Вторник, 26 марта 2019 года. №34 (11515) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Культурный слой

Эконом-класс
Удачно стартовали
Декларации принимают до полуночи
Будем торговать. Электронно
Правопорядок
Амнистия объявлена
Красота везде красота
Зона беды
Взятка в штуку баксов
«Хонда» нашлась
Машина врезалась в дерево
Спорт-ракурс
Голы, атаки и... кулаки болельщиков
Культурный слой
Мюзикл номадов на Новом Арбате
Бюсты в Таврическом
Человек, создающий эпохи
Удивительно счастливая страна — Нооруз!

Метеосводка по Бишкеку
 на 27.11.2020
атмос. давление 700 мм
относит. влажность 51 проц.
радиационный фон 28.11.2020 мкР/час

 на 8.08
восход 17.30 заход -1...-3
ночью +2...+4 днем 1

Учетный курс валют
 на 27.11.2020
84,51
99,19
1,092
0,1787
11,80


стоп! снято!
Человек, создающий эпохи
В бишкекском Доме кино на днях чествовали замечательного человека: художника–постановщика по костюмам, народного художника Кыргызской Республики, ветерана Союза кинематографистов Кыргызстана Мусу Абдиева. Директор Департамента кинематографии Мукталы Бектеналиев произнес действительно проникновенную речь в честь юбиляра. Отметил, в частности, что основные этапы творчества Абдиева и его судьба теснейшим образом связаны с историей кыргызского игрового кино с момента его возникновения до сегодняшнего дня, ибо старшая дочь виновника торжества Инара Мусаевна продолжает дело отца, работая художником по костюмам в составе съемочных групп нового поколения.
    Юбиляра поздравили народный писатель Кыргызстана, сценарист и драматург Бексултан Жакиев, народный артист республики, кинорежиссер Геннадий Базаров, народный писатель Кыргызстана, драматург и сценарист Мар Байджиев, народный артист, кинооператор Манас Мусаев, народный артист Кыргызстана, кинорежиссер Джали Соданбек, председатель отечественного Союза кинематографистов, режиссер Айбек Дайырбеков, многие другие.
    На творческом вечере показали документальный фильм о жизни и творчестве художника. В нем о нюансах творчества Абдиева рассуждала и экс–президент Кыргызстана Роза Отунбаева. Она подчеркнула, что, работая над историческими фильмами, Абдиев в первую очередь погружался в историю эпохи, досконально изучал детали костюмов, чтобы создать визуально точный образ каждого героя. Художник по костюмам всегда выполняет творческую задачу, поставленную режиссером, поэтому костюм должен соответствовать его видению образа того или иного героя и историческому времени, которому будет посвящен фильм.
    В послужном списке Мусы Абдиева очень разные картины. Приведу лишь малую часть его обширной фильмографии и эпох, им исследованных. “Потомок белого барса” — традиционные народные костюмы древних кыргызов и народов сопредельных территориальных образований доисламского времени. “Миражи любви” — костюмы народов Центральной Азии эпохи Мавераннахра. “Чингисхан” — костюмы монголов и народов, живших на территориях, по которым пронесся полководец. Все три ленты снял Толомуш Океев. Или “Материнское поле”. Здесь мы видим костюмы военного времени: солдат, командиров, представителей колхозного крестьянства, руководителей районов. В “Каныбеке” — костюмы кыргызской знати и простого люда начала XX века. В “Улице” — одеяния сельчан разных поколений. Все три ленты — режиссера Геннадия Базарова.
    А еще был “Первый учитель” Андрона Михалкова–Кончаловского, для которого Абдиев создавал костюмы кыргызской знати и обычного народа начала XX века. Для “Алых маков Иссык–Куля” Болота Шамшиева художник делал костюмы солдат и военного руководства Красной Армии, кыргызской знати, простого люда и басмачества. А вот для “Не ищи объяснения” Джали Соданбека и “Провинциального романа” Мелиса Убукеева Абдиев делал костюмы представителей советской интеллигенции, рабочего класса, населения сельской местности эпохи “застоя” в СССР. А еще был “Сундук предков” Нурбека Эгена с повседневной одеждой жителей Западной Европы и кыргызской глубинки начала XXI века.
    Костюм важно не только создать в воображении, нарисовать эскиз, смоделировать, подобрать ткань и фурнитуру, скроить, сшить, но и в течение длительного съемочного периода поддерживать в том состоянии, в котором он нужен в том или ином эпизоде на съемках. Костюм по ходу развития сюжета фильма может быть новым, поношенным, ветхим... До нужного состояния художники доводят их подручными средствами. После съемок костюмы поступают в хранилище “Кыргызфильма” для возможного использования в других картинах, ну и для истории, конечно.
    Искусствовед, заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики Гульчехра Токтосунова, на вопрос: “В чем особенность творчества Мусы Абдиева?” — ответила следующее: “Особенность этого мастера в том, что он очень органичен с выбором своей профессии. Он в ней живет, реализовывает себя, и является родным человеком в кинематографической семье. Послушав сегодня выступления славных аксакалов кыргызского кино, я еще раз убедилась, что деятели кино творят в единой семье единомышленников и, как отметил Бексултан Жакиев, в этой семье каждая профессия, каждая специализация уникальна и не повторяется. Здесь Муса Абдиев занимает одну из ведущих ролей. То, что творит художник–постановщик по костюмам, — это, пожалуй, половина исполняемого образа, это зримая часть экранного полотна, так как через национальный костюм героя режиссер воссоздает эпоху, культуру своего народа”.
Гульбара ТОЛОМУШОВА, киновед, член Международной федерации кинопрессы.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2020 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”