курсе событий является чтение писем с фронта, и она сама изучает грамоту, становится почтальоном. Желание преодолеть преграды и проблемы, возникающие на пути, — вот, как мне кажется, в чем заключалась мотивация в жизни и актрисы, и ее героинь.
    Одна из последних ролей Умурзаковой — странная пожилая женщина Роза в фильме Айхан Чатаевой “Мама Роза” (1991), которая совершает экзистенциальный подвиг. Пожилая эксцентричная Роза берет на воспитание Амана, брошенного ребенка–афроказаха. Образ вечной матери героического плана трансформировался в гротесковый образ клоунессы не от мира сего, которая рассказывает приемному сыну о годах былого триумфа. Кажется, Розин успех рожден ее мощным воображением, и мальчик, понимая это, каждый раз лишь из вежливости внимает рассказам пожилой женщины. Однако, наблюдая за яркими перевоплощениями Розы–апы, начинает в них верить.
    Даркуль Куюкова также была многоплановой актрисой: играла трагические и драматические роли. Не боялась создавать сатирические образы, мастерски владела приемами гротеска. Незабываема ее тетка Алтынай в фильме Андрея Кончаловского “Первый учитель”. Сцена, в которой героиня Куюковой обмазывает лицо глиной, упреждая людскую волну негатива, не имеет равных по силе исполнения. В ней Куюкова демонстрирует агрессию и жалкость, дикий необузданный темперамент и кучу человеческих комплексов.
    Одну из последних ролей в кино Куюкова сыграла в фильме Кадыржана Кыдыралиева “Долина предков” в 1989–м. Куюкова создает образ хранительницы “всеобщего очага” большого безлюдного высокогорного аула, все жители которого покинули его. Героиню зовут Сайкал. Это простая, но мудрая пожилая женщина, не ведая устали, продолжает трудиться на родной благодатной земле, обходить и окуривать пустые дома. Она живет согласно традиционным священным заповедям и надеется, что люди вернутся.
    Столетие двух великих актрис предоставляет уникальную возможность восстановить в памяти их образы, пересмотреть фильмы и спектакли, сохраненные в архивах, перечитать книги и статьи о них. Их талант — наше бесценное наследие.

Гульбара ТОЛОМУШОВА, киновед, член Международной федерации кинопрессы.